Резидент по валютному законодательству
Подборка наиболее важных документов по запросу Резидент по валютному законодательству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки ошибочным доводам Учреждения, отсутствие в Порядке N 1663 и договорах об оказании образовательных услуг обязанности иностранного гражданина в целях получения стипендии, материальной помощи открывать счет в банке не исключает обязанности заявителя как резидента по соблюдению... требований валютного законодательства. Ответственность за осуществление незаконной валютной операции лежит на Учреждении - резиденте, и им должны быть приняты все необходимые меры..."
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки ошибочным доводам Учреждения, отсутствие в Порядке N 1663 и договорах об оказании образовательных услуг обязанности иностранного гражданина в целях получения стипендии, материальной помощи открывать счет в банке не исключает обязанности заявителя как резидента по соблюдению... требований валютного законодательства. Ответственность за осуществление незаконной валютной операции лежит на Учреждении - резиденте, и им должны быть приняты все необходимые меры..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кто является физическим лицом - резидентом в понятии валютного законодательства РФ?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2023
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций-резидентов валютным законодательством установлены следующие основные правила совершения валютных операций:
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций-резидентов валютным законодательством установлены следующие основные правила совершения валютных операций:
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 62
<Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность>Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации производится резидентами только через уполномоченные банки. Иной возможности приобретения резидентами иностранной валюты валютным законодательством не предусмотрено.
<Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность>Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации производится резидентами только через уполномоченные банки. Иной возможности приобретения резидентами иностранной валюты валютным законодательством не предусмотрено.
Статья: Финансовый контроль в сфере деофшоризации
(Андрианова Н.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 12)4) контроль в валютной сфере, направленный на проверку соблюдения российскими резидентами валютного законодательства при совершении трансграничных операций и использовании зарубежных счетов;
(Андрианова Н.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 12)4) контроль в валютной сфере, направленный на проверку соблюдения российскими резидентами валютного законодательства при совершении трансграничных операций и использовании зарубежных счетов;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Также понятие резидента из валютного законодательства должно учитываться для целей применения положений Указов Президента РФ, касающихся специальных экономических мер в связи с недружественными действиями ряда государств (п. 1.10 Официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Также понятие резидента из валютного законодательства должно учитываться для целей применения положений Указов Президента РФ, касающихся специальных экономических мер в связи с недружественными действиями ряда государств (п. 1.10 Официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- неправомерно применил к его иностранному представительству ограничение, установленное российским валютным законодательством для российских юридических лиц, поскольку юридическое лицо и его иностранное представительство представляют собой разные категории резидентов с точки зрения валютного законодательства, в связи с чем недопустимо стирать специфику правового статуса представительства, так как такая универсализация ограничения путем его расширительного толкования и применения противоречит принципу соразмерности;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- неправомерно применил к его иностранному представительству ограничение, установленное российским валютным законодательством для российских юридических лиц, поскольку юридическое лицо и его иностранное представительство представляют собой разные категории резидентов с точки зрения валютного законодательства, в связи с чем недопустимо стирать специфику правового статуса представительства, так как такая универсализация ограничения путем его расширительного толкования и применения противоречит принципу соразмерности;
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 236: Просим рассмотреть возможность дополнить непосредственно нормы валютного законодательства таким образом, чтобы однозначно и на постоянной основе закрепить следующее: получение резидентом платежа от российского банка по банковской гарантии (в том числе выданной против контргарантии другого банка) является достаточным для соблюдения резидентом требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки и о возврате аванса, уплаченного нерезиденту.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 236: Просим рассмотреть возможность дополнить непосредственно нормы валютного законодательства таким образом, чтобы однозначно и на постоянной основе закрепить следующее: получение резидентом платежа от российского банка по банковской гарантии (в том числе выданной против контргарантии другого банка) является достаточным для соблюдения резидентом требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки и о возврате аванса, уплаченного нерезиденту.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения, касающиеся переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, введены в комментируемую статью (в том числе в ее наименование) с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ <151>, разработчиками проекта которого обозначалась следующая проблема, для решения которой вносятся изменения: в настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории России, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счет; в соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России; в отношении электронных средств платежа указанная обязанность отсутствует, что снижает эффективность контрольных мероприятий за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также информационной безопасности.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения, касающиеся переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, введены в комментируемую статью (в том числе в ее наименование) с 1 июля 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 499-ФЗ <151>, разработчиками проекта которого обозначалась следующая проблема, для решения которой вносятся изменения: в настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами территории России, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счет; в соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России; в отношении электронных средств платежа указанная обязанность отсутствует, что снижает эффективность контрольных мероприятий за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также информационной безопасности.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
Ситуация: Возможны ли расчеты между резидентами - физическими лицами в иностранной валюте?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях применения валютного законодательства физическими лицами - резидентами признаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство. В свою очередь, физические лица, не являющиеся резидентами, считаются нерезидентами (пп. "а", "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В целях применения валютного законодательства физическими лицами - резидентами признаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство. В свою очередь, физические лица, не являющиеся резидентами, считаются нерезидентами (пп. "а", "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)При этом четких критериев оценки, исполнил или не исполнил резидент свою обязанность по репатриации валюты, законодательно не установлено и решение во многом зависит от позиции органа валютного контроля, осуществляющего проверку выполнения резидентом требований валютного законодательства. К тому же ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ формулируют нарушение несколько по-иному - как нарушение обязанности по получению и обязанности по возвращению валюты, что приводит зачастую к разному подходу к оценке ситуаций, связанных с фактически нерепатриированными средствами, у резидентов и органов валютного контроля.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)При этом четких критериев оценки, исполнил или не исполнил резидент свою обязанность по репатриации валюты, законодательно не установлено и решение во многом зависит от позиции органа валютного контроля, осуществляющего проверку выполнения резидентом требований валютного законодательства. К тому же ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ формулируют нарушение несколько по-иному - как нарушение обязанности по получению и обязанности по возвращению валюты, что приводит зачастую к разному подходу к оценке ситуаций, связанных с фактически нерепатриированными средствами, у резидентов и органов валютного контроля.
Статья: Субъективная сторона уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств (ст. 193 УК)
(Губко В.А.)
("Законность", 2025, N 5)Однако в судебной практике вопрос о применении ст. 193 УК был решен нетривиально: суды стали активно применять формулировки КоАП о вине юридических лиц, указывая при этом на то, что преступление совершено с прямым умыслом. В отдельных случаях при установлении умысла даже использовались формулировки, соответствующие вине в форме неосторожности, в том числе указания на непринятие необходимых мер на стадии преддоговорной подготовки (при этом в отсутствие указаний об умысле на "вывод" средств). Например, Ленинский районный суд г. Новосибирска, вынося обвинительный приговор по ст. 193 УК, указал: "В целях исполнения требований валютного законодательства резидент должен проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих нормы и правил. Резидент РФ должен принять все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства на стадии преддоговорной подготовки, на стадии заключения договора и проведения валютных операций, а также после неисполнения нерезидентом обязательств" <17>.
(Губко В.А.)
("Законность", 2025, N 5)Однако в судебной практике вопрос о применении ст. 193 УК был решен нетривиально: суды стали активно применять формулировки КоАП о вине юридических лиц, указывая при этом на то, что преступление совершено с прямым умыслом. В отдельных случаях при установлении умысла даже использовались формулировки, соответствующие вине в форме неосторожности, в том числе указания на непринятие необходимых мер на стадии преддоговорной подготовки (при этом в отсутствие указаний об умысле на "вывод" средств). Например, Ленинский районный суд г. Новосибирска, вынося обвинительный приговор по ст. 193 УК, указал: "В целях исполнения требований валютного законодательства резидент должен проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих нормы и правил. Резидент РФ должен принять все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства на стадии преддоговорной подготовки, на стадии заключения договора и проведения валютных операций, а также после неисполнения нерезидентом обязательств" <17>.