Режим военного положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим военного положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Режим военного положения: новый взгляд на сущность и содержание понятия
(Кононов А.М., Агарзаев С.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)"Административное право и процесс", 2025, N 3
(Кононов А.М., Агарзаев С.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)"Административное право и процесс", 2025, N 3
Статья: Обеспечение безопасности пенитенциарной системы в условиях режима военного положения (организационно-правовой аспект)
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О военном положении"30 января 2002 года N 1-ФКЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О военном положении"30 января 2002 года N 1-ФКЗ
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"Статья 19. Военное положение
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"Статья 19. Военное положение
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)режим военного положения (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении");
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)режим военного положения (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении");
Статья: Уголовно-правовая характеристика мародерства как преступления против мира и безопасности человечества в российском уголовном законодательстве
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Обращает на себя внимание то, что законодатель вводит такое обязательное криминообразующее условие для этого преступления, как отсутствие вынужденной необходимости. Вынужденная необходимость представляется более широким понятием, чем известная в международном гуманитарном праве военная необходимость, так как последняя актуализируется именно в условиях вооруженного конфликта, в то время как обстоятельства, составляющие вынужденную необходимость, могут иметь место в режиме военного положения, вводимого в целях предупреждения вероятного акта агрессии.
(Лобач Д.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Обращает на себя внимание то, что законодатель вводит такое обязательное криминообразующее условие для этого преступления, как отсутствие вынужденной необходимости. Вынужденная необходимость представляется более широким понятием, чем известная в международном гуманитарном праве военная необходимость, так как последняя актуализируется именно в условиях вооруженного конфликта, в то время как обстоятельства, составляющие вынужденную необходимость, могут иметь место в режиме военного положения, вводимого в целях предупреждения вероятного акта агрессии.
Статья: О повышении устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Так, в ст. 6 Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ раскрываются особенности обеспечения режима военного положения, указывается на то, что органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Так, в ст. 6 Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ раскрываются особенности обеспечения режима военного положения, указывается на то, что органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Статья: Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как новое научное направление исследования
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)В целом в юридической науке советского периода уделялось внимание участию граждан в управлении делами государства и его формам, причем как участию в советской организации (при условии подчинения организациям трудящихся), так и несению службы государственного управления, и рассматривалось в качестве одной из основ строительства Советской власти [2, с. 50; 5, с. 94; 16, с. 36 - 37; 21]. Д.Н. Артамонов отмечал большую роль одобрения и поддержки гражданами средств обороны, охраны и самозащиты государства, так как реализация режима военного положения невозможна без участия масс. Активное участие трудящихся в практическом осуществлении военного положения есть важнейший его принцип на всех фазах развития государства [1]. В юридической науке употреблено понятие участия граждан при выявлении особенностей правового статуса лиц, имеющих отношение к защите Отечества, которые могут не иметь статуса военнослужащего [4; 17], были выделены формы участия в иных правоотношениях [3; 22].
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)В целом в юридической науке советского периода уделялось внимание участию граждан в управлении делами государства и его формам, причем как участию в советской организации (при условии подчинения организациям трудящихся), так и несению службы государственного управления, и рассматривалось в качестве одной из основ строительства Советской власти [2, с. 50; 5, с. 94; 16, с. 36 - 37; 21]. Д.Н. Артамонов отмечал большую роль одобрения и поддержки гражданами средств обороны, охраны и самозащиты государства, так как реализация режима военного положения невозможна без участия масс. Активное участие трудящихся в практическом осуществлении военного положения есть важнейший его принцип на всех фазах развития государства [1]. В юридической науке употреблено понятие участия граждан при выявлении особенностей правового статуса лиц, имеющих отношение к защите Отечества, которые могут не иметь статуса военнослужащего [4; 17], были выделены формы участия в иных правоотношениях [3; 22].
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В современной литературе по административному праву вместо понятия "административный правопорядок" используется понятие "административно-правовой режим". При этом необходимо отметить, что в науке сложились неоднозначные и, можно даже сказать, противоречивые подходы к пониманию сущности и видов административно-правового режима. С одной стороны, административно-правовой режим рассматривается как порядок деятельности органов публичного управления и реализации субъектами административных правоотношений своих прав и обязанностей в целом, как в обычных условиях (например, режимы лицензионно-разрешительной деятельности, паспортно-визовый, таможенный), так и в особых, чрезвычайных условиях (режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и т.п.) <1>. С другой стороны, под административно-правовым режимом понимается лишь специальный правовой порядок административной деятельности и поведения физических лиц и организаций, складывающийся и реализуемый в особых условиях, связанных с необходимостью обеспечения государственной и общественной безопасности (режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, пограничный режим, режим охраны государственной тайны и т.п.) <2>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В современной литературе по административному праву вместо понятия "административный правопорядок" используется понятие "административно-правовой режим". При этом необходимо отметить, что в науке сложились неоднозначные и, можно даже сказать, противоречивые подходы к пониманию сущности и видов административно-правового режима. С одной стороны, административно-правовой режим рассматривается как порядок деятельности органов публичного управления и реализации субъектами административных правоотношений своих прав и обязанностей в целом, как в обычных условиях (например, режимы лицензионно-разрешительной деятельности, паспортно-визовый, таможенный), так и в особых, чрезвычайных условиях (режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и т.п.) <1>. С другой стороны, под административно-правовым режимом понимается лишь специальный правовой порядок административной деятельности и поведения физических лиц и организаций, складывающийся и реализуемый в особых условиях, связанных с необходимостью обеспечения государственной и общественной безопасности (режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, пограничный режим, режим охраны государственной тайны и т.п.) <2>.
Статья: О правовой природе режима в исправительных учреждениях и сопутствующих научных проблемах
(Фатьянов А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Административно-правовые режимы довольно разнообразны по набору и порядку применения ограничительных мер. Режим военного положения отличается от режима контртеррористической операции, режим чрезвычайного положения - от режима закрытого административно-территориального образования, режим защиты государственной тайны - от режима конфиденциальности сведений о клиентах банков и т.д. У них также разные цели и задачи. Но у всех присутствует одна объединительная черта, заключающаяся в установлении определенного комплекса ограничений в сравнении с тем порядком реализации той или иной системы правоотношений, который действует без введения данных ограничений.
(Фатьянов А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Административно-правовые режимы довольно разнообразны по набору и порядку применения ограничительных мер. Режим военного положения отличается от режима контртеррористической операции, режим чрезвычайного положения - от режима закрытого административно-территориального образования, режим защиты государственной тайны - от режима конфиденциальности сведений о клиентах банков и т.д. У них также разные цели и задачи. Но у всех присутствует одна объединительная черта, заключающаяся в установлении определенного комплекса ограничений в сравнении с тем порядком реализации той или иной системы правоотношений, который действует без введения данных ограничений.
Статья: О некоторых особенностях административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях
(Васильевский В.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)В своей служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел решают важнейшие задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в различных, в том числе и в особых, условиях. В настоящий момент единого определения понятия "особые условия" законодательно не сформировано. Однако, анализируя научную литературу, можно отметить, что ученые понимают данное понятие по-разному. Например, А.А. Прозоров отмечает, что в научной среде сформировалось два подхода к решению данной проблемы. Ряд ученых связывают возникновение особых условий исключительно с воздействием природных и техногенных факторов. Другие полагают, что к особым условиям следует относить и факторы социально-политического характера <3>, в том числе массовые беспорядки, терроризм, экстремизм и т.п. Например, В.Б. Княжев и А.Ф. Майдыков определяют термин "особые условия" как "повышенную по степени опасности и последствиям обстановку, вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и биологического характера, требующую от органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия специальных правовых, организационных, тактических мер и их всестороннего обеспечения для защиты интересов личности, общества, государства в мирное или военное время" <4>. Очевидно, что авторы используют широкое толкование понятия "особые условия", включая в них и ситуации, возникающие не только в мирное, но и в военное время, подразумевая объявление режима военного положения в отдельной местности либо в общегосударственном масштабе.
(Васильевский В.Д.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)В своей служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел решают важнейшие задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в различных, в том числе и в особых, условиях. В настоящий момент единого определения понятия "особые условия" законодательно не сформировано. Однако, анализируя научную литературу, можно отметить, что ученые понимают данное понятие по-разному. Например, А.А. Прозоров отмечает, что в научной среде сформировалось два подхода к решению данной проблемы. Ряд ученых связывают возникновение особых условий исключительно с воздействием природных и техногенных факторов. Другие полагают, что к особым условиям следует относить и факторы социально-политического характера <3>, в том числе массовые беспорядки, терроризм, экстремизм и т.п. Например, В.Б. Княжев и А.Ф. Майдыков определяют термин "особые условия" как "повышенную по степени опасности и последствиям обстановку, вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и биологического характера, требующую от органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия специальных правовых, организационных, тактических мер и их всестороннего обеспечения для защиты интересов личности, общества, государства в мирное или военное время" <4>. Очевидно, что авторы используют широкое толкование понятия "особые условия", включая в них и ситуации, возникающие не только в мирное, но и в военное время, подразумевая объявление режима военного положения в отдельной местности либо в общегосударственном масштабе.
Статья: Понятие, признаки, структура и виды административно-правовых режимов миграционной безопасности Российской Федерации
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)К первому виду административно-правовых режимов исследователи относят предусмотренные нормами административного права режимы, имеющие целью создание условий для преодоления чрезвычайных ситуаций и стабилизации обстановки в государстве и обществе. Такие административно-правовые режимы носят временный характер. К данным административно-правовым режимам относят прежде всего режим чрезвычайного положения и режим военного положения.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)К первому виду административно-правовых режимов исследователи относят предусмотренные нормами административного права режимы, имеющие целью создание условий для преодоления чрезвычайных ситуаций и стабилизации обстановки в государстве и обществе. Такие административно-правовые режимы носят временный характер. К данным административно-правовым режимам относят прежде всего режим чрезвычайного положения и режим военного положения.
Статья: Порядок осуществления судопроизводства по гражданским делам в условиях особых правовых режимов
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)В случае если осуществление правосудия судами на территории введения режима военного положения или чрезвычайного положения является невозможным, по решению Верховного Суда РФ территориальная подсудность дел, рассматриваемых в таких судах, может быть изменена (ч. 2 ст. 16 ФКЗ "О военном положении", ч. 3 ст. 35 ФКЗ "О чрезвычайном положении").
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 3)В случае если осуществление правосудия судами на территории введения режима военного положения или чрезвычайного положения является невозможным, по решению Верховного Суда РФ территориальная подсудность дел, рассматриваемых в таких судах, может быть изменена (ч. 2 ст. 16 ФКЗ "О военном положении", ч. 3 ст. 35 ФКЗ "О чрезвычайном положении").
Статья: Соблюдение сроков задержания подозреваемого в условиях военного положения
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)Очевидно, что внесение изменений об увеличении срока задержания и предъявления обвинения при совершении тяжкого и особо тяжкого преступления продиктовано объективной необходимостью осуществления процессуальной деятельности в так называемых "новых условиях", связанных с неизбежными сложностями обеспечения режима военного положения. При этом важно подчеркнуть, что уголовно-процессуальные нормы, предполагающие изменения, касающиеся срока задержания подозреваемого, ориентированы на возможное их применение в вышеперечисленных регионах.
(Орлова А.А.)
("Мировой судья", 2024, N 6)Очевидно, что внесение изменений об увеличении срока задержания и предъявления обвинения при совершении тяжкого и особо тяжкого преступления продиктовано объективной необходимостью осуществления процессуальной деятельности в так называемых "новых условиях", связанных с неизбежными сложностями обеспечения режима военного положения. При этом важно подчеркнуть, что уголовно-процессуальные нормы, предполагающие изменения, касающиеся срока задержания подозреваемого, ориентированы на возможное их применение в вышеперечисленных регионах.