Режим самоизоляции по месту жительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим самоизоляции по месту жительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.07.2024 N 33-26871/2024 (УИД 77RS0001-02-2023-011309-49)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик являлся получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник и как ветеран труда. Истцу стало известно, что ответчик зарегистрирован по другому адресу, однако указанные денежные выплаты продолжали начисляться по предыдущему месту жительства. Между тем учтено, что ответчик имел право на получение мер социальной поддержки, в том числе за заявленный истцом период, поэтому полученные суммы денежной компенсации излишне выплаченными не являются.
Решение: Отказано.Также заслуживающие внимания обстоятельства является то, что пожилой возраст Н., состояние здоровья, период самоизоляции COVID- 19, также то, что при совершении регистрационных действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства он обращался в многофункциональный центр. При этом у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик являлся получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник и как ветеран труда. Истцу стало известно, что ответчик зарегистрирован по другому адресу, однако указанные денежные выплаты продолжали начисляться по предыдущему месту жительства. Между тем учтено, что ответчик имел право на получение мер социальной поддержки, в том числе за заявленный истцом период, поэтому полученные суммы денежной компенсации излишне выплаченными не являются.
Решение: Отказано.Также заслуживающие внимания обстоятельства является то, что пожилой возраст Н., состояние здоровья, период самоизоляции COVID- 19, также то, что при совершении регистрационных действий по снятию с учета и постановке на учет по новому месту жительства он обращался в многофункциональный центр. При этом у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.
Нормативные акты
Приказ ФМБА России от 25.03.2020 N 71
"О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции"1.2.3.1. Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему приказу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
"О мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции"1.2.3.1. Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему приказу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Рассмотрим другой пример. Шестого апреля 2020 г. Ново-Савиновский районный суд Казани рассмотрел дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении А.А. Леонтьева, обвиняемого в оставлении места жительства без уважительных причин. Факт совершения правонарушения Леонтьевым А.А. подтверждается протоколами об административном правонарушении и доставлении, рапортом сотрудника полиции, объяснением задержанного, фотоматериалом. Если ссылаться на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, можно отметить, что оно не запрещает всем гражданам покидать место жительства, например для посещения магазинов в пределах места жительства или выноса мусора, а в определенных случаях, при наличии справки от работодателя или смс-уведомления (не предусмотренных законодательством), гражданам разрешается свободное перемещение. При этом суд учитывает, что Леонтьев А.А. нарушил лишь режим так называемой самоизоляции, которая не регламентируется федеральным законодательством, при отсутствии официально объявленных чрезвычайного положения и ограничительных мероприятий (карантина) и предписаний <7>.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Рассмотрим другой пример. Шестого апреля 2020 г. Ново-Савиновский районный суд Казани рассмотрел дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении А.А. Леонтьева, обвиняемого в оставлении места жительства без уважительных причин. Факт совершения правонарушения Леонтьевым А.А. подтверждается протоколами об административном правонарушении и доставлении, рапортом сотрудника полиции, объяснением задержанного, фотоматериалом. Если ссылаться на Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, можно отметить, что оно не запрещает всем гражданам покидать место жительства, например для посещения магазинов в пределах места жительства или выноса мусора, а в определенных случаях, при наличии справки от работодателя или смс-уведомления (не предусмотренных законодательством), гражданам разрешается свободное перемещение. При этом суд учитывает, что Леонтьев А.А. нарушил лишь режим так называемой самоизоляции, которая не регламентируется федеральным законодательством, при отсутствии официально объявленных чрезвычайного положения и ограничительных мероприятий (карантина) и предписаний <7>.
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Ш. вернулся к месту своего проживания, где был обязан <17> соблюдать меры и правила самоизоляции, а именно в течение 14 дней не покидать места своего постоянного проживания, а также не контактировать с третьими лицами. Однако Ш. в нарушение предусмотренных правил во дворе своего дома осуществил контактирование с жителями, в связи с чем создал угрозу распространения инфекции. Впоследствии у Ш. была обнаружена новая коронавирусная инфекция "COVID-19", а также выявлено заражение пяти жителей, контактировавших с ним.
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Ш. вернулся к месту своего проживания, где был обязан <17> соблюдать меры и правила самоизоляции, а именно в течение 14 дней не покидать места своего постоянного проживания, а также не контактировать с третьими лицами. Однако Ш. в нарушение предусмотренных правил во дворе своего дома осуществил контактирование с жителями, в связи с чем создал угрозу распространения инфекции. Впоследствии у Ш. была обнаружена новая коронавирусная инфекция "COVID-19", а также выявлено заражение пяти жителей, контактировавших с ним.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что жизнь и здоровье человека представляют собой высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, поэтому на государстве лежит ответственность, в частности, за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе за счет введения ограничений свободы передвижения. Необходимость принятия таких мер наряду с другими мерами борьбы с пандемией подтверждается опытом других государств. Меры изоляции и самоизоляции граждан по месту их проживания (пребывания), получившие международное обозначение lockdown, не являются особенностью Российской Федерации.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что жизнь и здоровье человека представляют собой высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, поэтому на государстве лежит ответственность, в частности, за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе за счет введения ограничений свободы передвижения. Необходимость принятия таких мер наряду с другими мерами борьбы с пандемией подтверждается опытом других государств. Меры изоляции и самоизоляции граждан по месту их проживания (пребывания), получившие международное обозначение lockdown, не являются особенностью Российской Федерации.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Режим самоизоляции должен был быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах (п. 10.1).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Режим самоизоляции должен был быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах (п. 10.1).
Статья: Презумпции в муниципальном праве
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
(Третьяк И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)Однако возникает вопрос о критериях, которыми может руководствоваться суд при установлении факта отсутствия вины. Полагаем, что суд должен принять во внимание все обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска заседаний представительного органа конкретным депутатом, а не только причины, указанные в муниципальных правовых актах в качестве уважительных, в силу следующих причин. Во-первых, депутат уже был поражен в правах и находится под действием презумпции виновности, следовательно, применение к нему такой презумпции должно быть компенсировано отсутствием ограничений в доказательствах его невиновности, иначе такая презумпция является непропорциональным ограничением его конституционного права быть избранным. Во-вторых, установление всех обстоятельств пропуска депутатом заседаний представительного органа согласуется с такими принципами судопроизводства, как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении дел в суде. Такими уважительными причинами могут являться, например, болезнь, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, самоизоляция в связи с распространением вирусных инфекций, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в месте проживания депутата, противоправные действия третьих лиц в отношении депутата, связанные с ограничением свободы его передвижения, и т.д.
Статья: Конституция России: новые угрозы и новые перспективы
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Под влиянием цифровых технологий происходит переформатирование человеческой личности. Скорость изменениям придала пандемия. Как следствие - локдаун и самоизоляция нарушили навыки социального общения. Можно наблюдать, как происходит ломка прежних принципов общежития. Картинка, когда молодые люди, находясь в одном месте, общаются с помощью гаджетов и телефонов, уже никого не удивляет, но это лишь внешнее проявление глубинных процессов. Разрушается стереотип семейной жизни. Э. Тоффлер предлагал создать новую услугу - "семейная пара", когда менеджеру при смене места жительства в качестве пакета от работодателя полагается временная супруга (с ребенком или без него, по желанию клиента) <14>. Сейчас мы видим такое явление, как дистанционная семья. При этом раньше под этим понятием понимались разделенные семьи в силу необходимости трудовой миграции. Считалось, что дистанционная семья - образ, возникший на просторах СНГ. Много социологических исследований проводится на Украине, где введено такое понятие, как трансграничная семья <15>. Под воздействием цифровых технологий семейная жизнь также переходит отчасти в дистанционный формат. Пока это характерно для европейской молодежи. Кстати, вопросы с зачатием детей не возникают: репродуктивные технологии предлагают целый спектр альтернативных форм появления детей на свет.
(Романовский Г.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Под влиянием цифровых технологий происходит переформатирование человеческой личности. Скорость изменениям придала пандемия. Как следствие - локдаун и самоизоляция нарушили навыки социального общения. Можно наблюдать, как происходит ломка прежних принципов общежития. Картинка, когда молодые люди, находясь в одном месте, общаются с помощью гаджетов и телефонов, уже никого не удивляет, но это лишь внешнее проявление глубинных процессов. Разрушается стереотип семейной жизни. Э. Тоффлер предлагал создать новую услугу - "семейная пара", когда менеджеру при смене места жительства в качестве пакета от работодателя полагается временная супруга (с ребенком или без него, по желанию клиента) <14>. Сейчас мы видим такое явление, как дистанционная семья. При этом раньше под этим понятием понимались разделенные семьи в силу необходимости трудовой миграции. Считалось, что дистанционная семья - образ, возникший на просторах СНГ. Много социологических исследований проводится на Украине, где введено такое понятие, как трансграничная семья <15>. Под воздействием цифровых технологий семейная жизнь также переходит отчасти в дистанционный формат. Пока это характерно для европейской молодежи. Кстати, вопросы с зачатием детей не возникают: репродуктивные технологии предлагают целый спектр альтернативных форм появления детей на свет.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Также в Великобритании в рамках одной из государственных противоэпидемиологических мер был введен аналог телефона доверия для категории населения пенсионного возраста, так как именно эта группа населения практически не покидала пределы места жительства. Это во многом помогло справиться с апатичными и фрустрационными состояниями, вызванными одиночеством в условиях самоизоляции. Похожие меры были приняты в Финляндии, в особенности в г. Хельсинки, где инфекция COVID-19 имела гораздо больший масштаб <13>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Также в Великобритании в рамках одной из государственных противоэпидемиологических мер был введен аналог телефона доверия для категории населения пенсионного возраста, так как именно эта группа населения практически не покидала пределы места жительства. Это во многом помогло справиться с апатичными и фрустрационными состояниями, вызванными одиночеством в условиях самоизоляции. Похожие меры были приняты в Финляндии, в особенности в г. Хельсинки, где инфекция COVID-19 имела гораздо больший масштаб <13>.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- обеспечение режима самоизоляции для всех или определенных категорий граждан, в том числе вернувшихся из зарубежных поездок, что предполагало запрет для них покидать место жительства или место пребывания, кроме случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и наличия иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления трудовой деятельности (работы), за исключением работников, переведенных на дистанционный режим работы, находящихся в отпуске или в отношении которых оформлен листок нетрудоспособности; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг; выгула домашних животных; выноса отходов до ближайшего места их накопления;
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- обеспечение режима самоизоляции для всех или определенных категорий граждан, в том числе вернувшихся из зарубежных поездок, что предполагало запрет для них покидать место жительства или место пребывания, кроме случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и наличия иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления трудовой деятельности (работы), за исключением работников, переведенных на дистанционный режим работы, находящихся в отпуске или в отношении которых оформлен листок нетрудоспособности; следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг; выгула домашних животных; выноса отходов до ближайшего места их накопления;
Статья: Решение Европейского суда по делу "Терхеш против Румынии" от 13 апреля 2021 г., жалоба N 49933/20
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 8)Прежде всего, Европейский суд пришел к заключению, что пункт 1 статьи 5 Европейской конвенции не применяется к мерам самоизоляции, которые были приняты правительством Румынии <3>. Чтобы прийти к данному выводу, Европейский суд проанализировал ситуацию заявителя, румынского политика, в свете своей правоприменительной практики <4>. Европейский суд подчеркнул, что меры самоизоляции были определены национальным законодательством и являлись обязательными для всех членов общества. Таким образом, нельзя рассматривать меры самоизоляции как индивидуальную ограничительную меру в отношении заявителя <5>. Что же касается непосредственно анализа ситуации заявителя, Европейский суд отметил, что он мог покинуть свое место жительства по различным причинам, мог по необходимости посещать различные места, не подвергался индивидуальному наблюдению со стороны властей и мог поддерживать социальные связи <6>. Таким образом, степень ограничений, предусмотренных мерами самоизоляции, не позволяет приравнять их к домашнему аресту <7>. Кроме того, заявитель не пояснил Европейскому суду, как меры самоизоляции повлияли на его состояние, и не представил никаких конкретных элементов, чтобы описать, как он пережил период самоизоляции <8>. Как следствие, Европейский суд пришел к выводу, что меры самоизоляции не являются лишением свободы по смыслу пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции <9>. Данный вывод Европейского суда был вполне ожидаем ввиду его предыдущей правоприменительной практики, чрезвычайных обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19, и общего характера жалобы.
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 8)Прежде всего, Европейский суд пришел к заключению, что пункт 1 статьи 5 Европейской конвенции не применяется к мерам самоизоляции, которые были приняты правительством Румынии <3>. Чтобы прийти к данному выводу, Европейский суд проанализировал ситуацию заявителя, румынского политика, в свете своей правоприменительной практики <4>. Европейский суд подчеркнул, что меры самоизоляции были определены национальным законодательством и являлись обязательными для всех членов общества. Таким образом, нельзя рассматривать меры самоизоляции как индивидуальную ограничительную меру в отношении заявителя <5>. Что же касается непосредственно анализа ситуации заявителя, Европейский суд отметил, что он мог покинуть свое место жительства по различным причинам, мог по необходимости посещать различные места, не подвергался индивидуальному наблюдению со стороны властей и мог поддерживать социальные связи <6>. Таким образом, степень ограничений, предусмотренных мерами самоизоляции, не позволяет приравнять их к домашнему аресту <7>. Кроме того, заявитель не пояснил Европейскому суду, как меры самоизоляции повлияли на его состояние, и не представил никаких конкретных элементов, чтобы описать, как он пережил период самоизоляции <8>. Как следствие, Европейский суд пришел к выводу, что меры самоизоляции не являются лишением свободы по смыслу пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции <9>. Данный вывод Европейского суда был вполне ожидаем ввиду его предыдущей правоприменительной практики, чрезвычайных обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19, и общего характера жалобы.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Правовое регулирование прав и обязанностей коммерческих корпораций периодически пересматривается с учетом правоприменения. Так, в 2020 г. возникла потребность во внесении изменений в законодательство в связи с пандемией. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" региональным властям было поручено исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории обеспечить комплекс ограничительных мероприятий, включая приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. На территориях отдельных субъектов Российской Федерации было временно запрещено проведение публичных и массовых мероприятий, гражданам было предписано не покидать места проживания, за исключением крайней необходимости.