Режим особой охраны оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим особой охраны оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)К сожалению, анализ законодательных изменений за последние 5 лет позволяет выявить тенденции к ослаблению режима особой охраны ООПТ, допускающие все большее вовлечение ООПТ в хозяйственный оборот. Такое положение дел сложно назвать компромиссным между потребностями в социально-экономическом развитии и сохранении природной среды. В данном случае отслеживается прямая интервенция градостроительного и земельного законодательства в законодательство об ООПТ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)К сожалению, анализ законодательных изменений за последние 5 лет позволяет выявить тенденции к ослаблению режима особой охраны ООПТ, допускающие все большее вовлечение ООПТ в хозяйственный оборот. Такое положение дел сложно назвать компромиссным между потребностями в социально-экономическом развитии и сохранении природной среды. В данном случае отслеживается прямая интервенция градостроительного и земельного законодательства в законодательство об ООПТ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В национальном правопорядке ООПТ могут быть разных категорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы и т.д.). Категория ООПТ предопределяет содержание режима особой охраны ООПТ, в том числе и расположенных в ее границах водных объектов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В национальном правопорядке ООПТ могут быть разных категорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы и т.д.). Категория ООПТ предопределяет содержание режима особой охраны ООПТ, в том числе и расположенных в ее границах водных объектов.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Режим особой охраны на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении ФСО России, устанавливается с учетом необходимости обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Режим особой охраны на особо охраняемых природных территориях, находящихся в ведении ФСО России, устанавливается с учетом необходимости обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
Приказ Минприроды России N 26, Министра обороны РФ N 39 от 25.01.2013
"Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения при обеспечении режима особой охраны"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2013 N 27666)Зарегистрировано в Минюсте России 13 марта 2013 г. N 27666
"Об утверждении Порядка взаимодействия воинских частей и государственных природоохранных учреждений на особо охраняемых природных территориях федерального значения при обеспечении режима особой охраны"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2013 N 27666)Зарегистрировано в Минюсте России 13 марта 2013 г. N 27666
Статья: Особенности исковой работы прокурора по возмещению вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)- факт распространения режима особой охраны ООПТ на место совершения деяния, в результате которого причинен вред (есть ли нормативный правовой акт, определяющий статус и утверждающий границы и режим особой охраны ООПТ, и совершено ли деяние в границах ООПТ);
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2022, N 8)- факт распространения режима особой охраны ООПТ на место совершения деяния, в результате которого причинен вред (есть ли нормативный правовой акт, определяющий статус и утверждающий границы и режим особой охраны ООПТ, и совершено ли деяние в границах ООПТ);
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) <2> применительно к ООПТ говорит об их "организации", "создании", "развитии" и "функционировании". Если процедуры создания ООПТ различных категорий подробно регламентированы, то понятия "функционирование" и "развитие" ООПТ не раскрываются в Законе. Из форм изменения ООПТ Закон N 33-ФЗ предусматривает только изменение режима особой охраны ООПТ. Иные формы изменения статуса ООПТ (изменение границ (площади), преобразование (включая изменение категории) и упразднение (ликвидацию)) Закон N 33-ФЗ не предусматривает <3>. Но при этом справедливо отмечается отсутствие в Законе N 33-ФЗ прямого запрета на упразднение ООПТ <4>. Данная проблема, учитывая длительность ее существования, приобрела многоаспектный характер, который предлагается рассмотреть.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) <2> применительно к ООПТ говорит об их "организации", "создании", "развитии" и "функционировании". Если процедуры создания ООПТ различных категорий подробно регламентированы, то понятия "функционирование" и "развитие" ООПТ не раскрываются в Законе. Из форм изменения ООПТ Закон N 33-ФЗ предусматривает только изменение режима особой охраны ООПТ. Иные формы изменения статуса ООПТ (изменение границ (площади), преобразование (включая изменение категории) и упразднение (ликвидацию)) Закон N 33-ФЗ не предусматривает <3>. Но при этом справедливо отмечается отсутствие в Законе N 33-ФЗ прямого запрета на упразднение ООПТ <4>. Данная проблема, учитывая длительность ее существования, приобрела многоаспектный характер, который предлагается рассмотреть.
Статья: Правовое содержание пользования недрами в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<2> Неотъемлемой характеристикой ООГО является действие в его отношении режима особой охраны ООПТ, в границах которой он расположен. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 900 "Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение" // СЗ РФ. 2001. N 53. Ст. 5189.
(Ерыгин Д.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)<2> Неотъемлемой характеристикой ООГО является действие в его отношении режима особой охраны ООПТ, в границах которой он расположен. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 900 "Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение" // СЗ РФ. 2001. N 53. Ст. 5189.
Статья: Экологический туризм как вид экологического предпринимательства: новое в регулировании особо охраняемых природных территорий
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Так, к числу задач государственных природных заповедников добавили организацию и осуществление туризма (подп. "ж" ст. 7 новой редакции Закона об ООПТ) и перестали выделять лишь один вид допустимого туризма - познавательный, как это было в прежней редакции Закона об ООПТ (абз. 2 п. 5 ст. 9). Стало возможным строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, связанных с выполнением задач государственного природного заповедника (абз. 3 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ), следовательно в том числе задачи по организации и осуществлению туризма. Представляется, что данная норма направлена на повышение инвестиционной привлекательности государственных природных заповедников, позволяющее реализовать строительство объектов туристической инфраструктуры на их территории. В целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, абз. 4 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ теперь допускает возможность проведения выборочных рубок лесных насаждений, что является тенденцией к ослаблению режима особой охраны ООПТ. Кроме того, к числу изменений, снижающих уровень правовой охраны ООПТ, следует отнести исключение из числа допустимых мероприятий и видов деятельности на территории государственного природного заповедника восстановление и предотвращение изменений природных комплексов их компонентов в результате антропогенного воздействия (подп. "а" п. 2 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ).
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Так, к числу задач государственных природных заповедников добавили организацию и осуществление туризма (подп. "ж" ст. 7 новой редакции Закона об ООПТ) и перестали выделять лишь один вид допустимого туризма - познавательный, как это было в прежней редакции Закона об ООПТ (абз. 2 п. 5 ст. 9). Стало возможным строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, связанных с выполнением задач государственного природного заповедника (абз. 3 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ), следовательно в том числе задачи по организации и осуществлению туризма. Представляется, что данная норма направлена на повышение инвестиционной привлекательности государственных природных заповедников, позволяющее реализовать строительство объектов туристической инфраструктуры на их территории. В целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, абз. 4 п. 1 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ теперь допускает возможность проведения выборочных рубок лесных насаждений, что является тенденцией к ослаблению режима особой охраны ООПТ. Кроме того, к числу изменений, снижающих уровень правовой охраны ООПТ, следует отнести исключение из числа допустимых мероприятий и видов деятельности на территории государственного природного заповедника восстановление и предотвращение изменений природных комплексов их компонентов в результате антропогенного воздействия (подп. "а" п. 2 ст. 9 новой редакции Закона об ООПТ).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет их как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет их как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 указанной статьи населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 указанной статьи населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав такой ЗОУИТ, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав такой ЗОУИТ, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Отметим, что земельные участки в рамках пользования недрами в целях образования ООГО, как правило, не подвергаются существенному антропогенному воздействию. Это обусловлено, во-первых, целями землепользования при образовании ООГО, которые можно условно разделить на две основные группы в зависимости от степени антропогенной нагрузки, оказываемой на земельные участки, от меньшей к большей: 1) обеспечение доступа (прохода, проезда) к геологическому объекту, визуального ознакомления со свойствами его наземных частей в рамках проведения экскурсий и т.д.; 2) формирование и эксплуатация наземной части организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО (обустройство пешеходных дорожек, проведение освещения, установка скамеек, пунктов выдачи спелеологической экипировки и т.д.). Во-вторых, использование земельных участков в рамках рассматриваемого вида пользования недрами должно осуществляться с соблюдением режима особой охраны ООПТ, в состав которой входит ООГО <29>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Отметим, что земельные участки в рамках пользования недрами в целях образования ООГО, как правило, не подвергаются существенному антропогенному воздействию. Это обусловлено, во-первых, целями землепользования при образовании ООГО, которые можно условно разделить на две основные группы в зависимости от степени антропогенной нагрузки, оказываемой на земельные участки, от меньшей к большей: 1) обеспечение доступа (прохода, проезда) к геологическому объекту, визуального ознакомления со свойствами его наземных частей в рамках проведения экскурсий и т.д.; 2) формирование и эксплуатация наземной части организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО (обустройство пешеходных дорожек, проведение освещения, установка скамеек, пунктов выдачи спелеологической экипировки и т.д.). Во-вторых, использование земельных участков в рамках рассматриваемого вида пользования недрами должно осуществляться с соблюдением режима особой охраны ООПТ, в состав которой входит ООГО <29>.
Статья: К вопросу о конкуренции оснований возникновения права собственности субъектов Российской Федерации на землю в аспекте обеспечения их территориальной целостности и защиты особо охраняемых природных территорий
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)В противном случае создаются реальные предпосылки для проявления негативных побочных эффектов имеющегося правового регулирования права собственности субъектов Российской Федерации на землю: это и нарушение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий как объектов общенационального достояния, и дестабилизация имущественного оборота и отношений собственности на землю внутри региона, а также возникновение угрозы региональной и общефедеральной устойчивости и эффективности государственного управления в целом. Возникает реальное правовое и даже социально-политическое противоречие: как с точки зрения права и политико-правового устройства допустима ситуация, когда формально в состав территории одного субъекта Российской Федерации будут входить земельные участки, которые принадлежат на праве собственности другому? Причем в ситуациях, когда это не оправдано какой-либо публично-правовой необходимостью!
(Левченко О.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)В противном случае создаются реальные предпосылки для проявления негативных побочных эффектов имеющегося правового регулирования права собственности субъектов Российской Федерации на землю: это и нарушение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий как объектов общенационального достояния, и дестабилизация имущественного оборота и отношений собственности на землю внутри региона, а также возникновение угрозы региональной и общефедеральной устойчивости и эффективности государственного управления в целом. Возникает реальное правовое и даже социально-политическое противоречие: как с точки зрения права и политико-правового устройства допустима ситуация, когда формально в состав территории одного субъекта Российской Федерации будут входить земельные участки, которые принадлежат на праве собственности другому? Причем в ситуациях, когда это не оправдано какой-либо публично-правовой необходимостью!
Статья: Недостатки действующего порядка предоставления недр в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Исходя из сведений, содержащихся в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, в настоящее время выдано 14 действующих лицензий на пользование недрами для образования ООГО в отношении 14 геологических объектов. При этом на дату предоставления права пользования недрами они либо были признаны ООПТ в статусе памятника природы по решениям органов государственной власти, либо находились в границах ООПТ. Следовательно, особый правовой режим, обеспечивающий охрану указанных геологических объектов, был установлен еще до предоставления права пользования недрами. В свою очередь, согласно условиям упомянутых лицензий пользование участками недр должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством об ООПТ, в том числе в соответствии с режимом особой охраны ООПТ, в границах которой расположен предоставленный в пользование участок недр.
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Исходя из сведений, содержащихся в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, в настоящее время выдано 14 действующих лицензий на пользование недрами для образования ООГО в отношении 14 геологических объектов. При этом на дату предоставления права пользования недрами они либо были признаны ООПТ в статусе памятника природы по решениям органов государственной власти, либо находились в границах ООПТ. Следовательно, особый правовой режим, обеспечивающий охрану указанных геологических объектов, был установлен еще до предоставления права пользования недрами. В свою очередь, согласно условиям упомянутых лицензий пользование участками недр должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством об ООПТ, в том числе в соответствии с режимом особой охраны ООПТ, в границах которой расположен предоставленный в пользование участок недр.