Режим оопт
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим оопт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Статьями 2 и 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: природные парки. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ"Таким образом, размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, в том числе и к землям общего пользования, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 ЗК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(ред. от 17.11.2025)Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Раздел X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО
(ред. от 31.07.2025)
"Об особо охраняемых природных территориях"Раздел X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО
Готовое решение: Как могут по ст. 222 ГК РФ снести самовольную постройку
(КонсультантПлюс, 2025)госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Они направят уведомление, например, если выявят размещение объекта капстроительства на участке в границах особо охраняемой природной территории, режим которой не допускает его размещения (пп. "б" п. 4 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Они направят уведомление, например, если выявят размещение объекта капстроительства на участке в границах особо охраняемой природной территории, режим которой не допускает его размещения (пп. "б" п. 4 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Предметом муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 33 Закона N 33-ФЗ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: 1) режима особо охраняемой природной территории; 2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; 3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер, утв. Минэкономразвития России (можно ознакомиться по адресу: https://www.economy.gov.ru/material/file/74c1df9e95bd963257476278467cc6b2/obzor.pdf), по данному вопросу указывается следующее: "Положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанному в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Таким образом, Приказом установлено, что размещение отдельных объектов допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий)".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер, утв. Минэкономразвития России (можно ознакомиться по адресу: https://www.economy.gov.ru/material/file/74c1df9e95bd963257476278467cc6b2/obzor.pdf), по данному вопросу указывается следующее: "Положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанному в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Таким образом, Приказом установлено, что размещение отдельных объектов допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий)".
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)3.6. Нарушение режима особо охраняемых природных
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)3.6. Нарушение режима особо охраняемых природных
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)"Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специального порядка признания водных объектов (их частей), подлежащих особой охране, водное законодательство не закрепляет, что обусловлено регламентацией этого вопроса нормами Закона об особо охраняемых природных территориях и Закона об объектах культурного наследия. Первый из обозначенных законов допускает возможность распространения на участки водной поверхности правового режима ООПТ, а второй - возможность включения водных объектов (их частей) в состав территории объекта культурного наследия.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специального порядка признания водных объектов (их частей), подлежащих особой охране, водное законодательство не закрепляет, что обусловлено регламентацией этого вопроса нормами Закона об особо охраняемых природных территориях и Закона об объектах культурного наследия. Первый из обозначенных законов допускает возможность распространения на участки водной поверхности правового режима ООПТ, а второй - возможность включения водных объектов (их частей) в состав территории объекта культурного наследия.