Резервирование земель для муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Резервирование земель для муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 "Собственность на землю граждан и юридических лиц" ЗК РФ"Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 27, 39.20, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, установив, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте на основании не оспоренного постановления уполномоченного органа о резервировании земель для муниципальных нужд, данное ограничение возникло до приобретения истцом права собственности на гараж, под которым находится спорный земельный участок."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на это обращение... ответчиком представлен проект договора аренды спорного земельного участка, в котором срок аренды установлен... на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на это обращение... ответчиком представлен проект договора аренды спорного земельного участка, в котором срок аренды установлен... на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Развитие судебной практики после появления в ЗК РФ норм
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<8> Решение Красносельского районного суда Костромской области от 21 февраля 2024 г. по делу N 2а-174/2024 о признании принятым неуполномоченным лицом Постановления Администрации Красносельского района Костромской области "О резервировании земель для муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<8> Решение Красносельского районного суда Костромской области от 21 февраля 2024 г. по делу N 2а-174/2024 о признании принятым неуполномоченным лицом Постановления Администрации Красносельского района Костромской области "О резервировании земель для муниципальных нужд" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Напомним, что согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор), землеустройства; осуществление государственного земельного надзора; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Напомним, что согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор), землеустройства; осуществление государственного земельного надзора; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья: Сложные вопросы применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 11; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 24)К числу ситуаций, по которым следует признать бессрочный характер договора, можно отнести и ряд других. Например, если договором аренды предусмотрено, что он действует до какого-либо четко обозначенного события: начала капитального ремонта, реконструкции объекта аренды или иного события, которое обязательно должно произойти в неизвестный на момент заключения договора аренды срок, или договор заключен на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для городских (муниципальных) нужд (без предоставления информации об указанном сроке резервирования), или иных, рассмотренных М.А. Климовой [20]. Такие договоры также рассматриваются как заключенные на неопределенный срок вследствие невозможности на момент заключения договора аренды четко определить срок события, ограничивающего период его действия. При этом во избежание претензий со стороны арендатора о неправомерном расторжении договора арендодатель должен предоставить арендатору документы, свидетельствующие о наступлении события, являющегося основанием для расторжения такого договора.
(Лисовская И.А., Трапезникова Н.Г.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 11; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 24)К числу ситуаций, по которым следует признать бессрочный характер договора, можно отнести и ряд других. Например, если договором аренды предусмотрено, что он действует до какого-либо четко обозначенного события: начала капитального ремонта, реконструкции объекта аренды или иного события, которое обязательно должно произойти в неизвестный на момент заключения договора аренды срок, или договор заключен на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для городских (муниципальных) нужд (без предоставления информации об указанном сроке резервирования), или иных, рассмотренных М.А. Климовой [20]. Такие договоры также рассматриваются как заключенные на неопределенный срок вследствие невозможности на момент заключения договора аренды четко определить срок события, ограничивающего период его действия. При этом во избежание претензий со стороны арендатора о неправомерном расторжении договора арендодатель должен предоставить арендатору документы, свидетельствующие о наступлении события, являющегося основанием для расторжения такого договора.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данным абзацем также предусмотрено, что в случае, объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, соответствующий земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Данное положение введено с 29 мая 2007 г. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ <255>, принятым в рамках установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, указанным Законом в ЗК РФ включена ст. 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земельных участков, под которым понимается первичная стадия последующего изъятия земельного участка, регулируется ст. ст. 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ. Земли для государственных и муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Порядок резервирования земель определяется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земельных участков, под которым понимается первичная стадия последующего изъятия земельного участка, регулируется ст. ст. 56.1, 70.1 Земельного кодекса РФ. Земли для государственных и муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Порядок резервирования земель определяется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовой акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима объекта публичного права, например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 28 ч. 5 комментируемой статьи к числу дополнительных относятся сведения о расположении земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. Под резервированием земель для государственных или муниципальных нужд понимается реализуемая в административном порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач. Регулируется оно ст. 70.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 28 ч. 5 комментируемой статьи к числу дополнительных относятся сведения о расположении земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. Под резервированием земель для государственных или муниципальных нужд понимается реализуемая в административном порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач. Регулируется оно ст. 70.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
Статья: Возмещение убытков, возникающих в связи с резервированием земель
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.
(Коконов Д.А.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Статья посвящена проблеме возмещения убытков, возникающих у правообладателей земельных участков в связи с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд. В статье рассмотрены содержание института резервирования земель для государственных и муниципальных нужд, краткая история его развития, проанализирован существующий механизм возмещения соответствующих убытков и отмечена необходимость его совершенствования.