Резерв средств на непредвиденные расходы



Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв средств на непредвиденные расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 N 20АП-8031/2023 по делу N А09-10174/2022
Требование: О признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на выполнение работ по ремонту зданий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Начальная (максимальная) цена контракта включает в себя затраты, издержки и расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по контракту, и определена посредством проектно-сметного метода. В состав твердой цены входит резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2%. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты без расшифровки затрат Подрядчику не выплачивается и предназначен для возмещения дополнительных объемов работ, возникающих в ходе строительства, согласованных с Заказчиком и оформленных в установленном порядке (пункты 2.3, 2.4 контракта).
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)
Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
Вопрос: Как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при капитальном ремонте объектов капитального строительства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
К примеру, при выполнении для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствующих работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства в расчет цены можно включить резерв средств на непредвиденные расходы. Он не должен превышать размер, предусмотренный сметной документацией по объекту. Это правило предусмотрено п. 21 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
показать больше документов

Нормативные акты

Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312
"Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"
(вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")
5.7. Определение стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий (объектов) должно осуществляться на основе сметных или договорных цен. Договорная цена каждого объекта ремонта и реконструкции должна определяться на основе сметы, составляемой по установленным соответственно для капитального ремонта и реконструкции ценам, нормам, тарифам и расценкам с учетом научно-технического уровня, эффективности, качества, сроков выполнения работ и других факторов. В сметах необходимо предусматривать накладные расходы, плановые накопления, прочие работы и затраты.
"Методические рекомендации по работе органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных заторами на федеральных автомобильных дорогах"
(утв. МЧС России 20.08.2020 N 2-4-71-19-11)
Оплата произведенных услуг и затрат, связанных с транспортным обеспечением должна производится по факту затрат из фондов непредвиденных расходов за счет резервов финансовых средств субъекта РФ, муниципального образования, предназначенных на ликвидацию ЧС.
показать больше документов