Резерв по сомнительным долгам ограничение
Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв по сомнительным долгам ограничение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о завышении налогоплательщиком расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, поскольку в состав внереализационных расходов в порядке п. 5 ст. 266 НК РФ была включена сумма, превышающая 10 процентов выручки за соответствующий налоговый период. Налогоплательщик полагал, что в соответствии со ст. 266 НК РФ сумма вновь создаваемого резерва сначала рассчитывается на конкретный отчетный период по результатам проведенной инвентаризации, затем размер созданного резерва ограничивается 10 процентами выручки этого периода и лишь после этого корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Ограничение 10 процентами от выручки отчетного (налогового) периода применяется исключительно к сумме создаваемого резерва по сомнительным долгам, а не к размеру корректировки на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (отчисления в состав внереализационных расходов). Суд признал доначисление правомерным, указав, что независимо от остатка резерва предыдущего периода предельная сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки соответствующего периода.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о завышении налогоплательщиком расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, поскольку в состав внереализационных расходов в порядке п. 5 ст. 266 НК РФ была включена сумма, превышающая 10 процентов выручки за соответствующий налоговый период. Налогоплательщик полагал, что в соответствии со ст. 266 НК РФ сумма вновь создаваемого резерва сначала рассчитывается на конкретный отчетный период по результатам проведенной инвентаризации, затем размер созданного резерва ограничивается 10 процентами выручки этого периода и лишь после этого корректируется на остаток резерва (при его наличии) предыдущего отчетного периода в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ. Ограничение 10 процентами от выручки отчетного (налогового) периода применяется исключительно к сумме создаваемого резерва по сомнительным долгам, а не к размеру корректировки на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (отчисления в состав внереализационных расходов). Суд признал доначисление правомерным, указав, что независимо от остатка резерва предыдущего периода предельная сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов выручки соответствующего периода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об ограничении по выручке при формировании резерва по сомнительным долгам
(Гусаров Д.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1
(Гусаров Д.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1
Статья: Дебиторская задолженность в бухгалтерской отчетности: от истории к современным реалиям
(Куликова Л.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)В июле 1936 г. было утверждено новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах <4>, согласно которому расчеты с дебиторами (в том числе по предъявленным к ним претензиям) показывались в балансе в суммах, установленных текущими бухгалтерскими записями. Если при проверке расчетов выяснялись разногласия, то каждая сторона оставляла на своем балансе те суммы, которые вытекали из текущих бухгалтерских записей. Образование резерва сомнительных долгов ограничивалось только спорными долгами, переданными на разрешение суда или арбитража в размере не более 25% от спорных долгов.
(Куликова Л.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)В июле 1936 г. было утверждено новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах <4>, согласно которому расчеты с дебиторами (в том числе по предъявленным к ним претензиям) показывались в балансе в суммах, установленных текущими бухгалтерскими записями. Если при проверке расчетов выяснялись разногласия, то каждая сторона оставляла на своем балансе те суммы, которые вытекали из текущих бухгалтерских записей. Образование резерва сомнительных долгов ограничивалось только спорными долгами, переданными на разрешение суда или арбитража в размере не более 25% от спорных долгов.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.
(разработаны Минфином России)Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.
(разработаны Минфином России)Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.
Статья: Учетная политика как основной инструмент оптимизации налоговых платежей в компаниях агрохолдинга
(Ермакова М.С.)
("Аудитор", 2024, N 3)С целью предотвращения злоупотреблений и необоснованного снижения налогооблагаемой прибыли установлено ограничение по сумме резерва. Она не может быть более 10% от выручки организации за отчетный (налоговый) период (ст. 249 Налогового кодекса) [9].
(Ермакова М.С.)
("Аудитор", 2024, N 3)С целью предотвращения злоупотреблений и необоснованного снижения налогооблагаемой прибыли установлено ограничение по сумме резерва. Она не может быть более 10% от выручки организации за отчетный (налоговый) период (ст. 249 Налогового кодекса) [9].
Статья: Спорные ситуации налогового учета при приобретении и реализации основных средств, товаров, услуг
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 6)Из Письма Минфина России от 13.09.2022 N 03-03-06/1/88699 следует, что задолженность в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств не должна участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как данные доходы возникают при нарушении установленных договором условий реализации товаров (работ, услуг), а не при реализации продукции (работ, услуг).
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 6)Из Письма Минфина России от 13.09.2022 N 03-03-06/1/88699 следует, что задолженность в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств не должна участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как данные доходы возникают при нарушении установленных договором условий реализации товаров (работ, услуг), а не при реализации продукции (работ, услуг).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (общества с ограниченной ответственностью А), применяющей общую систему налогообложения, получение по передаточному акту суммы дебиторской задолженности покупателей от присоединившейся к ней компании (общества с ограниченной ответственностью Б), применяющей упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов")?..
(Консультация эксперта, 2025)Согласно передаточному акту сумма передаваемой обществу А обществом Б дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) за реализованные им ранее товары (выполненные работы, оказанные услуги) составила 400 000 руб. (резерв сомнительных долгов по указанной задолженности обществом Б не создавался). Запись о прекращении деятельности присоединенного общества Б внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в апреле. Погашение суммы дебиторской задолженности произведено покупателями в мае путем внесения денежных средств на расчетный счет общества А. При определении доходов и расходов в налоговом учете общество А использует метод начисления.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно передаточному акту сумма передаваемой обществу А обществом Б дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) за реализованные им ранее товары (выполненные работы, оказанные услуги) составила 400 000 руб. (резерв сомнительных долгов по указанной задолженности обществом Б не создавался). Запись о прекращении деятельности присоединенного общества Б внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в апреле. Погашение суммы дебиторской задолженности произведено покупателями в мае путем внесения денежных средств на расчетный счет общества А. При определении доходов и расходов в налоговом учете общество А использует метод начисления.
Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете формирование в I квартале текущего года резерва по сомнительному долгу, возникшему в связи с отгрузкой продукции, при наличии встречной кредиторской задолженности перед этим же контрагентом, если сомнительный долг превышает предельно возможный размер отчислений в резерв в целях налогового учета?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае предельные величины составляют: 2 500 000 руб. (10% от выручки за предыдущий налоговый период) и 2 000 000 руб. (10% от выручки за I квартал текущего года). Сумма сомнительной задолженности превышает большую из этих величин (2 950 000 руб. > 2 500 000 руб.). Следовательно, по итогам I квартала текущего года резерв по сомнительным долгам создается в максимально возможном размере, ограниченном 10% выручки за предыдущий налоговый период, т.е. в сумме 2 500 000 руб.
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемом случае предельные величины составляют: 2 500 000 руб. (10% от выручки за предыдущий налоговый период) и 2 000 000 руб. (10% от выручки за I квартал текущего года). Сумма сомнительной задолженности превышает большую из этих величин (2 950 000 руб. > 2 500 000 руб.). Следовательно, по итогам I квартала текущего года резерв по сомнительным долгам создается в максимально возможном размере, ограниченном 10% выручки за предыдущий налоговый период, т.е. в сумме 2 500 000 руб.
Статья: Новая философия учета доходов: принят новый ФСБУ 9/2025
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- Сверка остатков: обязательно раскрытие динамики остатков договорных обязательств - дебиторской задолженности, начисленной (но еще не признанной) выручки, резервов под сомнительные долги.
(Астафьева Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 31)- Сверка остатков: обязательно раскрытие динамики остатков договорных обязательств - дебиторской задолженности, начисленной (но еще не признанной) выручки, резервов под сомнительные долги.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Резерв в налоговом учете создается только в отношении долгов покупателей и заказчиков за реализованные им товары (работы, услуги), порядок определения размера отчислений в резерв строго регламентирован, кроме того, ограничен максимально возможный размер резерва.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Резерв в налоговом учете создается только в отношении долгов покупателей и заказчиков за реализованные им товары (работы, услуги), порядок определения размера отчислений в резерв строго регламентирован, кроме того, ограничен максимально возможный размер резерва.
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в 2024 году вы не формировали резерв по сомнительным долгам, а в 2025 году хотите его формировать. Никаких проблем: просто в приказе об учетной политике на 2025 год зафиксируйте, что в налоговом учете создается резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в 2024 году вы не формировали резерв по сомнительным долгам, а в 2025 году хотите его формировать. Никаких проблем: просто в приказе об учетной политике на 2025 год зафиксируйте, что в налоговом учете создается резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
Вопрос: О предложениях в части перевода требований/обязательств в валюте в рубли, формирования банками резервов, признания начисленных в 2022 - 2023 гг. процентов по еврооблигациям в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 05.02.2024 N 03-03-06/2/8949)Также в отношении предложения о создании резерва по сомнительным долгам по задолженности в валюте, учитываемой в соответствии с нормативными актами Банка России в рублях, отмечается, что, поскольку учет от погашения заблокированных еврооблигаций осуществляется по оплате (пункт 3 статьи 271 НК РФ), основания для формирования под такую задолженность резерва по сомнительным долгам отсутствуют. При этом для банков предусмотрена возможность формирования резерва по сомнительным долгам под проценты, в том числе по еврооблигациям.
(Письмо Минфина России от 05.02.2024 N 03-03-06/2/8949)Также в отношении предложения о создании резерва по сомнительным долгам по задолженности в валюте, учитываемой в соответствии с нормативными актами Банка России в рублях, отмечается, что, поскольку учет от погашения заблокированных еврооблигаций осуществляется по оплате (пункт 3 статьи 271 НК РФ), основания для формирования под такую задолженность резерва по сомнительным долгам отсутствуют. При этом для банков предусмотрена возможность формирования резерва по сомнительным долгам под проценты, в том числе по еврооблигациям.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Можно ли решение о создании (несоздании) резерва по сомнительным долгам, закрепленное в учетной политике, изменять в течение налогового периода
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам либо ограничений по срокам принятия такого решения. Вместе с тем в ст. 313 НК РФ указано, что решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Можно ли решение о создании (несоздании) резерва по сомнительным долгам, закрепленное в учетной политике, изменять в течение налогового периода
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам либо ограничений по срокам принятия такого решения. Вместе с тем в ст. 313 НК РФ указано, что решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой для целей налогообложения прибыли. Следует обратить внимание на то, что ограничение в 10% предельное. Организация вправе установить более низкий предел ограничения суммы отчислений в создаваемый резерв.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой для целей налогообложения прибыли. Следует обратить внимание на то, что ограничение в 10% предельное. Организация вправе установить более низкий предел ограничения суммы отчислений в создаваемый резерв.