Реструктуризация коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Реструктуризация коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 N 02АП-10173/2022 по делу N А28-13695/2021
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.
Решение: Определение оставлено без изменения.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что наличие задолженности Козлова А.А. перед Фондом в рамках действующих заемных отношений, а также получение платежа от МОО "ДПО" с указанным назначением платежа "погашение долга" не свидетельствует об осведомленности Фонда о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества заемщика. Обращение должника к Фонду в 2020 году с заявлением о реструктуризации долга по договорам займа N 36-2019 и N 37-2019 обосновано распространением коронавирусной инфекции и связанной с этим в целом нестабильной экономической ситуацией, наблюдаемой у многих хозяйствующих субъектов в аналогичный период времени.
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки.
Решение: Определение оставлено без изменения.Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что наличие задолженности Козлова А.А. перед Фондом в рамках действующих заемных отношений, а также получение платежа от МОО "ДПО" с указанным назначением платежа "погашение долга" не свидетельствует об осведомленности Фонда о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества заемщика. Обращение должника к Фонду в 2020 году с заявлением о реструктуризации долга по договорам займа N 36-2019 и N 37-2019 обосновано распространением коронавирусной инфекции и связанной с этим в целом нестабильной экономической ситуацией, наблюдаемой у многих хозяйствующих субъектов в аналогичный период времени.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В условиях кризиса вероятность появления новых случаев неплатежеспособности только возрастает. Организации могут оказаться в одной из трех групп: частная жизнеспособность и платежеспособность, когда текущая прибыль превысит стоимость возмещения по кредиту и текущий долг; нежизнеспособность и неплатежеспособность; жизнеспособность и "шоковая" неплатежеспособность, когда возникает острая потребность в реструктуризации долга [4]. Пандемия коронавируса сфокусировала внимание на особой роли государства, которое способно компенсировать возрастающие в периоды кризисных явлений финансовые потребности экономических субъектов, в том числе через применение инструментов бюджетно-налоговой политики. Так, в России стоимость антикризисных мер в 2020 г. оценивается более чем в 4,5% валового внутреннего продукта [5].
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В условиях кризиса вероятность появления новых случаев неплатежеспособности только возрастает. Организации могут оказаться в одной из трех групп: частная жизнеспособность и платежеспособность, когда текущая прибыль превысит стоимость возмещения по кредиту и текущий долг; нежизнеспособность и неплатежеспособность; жизнеспособность и "шоковая" неплатежеспособность, когда возникает острая потребность в реструктуризации долга [4]. Пандемия коронавируса сфокусировала внимание на особой роли государства, которое способно компенсировать возрастающие в периоды кризисных явлений финансовые потребности экономических субъектов, в том числе через применение инструментов бюджетно-налоговой политики. Так, в России стоимость антикризисных мер в 2020 г. оценивается более чем в 4,5% валового внутреннего продукта [5].
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Ключевые слова: институт несостоятельности (банкротства), банкротное законодательство, должник, кредитор, реструктуризация долга, мораторий, пандемия вируса COVID-19, защита интересов должника, конкурсные правоотношения, экономический спад.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Ключевые слова: институт несостоятельности (банкротства), банкротное законодательство, должник, кредитор, реструктуризация долга, мораторий, пандемия вируса COVID-19, защита интересов должника, конкурсные правоотношения, экономический спад.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"6. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2020 году установленные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) могут быть превышены на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов.
Статья: Отчетность по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" (с учетом сведений, предусмотренных Указанием Банка России от 20.04.2021 N 5782-У)
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с подпунктом 12.2 пункта 12 Порядка в графе 1 раздела 8 Отчета указываются месяц и год возникновения требований по кредитам в формате "мм.гггг", где "мм" - месяц, "гггг" - год. При принятии кредитной организацией решения о реструктуризации задолженности по кредиту (займу) <2> и (или) решений, изменяющих условия договора кредита (займа), в том числе при продлении срока действия договора кредита (займа), в графе 1 раздела 8 Отчета указываются месяц и год реструктуризации задолженности по кредиту (займу) или изменений условий договора кредита (займа) соответственно.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Ответ: В соответствии с подпунктом 12.2 пункта 12 Порядка в графе 1 раздела 8 Отчета указываются месяц и год возникновения требований по кредитам в формате "мм.гггг", где "мм" - месяц, "гггг" - год. При принятии кредитной организацией решения о реструктуризации задолженности по кредиту (займу) <2> и (или) решений, изменяющих условия договора кредита (займа), в том числе при продлении срока действия договора кредита (займа), в графе 1 раздела 8 Отчета указываются месяц и год реструктуризации задолженности по кредиту (займу) или изменений условий договора кредита (займа) соответственно.
Статья: Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Кредитным организациям была предоставлена временная возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика из отраслей, находящихся в зоне риска, по ссудам, реструктурированным в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
(Плотников И.Г.)
("Банковское право", 2023, N 3)Кредитным организациям была предоставлена временная возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика из отраслей, находящихся в зоне риска, по ссудам, реструктурированным в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Статья: Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как мера финансовой поддержки в условиях международных санкций
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)- антикризисных кредитов, реструктурированных или предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
(Ермолов Н.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)- антикризисных кредитов, реструктурированных или предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)- заболеванием коронавирусной инфекцией (COVID-19);
("Официальный сайт Банка России", 2025)- заболеванием коронавирусной инфекцией (COVID-19);
Статья: Участие прокурора в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Романов А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)В период 2019 - 2021 гг. итальянское законодательство в области несостоятельности (банкротства) подвергалось некоторым изменениям, включая принятие Кодекса о кризисе и неплатежеспособности (Декрет от 12 января 2019 г. N 14), который после многочисленных споров и консультаций был отложен к введению в действие на 2022 г., а также ряда указов Министерства юстиции в 2021 г., предусматривающих поправки в банкротное законодательство в связи с COVID-19 и направленных на дальнейшие существенные нововведения, которые еще больше изменят рамки итальянского законодательства о несостоятельности, поскольку определены задачи формулирования "корректирующих предложений" (и даже временных поправок к продолжающейся чрезвычайной ситуации в области здравоохранения) к Кодексу о кризисах и неплатежеспособности с учетом положений Директивы 2019/1023/ЕС, которая должна быть введена в действие к июлю 2022 г., что также соответствует проводимому курсу на гармонизацию национальных законодательств стран Европейского союза.
(Романов А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)В период 2019 - 2021 гг. итальянское законодательство в области несостоятельности (банкротства) подвергалось некоторым изменениям, включая принятие Кодекса о кризисе и неплатежеспособности (Декрет от 12 января 2019 г. N 14), который после многочисленных споров и консультаций был отложен к введению в действие на 2022 г., а также ряда указов Министерства юстиции в 2021 г., предусматривающих поправки в банкротное законодательство в связи с COVID-19 и направленных на дальнейшие существенные нововведения, которые еще больше изменят рамки итальянского законодательства о несостоятельности, поскольку определены задачи формулирования "корректирующих предложений" (и даже временных поправок к продолжающейся чрезвычайной ситуации в области здравоохранения) к Кодексу о кризисах и неплатежеспособности с учетом положений Директивы 2019/1023/ЕС, которая должна быть введена в действие к июлю 2022 г., что также соответствует проводимому курсу на гармонизацию национальных законодательств стран Европейского союза.
Статья: Институт миграционной амнистии как один из механизмов регулирования миграционной деятельности в условиях пандемии коронавируса
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Миграционная амнистия как институт правоохранительной деятельности, к сожалению, на законодательном уровне не закреплена. Это обусловливает отсутствие единой судебной практики, правового регулирования порядка проведения и содержания соответствующих мероприятий, а также полномочий какого-либо государственного органа или должностного лица на принятие решений по организации процедур по реструктуризации правового статуса иностранных граждан.
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)Миграционная амнистия как институт правоохранительной деятельности, к сожалению, на законодательном уровне не закреплена. Это обусловливает отсутствие единой судебной практики, правового регулирования порядка проведения и содержания соответствующих мероприятий, а также полномочий какого-либо государственного органа или должностного лица на принятие решений по организации процедур по реструктуризации правового статуса иностранных граждан.
Статья: Обращение в суд как определяющий процессуальный акт для осуществления правосудия и защиты прав по гражданским делам
(Уксусова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12; 2021, N 1)Л.А. Лунц замечал, что в аспекте международного частного права термин "юрисдикция" (jurisdiction) равнозначен imperium, означающему государственную власть, есть синоним международной подсудности, т.е. компетенции судебного аппарата данного государства по разрешению определенного рода гражданских дел <13>. Как известно, предмет судебной деятельности - спорное правоотношение, которое может быть осложнено участием в нем иностранных лиц. В этой связи наше внимание, в частности, обращено к институту мирового соглашения и особой его судебной форме, применение которой допускалось исключительно с участием арбитражного суда, правовое регулирование которого предусматривалось широким кругом источников, действовавшим наряду с АПК 1995 г., и специальных законов, в том числе Законом о реструктуризации кредитных организаций <14>. В более широком контексте речь идет о широко поощряемых в настоящее время к использованию сторонами судебного спора с учетом последних процессуальных новаций процессуальных кодексов примирительных процедурах (способах) <15>, в составе которых и давно известный праву способ разрешения правовых споров, переданных на судебное рассмотрение, вследствие примирения сторон как субъектов процессуальных правоотношений - судебное мировое соглашение. Внимания заслуживает особая его форма в силу специфики материально-правового и процессуально-правового регулирования, а также по причине того, что это собственный отечественный опыт использования такого правового инструмента, действие которого адаптировано в рамках современной финансовой системы страны в период имевшей место кризисной ситуации. Его применение было направлено на решение проблемы урегулирования сложных форм многопрофильных имущественных конфликтов, многочисленные участники которых (сотни тысяч), в их числе - иностранные физические и юридические лица, оказались в одинаковой юридико-фактической ситуации в правоотношениях с одним и тем же лицом - банком как кредитной организацией в условиях финансового кризиса в России 1998 г. В области права на примере мирового соглашения находится ответ на преодоление последствий кризисов, приобретающих особую актуальность в последние десятилетия, для исследования правовых процедур мирного урегулирования правовых конфликтов с многосубъектным составом участников (реабилитационного характера). Очевиден запрос текущей чрезвычайной ситуации в связи с пандемией (COVID-19), приведшей к экономическому кризису и проблеме урегулирования сложных форм многопрофильных имущественных требований кредиторов как участников экономического оборота, включая публично-правовые образования, так и требований по обязательным платежам в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).
(Уксусова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12; 2021, N 1)Л.А. Лунц замечал, что в аспекте международного частного права термин "юрисдикция" (jurisdiction) равнозначен imperium, означающему государственную власть, есть синоним международной подсудности, т.е. компетенции судебного аппарата данного государства по разрешению определенного рода гражданских дел <13>. Как известно, предмет судебной деятельности - спорное правоотношение, которое может быть осложнено участием в нем иностранных лиц. В этой связи наше внимание, в частности, обращено к институту мирового соглашения и особой его судебной форме, применение которой допускалось исключительно с участием арбитражного суда, правовое регулирование которого предусматривалось широким кругом источников, действовавшим наряду с АПК 1995 г., и специальных законов, в том числе Законом о реструктуризации кредитных организаций <14>. В более широком контексте речь идет о широко поощряемых в настоящее время к использованию сторонами судебного спора с учетом последних процессуальных новаций процессуальных кодексов примирительных процедурах (способах) <15>, в составе которых и давно известный праву способ разрешения правовых споров, переданных на судебное рассмотрение, вследствие примирения сторон как субъектов процессуальных правоотношений - судебное мировое соглашение. Внимания заслуживает особая его форма в силу специфики материально-правового и процессуально-правового регулирования, а также по причине того, что это собственный отечественный опыт использования такого правового инструмента, действие которого адаптировано в рамках современной финансовой системы страны в период имевшей место кризисной ситуации. Его применение было направлено на решение проблемы урегулирования сложных форм многопрофильных имущественных конфликтов, многочисленные участники которых (сотни тысяч), в их числе - иностранные физические и юридические лица, оказались в одинаковой юридико-фактической ситуации в правоотношениях с одним и тем же лицом - банком как кредитной организацией в условиях финансового кризиса в России 1998 г. В области права на примере мирового соглашения находится ответ на преодоление последствий кризисов, приобретающих особую актуальность в последние десятилетия, для исследования правовых процедур мирного урегулирования правовых конфликтов с многосубъектным составом участников (реабилитационного характера). Очевиден запрос текущей чрезвычайной ситуации в связи с пандемией (COVID-19), приведшей к экономическому кризису и проблеме урегулирования сложных форм многопрофильных имущественных требований кредиторов как участников экономического оборота, включая публично-правовые образования, так и требований по обязательным платежам в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).
Статья: Реструктуризация "квазисуверенного" долга: международно-правовой дискурс
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
(Радченко Ю.А.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В 2015 году Garuda Indonesia выпустила сукук сроком на пять лет на сумму около 500 млн долл. США с доходностью 5,95% годовых. Этот сукук должен был быть погашен 3 июня 2020 г. Однако авиаперевозчик сильно пострадал из-за экономических последствий пандемии COVID-19, от введенных санитарных ограничений и избежал дефолта по сукук в 2020 г. только посредством достижения соглашения с кредиторами о продлении срока выплат по ним на три года. Тем не менее нормализовать долговую ситуацию авиакомпании это не помогло.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Под мораторием следует понимать не приостановление исполнения обязательств, а отсрочку в исполнении обязательства <75>. Содержание нормы о введении моратория может быть уяснено в контексте всего комплекса мер, принятых государством в чрезвычайных условиях. Анализируя новеллы о моратории, Верховный Суд РФ отметил, что целью его введения является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам <76>. Толкование, данное высшей судебной инстанцией, позволяет определить общие задачи государства как субъекта правоотношений несостоятельности (банкротства), первоочередной среди которых нужно назвать стабилизацию экономики, создание наиболее благоприятствующих условий для кредиторов и неплатежеспособного должника. Причем стабилизационная функция государства действует не только в условиях таких масштабных социально-экономических вызовов, как пандемия COVID-19, создающих угрозу стабильности всего гражданского оборота, но и при банкротстве отдельных должников (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), на первый взгляд не имеющих большого значения для экономики, поскольку устойчивость отдельных должников влияет на устойчивость всей экономики.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Под мораторием следует понимать не приостановление исполнения обязательств, а отсрочку в исполнении обязательства <75>. Содержание нормы о введении моратория может быть уяснено в контексте всего комплекса мер, принятых государством в чрезвычайных условиях. Анализируя новеллы о моратории, Верховный Суд РФ отметил, что целью его введения является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам <76>. Толкование, данное высшей судебной инстанцией, позволяет определить общие задачи государства как субъекта правоотношений несостоятельности (банкротства), первоочередной среди которых нужно назвать стабилизацию экономики, создание наиболее благоприятствующих условий для кредиторов и неплатежеспособного должника. Причем стабилизационная функция государства действует не только в условиях таких масштабных социально-экономических вызовов, как пандемия COVID-19, создающих угрозу стабильности всего гражданского оборота, но и при банкротстве отдельных должников (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), на первый взгляд не имеющих большого значения для экономики, поскольку устойчивость отдельных должников влияет на устойчивость всей экономики.
Статья: Правовое обеспечение устойчивости банковской системы в условиях кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Обратим внимание, что пандемия COVID-19 стала своего рода "двигателем прогресса" для банковской системы, которая уже вряд ли вернется к прежнему уровню. Так, снижение ключевой ставки привело к росту активности на рынке недвижимости, в том числе в сфере ипотеки, поддержанной льготной ставкой по государственной программе (что явилось одним из факторов роста цен на жилье). Кроме того, в период пандемии стали трендами цифровизация банковской сферы и перевод значительного числа финансовых операций в онлайн. Как отмечают Е.Б. Лаутс и Э.Н. Мангасарян, "...данный кризис во многом уникален по сравнению с предыдущими для рынка банковских услуг, поскольку банковская система представляет собой тот сектор экономики, для которого полный переход в дистанционный формат обслуживания является лишь естественным продолжением его постепенного развития" <13>. Авторы также справедливо указывают, что рынок банковских услуг является не просто объектом антикризисного управления, он может быть использован в качестве антикризисного инструмента для всей экономики страны, "в том числе в рамках традиционной функции кредитования пострадавших от кризиса отраслей экономики и граждан" <14>. Действительно, банковская система не только сохранила устойчивость, но и оказала серьезную поддержку экономике, реструктурируя действующие кредиты и выдавая новые. Вместе с тем следует учитывать, что последствия пандемии COVID-19, ограничение экспортных операций и падение цен на нефть могут повлечь повторение кредитных шоков 2008 и 2014 гг. в отечественном банковском секторе. Требуется выработка обновленных прогнозов и стресс-сценариев для банковского сектора, каждый из которых потребует собственного расчета капитализации.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Обратим внимание, что пандемия COVID-19 стала своего рода "двигателем прогресса" для банковской системы, которая уже вряд ли вернется к прежнему уровню. Так, снижение ключевой ставки привело к росту активности на рынке недвижимости, в том числе в сфере ипотеки, поддержанной льготной ставкой по государственной программе (что явилось одним из факторов роста цен на жилье). Кроме того, в период пандемии стали трендами цифровизация банковской сферы и перевод значительного числа финансовых операций в онлайн. Как отмечают Е.Б. Лаутс и Э.Н. Мангасарян, "...данный кризис во многом уникален по сравнению с предыдущими для рынка банковских услуг, поскольку банковская система представляет собой тот сектор экономики, для которого полный переход в дистанционный формат обслуживания является лишь естественным продолжением его постепенного развития" <13>. Авторы также справедливо указывают, что рынок банковских услуг является не просто объектом антикризисного управления, он может быть использован в качестве антикризисного инструмента для всей экономики страны, "в том числе в рамках традиционной функции кредитования пострадавших от кризиса отраслей экономики и граждан" <14>. Действительно, банковская система не только сохранила устойчивость, но и оказала серьезную поддержку экономике, реструктурируя действующие кредиты и выдавая новые. Вместе с тем следует учитывать, что последствия пандемии COVID-19, ограничение экспортных операций и падение цен на нефть могут повлечь повторение кредитных шоков 2008 и 2014 гг. в отечественном банковском секторе. Требуется выработка обновленных прогнозов и стресс-сценариев для банковского сектора, каждый из которых потребует собственного расчета капитализации.