Решение о развитии застроенной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о развитии застроенной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение обязательства невозможностью исполнения
(КонсультантПлюс, 2025)При таком положении является неверным, противоречащим смыслу договора о развитии застроенной территории вывод судов о наличии у Общества обязанности передать в муниципальную собственность квартиры и жилые помещения со ссылкой на то, что, приняв участие в аукционе и заключив спорный договор, Общество осознанно приняло решение о заключении договора о развитии застроенной территории, в границах которой невозможно осуществление строительства каких-либо капитальных объектов, но которое не исключает проведение работ по благоустройству данной территории..."
(КонсультантПлюс, 2025)При таком положении является неверным, противоречащим смыслу договора о развитии застроенной территории вывод судов о наличии у Общества обязанности передать в муниципальную собственность квартиры и жилые помещения со ссылкой на то, что, приняв участие в аукционе и заключив спорный договор, Общество осознанно приняло решение о заключении договора о развитии застроенной территории, в границах которой невозможно осуществление строительства каких-либо капитальных объектов, но которое не исключает проведение работ по благоустройству данной территории..."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с договорами в сфере градостроительной деятельности: Участник аукциона хочет признать аукцион на право заключения договора недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)О признании недействительными результатов аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории и/или решения аукционной комиссии об итогах аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)О признании недействительными результатов аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории и/или решения аукционной комиссии об итогах аукциона
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История развития законодательного регулирования преобразования застроенных территорий
(Кухаренко Л.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГрК РФ включены статьи, регулирующие правоотношения по развитию застроенных территорий (ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ). Необходимо отметить, что в связи с появлением договора о развитии застроенной территории в регулировании преобразования застроенных территорий появляется диспозитивность: такой договор по общему правилу заключался органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.
(Кухаренко Л.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГрК РФ включены статьи, регулирующие правоотношения по развитию застроенных территорий (ст. 46.1 - 46.3 ГрК РФ). Необходимо отметить, что в связи с появлением договора о развитии застроенной территории в регулировании преобразования застроенных территорий появляется диспозитивность: такой договор по общему правилу заключался органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Из смысла статьи 46.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что решение о развитии застроенной территории должно приниматься органом местного самоуправления с учетом заключения компетентных в вопросах градостроительства и архитектуры органов при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования в целях освобождения земельных участков от старых строений и их нового комплексного освоения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Из смысла статьи 46.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, следует, что решение о развитии застроенной территории должно приниматься органом местного самоуправления с учетом заключения компетентных в вопросах градостроительства и архитектуры органов при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования в целях освобождения земельных участков от старых строений и их нового комплексного освоения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Согласно чч. 2 и 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора о развитии застроенной территории) решение о развитии застроенной территории принимается органами местного самоуправления при наличии на этой территории многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими в связи с этим сносу, либо снос (реконструкция) которых планируется на основании муниципальных адресных программ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Согласно чч. 2 и 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора о развитии застроенной территории) решение о развитии застроенной территории принимается органами местного самоуправления при наличии на этой территории многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими в связи с этим сносу, либо снос (реконструкция) которых планируется на основании муниципальных адресных программ.
Статья: Влияние юридической невозможности исполнения обязательства на реализацию инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых совместно с публично-правовыми образованиями
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)6 ноября 2014 года постановлением администрации г. Владимира (далее - администрация) было принято решение о развитии застроенной территории части квартала исторического центра города, на которой находился многоквартирный дом, 6 июля 2012 года признанный аварийным и подлежащим сносу. По результатам проведенного 10 ноября 2014 года аукциона между администрацией и ООО "Инвест-Строй" был заключен договор о развитии застроенной территории. За право его заключения общество уплатило 1,12 млн руб., приняв на себя в том числе следующие обязанности: 1) разработать и направить на утверждение проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории; 2) осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки; 3) передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных в признанном аварийным и подлежащим сносу доме, и 93 кв. м жилых помещений, соответствующих площади расселенных жилых помещений.
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)6 ноября 2014 года постановлением администрации г. Владимира (далее - администрация) было принято решение о развитии застроенной территории части квартала исторического центра города, на которой находился многоквартирный дом, 6 июля 2012 года признанный аварийным и подлежащим сносу. По результатам проведенного 10 ноября 2014 года аукциона между администрацией и ООО "Инвест-Строй" был заключен договор о развитии застроенной территории. За право его заключения общество уплатило 1,12 млн руб., приняв на себя в том числе следующие обязанности: 1) разработать и направить на утверждение проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории; 2) осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки; 3) передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных в признанном аварийным и подлежащим сносу доме, и 93 кв. м жилых помещений, соответствующих площади расселенных жилых помещений.
Статья: Обзор актуальной судебной арбитражной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)В другом деле судом отмечается, что специальным законодательством об обязательствах, возникающих из договора о развитии территории, не предусмотрена обязанность застройщика исполнять договор о развитии застроенной территории без встречного предоставления со стороны контрагента - муниципального образования, иначе исполнение обязательства застройщика превращалось бы в дарение. Если муниципальное образование не в состоянии предоставить территорию для застройки, оно не может требовать от инвестора-застройщика исполнения обязательства в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир. В таком случае застройщик вправе не осуществлять строительство каких-либо капитальных объектов, а также не проводить работы по благоустройству данной территории. Муниципальное образование в подобной ситуации должно вернуть полученное встречное предоставление, так как ничего не предоставило взамен. Также, поскольку решение о развитии застроенной территории и проведении аукциона принимал орган публичной власти, застройщик, полагавшийся на его действия, не может быть признан недобросовестным (Определение СКЭС ВС РФ от 06.08.2020 N 301-ЭС19-25810).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 1)В другом деле судом отмечается, что специальным законодательством об обязательствах, возникающих из договора о развитии территории, не предусмотрена обязанность застройщика исполнять договор о развитии застроенной территории без встречного предоставления со стороны контрагента - муниципального образования, иначе исполнение обязательства застройщика превращалось бы в дарение. Если муниципальное образование не в состоянии предоставить территорию для застройки, оно не может требовать от инвестора-застройщика исполнения обязательства в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир. В таком случае застройщик вправе не осуществлять строительство каких-либо капитальных объектов, а также не проводить работы по благоустройству данной территории. Муниципальное образование в подобной ситуации должно вернуть полученное встречное предоставление, так как ничего не предоставило взамен. Также, поскольку решение о развитии застроенной территории и проведении аукциона принимал орган публичной власти, застройщик, полагавшийся на его действия, не может быть признан недобросовестным (Определение СКЭС ВС РФ от 06.08.2020 N 301-ЭС19-25810).
Статья: Трансформация полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в связи с принятием Закона N 494-ФЗ
(Кухаренко Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Закон N 494-ФЗ вносит изменения в перечень градостроительных полномочий органов местного самоуправления. Так, из перечня полномочий поселений и городских округов исключены полномочия по принятию решения о развитии застроенных территорий и о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, а поселения и городские округа наделены полномочиями по принятию решений о КРТ в случаях, предусмотренных ГрК РФ. Представляется полезным рассмотреть общий контекст развития правового регулирования градостроительных полномочий органов местного самоуправления.
(Кухаренко Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Закон N 494-ФЗ вносит изменения в перечень градостроительных полномочий органов местного самоуправления. Так, из перечня полномочий поселений и городских округов исключены полномочия по принятию решения о развитии застроенных территорий и о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, а поселения и городские округа наделены полномочиями по принятию решений о КРТ в случаях, предусмотренных ГрК РФ. Представляется полезным рассмотреть общий контекст развития правового регулирования градостроительных полномочий органов местного самоуправления.
Статья: К вопросу о добросовестности застройщиков при недействительности разрешительной документации на строительство
(Каркаус Е.Ю.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)- администрация - орган муниципальной власти, в компетенцию которого входит принятие решения о развитии застроенной территории. Администрация должна на основании документов градостроительного планирования и зонирования убедиться в возможности осуществлять именно запланированное по договору развития застроенной территории строительство в границах определенной территории;
(Каркаус Е.Ю.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)- администрация - орган муниципальной власти, в компетенцию которого входит принятие решения о развитии застроенной территории. Администрация должна на основании документов градостроительного планирования и зонирования убедиться в возможности осуществлять именно запланированное по договору развития застроенной территории строительство в границах определенной территории;
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Аналогичный подход распространялся на дела об оспаривании решений о КРТ, принятых по инициативе органа местного самоуправления (предусмотренных в ныне утратившей силу ст. 46.10 ГрК РФ в редакции от 29 декабря 2020 г. N 468-ФЗ) <8>, а также решений о развитии застроенных территорий (предусмотренных в ныне утратившей силу ст. 46.1 ГрК РФ в редакции от 29 декабря 2020 г. N 468-ФЗ) <9>.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Аналогичный подход распространялся на дела об оспаривании решений о КРТ, принятых по инициативе органа местного самоуправления (предусмотренных в ныне утратившей силу ст. 46.10 ГрК РФ в редакции от 29 декабря 2020 г. N 468-ФЗ) <8>, а также решений о развитии застроенных территорий (предусмотренных в ныне утратившей силу ст. 46.1 ГрК РФ в редакции от 29 декабря 2020 г. N 468-ФЗ) <9>.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Отдельной статьей Земельного кодекса РФ предусмотрено особое основание изъятия земельных участков - принятие решения о развитии застроенных территорий. Ранее суды часто указывали, что решение о развитии застроенных территорий само по себе не является достаточным основанием для изъятия земельных участков <10>. Однако с момента вступления в силу Федерального закона N 373-ФЗ <11>, дополнившего главу VII.1 Земельного кодекса РФ ст. 56.12 "Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления", практика изъятия земельных участков по этому основанию постепенно упорядочивается. Необходимо отметить, что для изъятия земельных участков в таких случаях предусмотрена упрощенная процедура, кроме того, закон прямо предусматривает возможность только в части размера компенсации оспорить решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории <12>.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Отдельной статьей Земельного кодекса РФ предусмотрено особое основание изъятия земельных участков - принятие решения о развитии застроенных территорий. Ранее суды часто указывали, что решение о развитии застроенных территорий само по себе не является достаточным основанием для изъятия земельных участков <10>. Однако с момента вступления в силу Федерального закона N 373-ФЗ <11>, дополнившего главу VII.1 Земельного кодекса РФ ст. 56.12 "Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления", практика изъятия земельных участков по этому основанию постепенно упорядочивается. Необходимо отметить, что для изъятия земельных участков в таких случаях предусмотрена упрощенная процедура, кроме того, закон прямо предусматривает возможность только в части размера компенсации оспорить решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории <12>.
Статья: Правовое значение достоверности реестра проблемных застройщиков
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Примером недостоверности реестра может служить некорректность внесения сведений о застройщике, нарушившем свои обязательства по государственному контракту при отсутствии у него намерения допущения нарушений, что подтверждается судебной практикой <9>. В частности, если застройщик не исполнил обязательства по причине отсутствия у него подлинной информации о невозможности его исполнения (ввиду установленного органом исполнительной власти запрета на строительство), прослеживается недобросовестность действий администрации, принимавшей решение о развитии застроенной территории и проведения аукциона, а общество полагалось на действия публичной власти <10>.
(Чумакова О.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Примером недостоверности реестра может служить некорректность внесения сведений о застройщике, нарушившем свои обязательства по государственному контракту при отсутствии у него намерения допущения нарушений, что подтверждается судебной практикой <9>. В частности, если застройщик не исполнил обязательства по причине отсутствия у него подлинной информации о невозможности его исполнения (ввиду установленного органом исполнительной власти запрета на строительство), прослеживается недобросовестность действий администрации, принимавшей решение о развитии застроенной территории и проведения аукциона, а общество полагалось на действия публичной власти <10>.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Отдельно стоит отметить отсутствие в ГрК РФ норм, содержащих требования к архитектурно-градостроительной проработке решений о КРТ. При этом реализация решений о преобразовании застроенных территорий, по справедливому замечанию Г.А. Волкова, предполагает глобальное вмешательство в частную жизнь значительного числа граждан, что может быть причиной широкомасштабных социальных конфликтов, поэтому "требования закона к условиям и порядку принятия решений о развитии застроенной территории должны быть выполнены с филигранной точностью" <15>.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Отдельно стоит отметить отсутствие в ГрК РФ норм, содержащих требования к архитектурно-градостроительной проработке решений о КРТ. При этом реализация решений о преобразовании застроенных территорий, по справедливому замечанию Г.А. Волкова, предполагает глобальное вмешательство в частную жизнь значительного числа граждан, что может быть причиной широкомасштабных социальных конфликтов, поэтому "требования закона к условиям и порядку принятия решений о развитии застроенной территории должны быть выполнены с филигранной точностью" <15>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории (на практике такая деятельность получила название девелоперской) в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Речь идет о ст. 46.1 "Развитие застроенных территорий" Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 указанной статьи решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)9. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории (на практике такая деятельность получила название девелоперской) в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Речь идет о ст. 46.1 "Развитие застроенных территорий" Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 указанной статьи решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В качестве такого закона суды признают Градостроительный кодекс Российской Федерации, ст. 46.1 которого определена возможность принятия решения о развитии застроенных территорий в рамках полномочий органов местного самоуправления по градостроительной деятельности <4>.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)В качестве такого закона суды признают Градостроительный кодекс Российской Федерации, ст. 46.1 которого определена возможность принятия решения о развитии застроенных территорий в рамках полномочий органов местного самоуправления по градостроительной деятельности <4>.