Репатриация займов физические лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Репатриация займов физические лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
Вопрос: Как определяется ожидаемый срок репатриации иностранной валюты?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ по договору, к которому применяется требование о репатриации, в том числе согласно специальным экономическим мерам, указываются резидентом исходя из условий договора, принятого на учет уполномоченным банком, физическим лицом - резидентом - исходя из условий договора займа.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ по договору, к которому применяется требование о репатриации, в том числе согласно специальным экономическим мерам, указываются резидентом исходя из условий договора, принятого на учет уполномоченным банком, физическим лицом - резидентом - исходя из условий договора займа.
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
Указание Банка России от 09.01.2024 N 6663-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77632)"1. Ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации по договору, к которому применяется требование о репатриации, в том числе согласно специальным экономическим мерам, а также сроки исполнения обязательств по договору, по которому указанное требование о репатриации отменено, указываются резидентом исходя из условий договора, принятого на учет уполномоченным банком, физическим лицом - резидентом - исходя из условий договора займа.";
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77632)"1. Ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации по договору, к которому применяется требование о репатриации, в том числе согласно специальным экономическим мерам, а также сроки исполнения обязательств по договору, по которому указанное требование о репатриации отменено, указываются резидентом исходя из условий договора, принятого на учет уполномоченным банком, физическим лицом - резидентом - исходя из условий договора займа.";
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)таким образом, в настоящее время возможно зачисление на иностранные электронные средства платежа, предоставленные резидентам, а также на зарубежные счета резидентов денежных средств, полученных от нерезидентов по любым основаниям, включая выручку по экспортным контрактам, возврат авансового платежа в рамках импортного контракта или возврат займа. При этом при зачислении денежных средств, причитающихся физическому лицу - резиденту от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, на иностранные электронные средства платежа, предоставленные физическим лицам - резидентам, и на их зарубежные счета такие физические лица - резиденты обеспечивают в целях соблюдения требования о репатриации, установленного статьей 19 комментируемого Закона, получение упомянутых денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках с учетом примечаний 7, 9 и 10 к ст. 15.25 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)таким образом, в настоящее время возможно зачисление на иностранные электронные средства платежа, предоставленные резидентам, а также на зарубежные счета резидентов денежных средств, полученных от нерезидентов по любым основаниям, включая выручку по экспортным контрактам, возврат авансового платежа в рамках импортного контракта или возврат займа. При этом при зачислении денежных средств, причитающихся физическому лицу - резиденту от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, на иностранные электронные средства платежа, предоставленные физическим лицам - резидентам, и на их зарубежные счета такие физические лица - резиденты обеспечивают в целях соблюдения требования о репатриации, установленного статьей 19 комментируемого Закона, получение упомянутых денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках с учетом примечаний 7, 9 и 10 к ст. 15.25 КоАП РФ.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. в Республике Беларусь будет использоваться общеупотребимый на пространстве ЕАЭС термин "репатриация" в отношении национальной и иностранной валюты, а не "возврат валюты".
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. в Республике Беларусь будет использоваться общеупотребимый на пространстве ЕАЭС термин "репатриация" в отношении национальной и иностранной валюты, а не "возврат валюты".