Репатриация валюты по займам
Подборка наиболее важных документов по запросу Репатриация валюты по займам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Физическое лицо - резидент РФ предоставило заем иностранной организации. Возможен ли возврат займа на зарубежный счет резидента? Распространяется ли требование репатриации иностранной валюты на суммы займа, полученные на зарубежный счет?
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В то же время согласно подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 впредь до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяются требования Закона о валютном регулировании о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам и договорам займа (ч. 1 и 2 ст. 19), а также о порядке расчетов, в том числе предпринимателей-резидентов через счета в уполномоченных банках по валютным операциям (абз. 1 ч. 2 ст. 14).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)В то же время согласно подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 впредь до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности не применяются требования Закона о валютном регулировании о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам и договорам займа (ч. 1 и 2 ст. 19), а также о порядке расчетов, в том числе предпринимателей-резидентов через счета в уполномоченных банках по валютным операциям (абз. 1 ч. 2 ст. 14).
Нормативные акты
Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
(ред. от 06.08.2024)
"О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749)При списании физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.3 настоящей Инструкции, физическое лицо - резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом - резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом - резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению валютной выручки?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, в настоящее время при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов фактически нет обязанности резидентов по репатриации иностранной валюты, а также по осуществлению расчетов через счета в уполномоченных банках.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, в настоящее время при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов фактически нет обязанности резидентов по репатриации иностранной валюты, а также по осуществлению расчетов через счета в уполномоченных банках.
Вопрос: Возможно ли произвести зачет встречных требований в валюте между резидентом и нерезидентом?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)До введения специальных экономических мер и вступления в силу вышеуказанных положений о возможности не осуществлять репатриацию иностранной валюты резиденты были вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту при предоставлении нерезиденту иностранной валюты по договорам займа в установленных Законом N 173-ФЗ случаях, в частности:
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)До введения специальных экономических мер и вступления в силу вышеуказанных положений о возможности не осуществлять репатриацию иностранной валюты резиденты были вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту при предоставлении нерезиденту иностранной валюты по договорам займа в установленных Законом N 173-ФЗ случаях, в частности:
Статья: Прощение долга между резидентом и нерезидентом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время валютное законодательство возлагает на резидентов обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты РФ. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время валютное законодательство возлагает на резидентов обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты РФ. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1.1 - 1.2. Абзац 1 ч. 1.1 комментируемой статьи устанавливает, что в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты России в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам). Указание на случаи предоставления резидентами нерезидентам займов в данный абзац включено Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ, которым соответственно данная часть дополнена пунктом 3, касающимся таких случаев.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1.1 - 1.2. Абзац 1 ч. 1.1 комментируемой статьи устанавливает, что в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты России в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам). Указание на случаи предоставления резидентами нерезидентам займов в данный абзац включено Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 246-ФЗ, которым соответственно данная часть дополнена пунктом 3, касающимся таких случаев.
Вопрос: Может ли российская организация на основании агентского договора поручить иностранной дочерней организации (Киргизия) произвести расчеты с иностранными контрагентами по договорам услуг?
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, отменены обязанности резидентов по репатриации валюты, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, соответственно, контракт с иностранным заказчиком может быть исполнен (прекращен) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ (пп. 6.1.5 п. 6.1 Инструкции N 181-И).
(Консультация эксперта, 2023)Таким образом, отменены обязанности резидентов по репатриации валюты, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, соответственно, контракт с иностранным заказчиком может быть исполнен (прекращен) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ (пп. 6.1.5 п. 6.1 Инструкции N 181-И).
Статья: Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)<47> См., например, ст. 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 157 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей", 171.5 "Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)", 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации", 201.2 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа", 201.3 "Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа", 264.1 "Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 264.2 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами", 264.3 "Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 274.2 "Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования", 280.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях", 282.4 "Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами", 284.1 "Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности", 284.2 "Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц", 285.5 "Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа", 285.6 "Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа", 330.1 "Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента" УК РФ.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)<47> См., например, ст. 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 157 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей", 171.5 "Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)", 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации", 201.2 "Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа", 201.3 "Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа", 264.1 "Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 264.2 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами", 264.3 "Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость", 274.2 "Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования", 280.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях", 282.4 "Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами", 284.1 "Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности", 284.2 "Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц", 285.5 "Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа", 285.6 "Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа", 330.1 "Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента" УК РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Главой 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле предусматриваются правила, согласно которым определен порядок репатриации валютной выручки экспортеров.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Главой 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле предусматриваются правила, согласно которым определен порядок репатриации валютной выручки экспортеров.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение валютного законодательства?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Следует учесть, что в рамках специальных экономических мер с 01.03.2022 в общем случае было запрещено в том числе предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа (с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа). С 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия (в том числе лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц), кредитов и займов (в рублях). Кроме того, с 05.07.2022 резиденты, заключившие внешнеторговые договоры (контракты) с нерезидентами, исполняют требования о репатриации валютной выручки в размере не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже (который с 10.06.2022 составляет 0%) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, от 05.07.2022 N 430, Информация Банка России от 02.03.2022, Официальные разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР, от 16.04.2022 N 4-ОР, от 27.06.2022 N 7-ОР, от 02.06.2023 N 3-ОР, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704), от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).
Вопрос: Как определяется ожидаемый срок репатриации иностранной валюты?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Если резидент предоставил нерезиденту заем, то при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к предусмотренному договором сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств по возврату займа и процентных платежей прибавляется срок (сроки) осуществления кредитными организациями перевода денежных средств (п. 1.3 Приложения 3 к Инструкции N 181-И).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Если резидент предоставил нерезиденту заем, то при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к предусмотренному договором сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств по возврату займа и процентных платежей прибавляется срок (сроки) осуществления кредитными организациями перевода денежных средств (п. 1.3 Приложения 3 к Инструкции N 181-И).
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)возврат (репатриацию) иностранной валюты, уплаченной нерезидентам за не ввезенные в РФ товары (невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности);
(КонсультантПлюс, 2025)возврат (репатриацию) иностранной валюты, уплаченной нерезидентам за не ввезенные в РФ товары (невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности);