Реорганизация в форме преобрАзования гк
Подборка наиболее важных документов по запросу Реорганизация в форме преобрАзования гк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Внесение изменений в устав при реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции учел, что общество создано не путем его первоначального учреждения, а путем реорганизации (преобразования из акционерного общества) согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции учел, что общество создано не путем его первоначального учреждения, а путем реорганизации (преобразования из акционерного общества) согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 57 "Реорганизация юридического лица" ГК РФ"Статьями 57, 58, 129 ГК РФ предусмотрено, что реорганизация в форме присоединения или преобразования подразумевает универсальное правопреемство юридического лица, при котором имущество лица как совокупность прав и обязанностей, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация АНО может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Порядок реорганизации предусмотрен Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях, другими федеральными законами. АНО вправе преобразоваться только в фонд (п. п. 1, 2 ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях, ст. 57, п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизация АНО может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Порядок реорганизации предусмотрен Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях, другими федеральными законами. АНО вправе преобразоваться только в фонд (п. п. 1, 2 ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях, ст. 57, п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).
Статья: Правовой статус государственных корпораций как субъектов административно-правовых отношений: соотношение с государственными и публично-правовыми компаниями
(Курасова Е.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Примечательно, что в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о публично-правовых компаниях публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Государственных корпораций "Агентство по страхованию вкладов", "Ростех", "Росатом", "Роскосмос". В данной статье перечислены все действующие корпорации России. Таким образом, в настоящий момент законодательство РФ не предусматривает возможности создания государственных компаний путем реорганизации действующих государственных корпораций. Такой подход законодателем не комментируется, что, на наш взгляд, представляется достаточно странным. Вместе с тем при анализе нормативных правовых актов можно сделать вывод, что законодатель принял указанную норму в целях реорганизации непосредственно Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", так как изначально она должна была существовать до 1 января 2012 г. <6>, позже дата ликвидации переносилась <7>, а после принятия Закона о публично-правовых компаниях реорганизована.
(Курасова Е.О.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Примечательно, что в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о публично-правовых компаниях публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", Государственных корпораций "Агентство по страхованию вкладов", "Ростех", "Росатом", "Роскосмос". В данной статье перечислены все действующие корпорации России. Таким образом, в настоящий момент законодательство РФ не предусматривает возможности создания государственных компаний путем реорганизации действующих государственных корпораций. Такой подход законодателем не комментируется, что, на наш взгляд, представляется достаточно странным. Вместе с тем при анализе нормативных правовых актов можно сделать вывод, что законодатель принял указанную норму в целях реорганизации непосредственно Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", так как изначально она должна была существовать до 1 января 2012 г. <6>, позже дата ликвидации переносилась <7>, а после принятия Закона о публично-правовых компаниях реорганизована.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. Публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Статья: Институт развития как лицо публичного права
(Кузнецов С.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Значимым шагом в российском праве в отношении развития концепции лица публичного права стало принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <32> (далее - Закон о публично-правовых компаниях в Российской Федерации). Согласно Закону о публично-правовых компаниях в Российской Федерации публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (ч. 1 ст. 2 Закона о публично-правовых компаниях в Российской Федерации). В Законе о публично-правовых компаниях в Российской Федерации прямо указывается, что публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, в связи с чем в настоящее время данная организационно-правовая форма к отечественному банку развития применена быть не может, хотя доктринально концепция публично-правовой компании близка концепции института развития.
(Кузнецов С.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Значимым шагом в российском праве в отношении развития концепции лица публичного права стало принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <32> (далее - Закон о публично-правовых компаниях в Российской Федерации). Согласно Закону о публично-правовых компаниях в Российской Федерации публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (ч. 1 ст. 2 Закона о публично-правовых компаниях в Российской Федерации). В Законе о публично-правовых компаниях в Российской Федерации прямо указывается, что публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, в связи с чем в настоящее время данная организационно-правовая форма к отечественному банку развития применена быть не может, хотя доктринально концепция публично-правовой компании близка концепции института развития.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> При реорганизации в форме преобразования правила, установленные ст. 60 ГК РФ и обеспечивающие гарантии прав кредиторов, не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением является обязанность уведомить уполномоченный государственный орган о начале процедуры реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> При реорганизации в форме преобразования правила, установленные ст. 60 ГК РФ и обеспечивающие гарантии прав кредиторов, не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением является обязанность уведомить уполномоченный государственный орган о начале процедуры реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
Готовое решение: Как начислить амортизацию в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)При реорганизации в форме преобразования организация продолжает начислять амортизацию в прежнем порядке (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 259 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При реорганизации в форме преобразования организация продолжает начислять амортизацию в прежнем порядке (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 259 НК РФ).
Готовое решение: Как реорганизовать АО в форме преобразования
(КонсультантПлюс, 2025)Кредиторов уведомлять не нужно, поскольку к отношениям, возникающим при реорганизации в форме преобразования, положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юрлица публиковать в СМИ уведомление о реорганизации не применяется (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кредиторов уведомлять не нужно, поскольку к отношениям, возникающим при реорганизации в форме преобразования, положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности юрлица публиковать в СМИ уведомление о реорганизации не применяется (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Аналогично сказанному в отношении предыдущего пункта следует отметить, что, как говорилось выше, юридическая консультация является одним из видов адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, которые, в свою очередь, являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций. Юридической консультации посвящена статья 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ <89>) в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию. Как определено в п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ), юридическая консультация является некоммерческой организацией; вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и названным Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Аналогично сказанному в отношении предыдущего пункта следует отметить, что, как говорилось выше, юридическая консультация является одним из видов адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, которые, в свою очередь, являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций. Юридической консультации посвящена статья 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ <89>) в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию. Как определено в п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ), юридическая консультация является некоммерческой организацией; вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и названным Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".