Религиозные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Религиозные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опрос граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Опрос жителей муниципального округа города не проводится по вопросам строительства новых объектов религиозного назначения, школ, детских садов, метро, организации платных парковок, если эти вопросы не отнесены к вопросам местного значения
(КонсультантПлюс, 2025)Опрос жителей муниципального округа города не проводится по вопросам строительства новых объектов религиозного назначения, школ, детских садов, метро, организации платных парковок, если эти вопросы не отнесены к вопросам местного значения
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 395 "Налоговые льготы" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщику - религиозной организации обоснованно отказано в освобождении от уплаты земельного налога, поскольку на спорном земельном участке отсутствовали объекты религиозного и благотворительного назначения (подп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщику - религиозной организации обоснованно отказано в освобождении от уплаты земельного налога, поскольку на спорном земельном участке отсутствовали объекты религиозного и благотворительного назначения (подп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налогообложение некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)освобождена от налога на имущество недвижимость, которая используется в религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ). Льгота распространяется и на принадлежащие религиозным организациям объекты незавершенного строительства, если они используются для религиозной деятельности (Письмо ФНС России от 29.05.2024 N ПА-4-21/6026@);
(КонсультантПлюс, 2025)освобождена от налога на имущество недвижимость, которая используется в религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ). Льгота распространяется и на принадлежащие религиозным организациям объекты незавершенного строительства, если они используются для религиозной деятельности (Письмо ФНС России от 29.05.2024 N ПА-4-21/6026@);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.35. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.35. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в компетенцию высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации входит определение порядка установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами. Таким образом, они должны принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие этот порядок.
Статья: Практика назначения судебной религиоведческой экспертизы в процессе расследования преступлений, совершенных по мотиву религиозной ненависти или вражды
(Кирушин К.Р.)
("Российский следователь", 2024, N 9)1) неверное формулирование вопросов к эксперту ввиду специфики религиозных объектов (32,8%);
(Кирушин К.Р.)
("Российский следователь", 2024, N 9)1) неверное формулирование вопросов к эксперту ввиду специфики религиозных объектов (32,8%);
Готовое решение: Какие организации освобождены от уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Религиозные организации могут получить освобождение от налога по тем участкам, на которых расположены здания (строения, сооружения) религиозного и благотворительного назначения, и земельным участкам, предназначенным для размещения таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ, Письма Минфина России от 29.04.2019 N 03-05-05-01/31668, от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 20.06.2005 N ГВ-6-21/499@), ФНС России от 01.03.2022 N БС-4-21/2455@, от 28.06.2019 N БС-4-21/12639@).
(КонсультантПлюс, 2025)Религиозные организации могут получить освобождение от налога по тем участкам, на которых расположены здания (строения, сооружения) религиозного и благотворительного назначения, и земельным участкам, предназначенным для размещения таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ, Письма Минфина России от 29.04.2019 N 03-05-05-01/31668, от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 20.06.2005 N ГВ-6-21/499@), ФНС России от 01.03.2022 N БС-4-21/2455@, от 28.06.2019 N БС-4-21/12639@).
Статья: К вопросу о перспективах российско-монгольских отношений в сфере туризма с учетом многовековых историко-культурных традиций
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <6> полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами. В 2006 году в диссертационном исследовании по экономике Баясгалана Цэцгээ было отмечено, что "в Монголии, обладающей колоссальными... ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям"; однако поддержка туризма "ставится в числе приоритетных задач государства", и целью его "политики в области туризма является формирование в Монголии современной высокоэффективной конкурентоспособной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики страны" <7>. С тех пор государством был сделан ряд шагов, направленных на развитие данного сектора: так, в 2015 г. утверждена "Национальная программа по развитию туризма в Монголии на 2016 - 2025 годы", и, как отмечают многие специалисты, и не только в сфере экономики (например, Бямба Оюунханд), на современном этапе "туризм в Монголии вносит свой существенный вклад в обеспечение экономического роста и социально-культурного благополучия страны" <8>. В Российской Федерации, соответственно, в 2019 г. принята "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" <9>, которая обозначила важность использования комплексного подхода при развитии туризма, позволяющего учитывать экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности. С нашей точки зрения, здесь стоит отметить, что обе страны объединяет не только богатое историческое прошлое, но и существенный этнокультурный аспект, связанный с тем, что на территории России проживают монголы и родственные им народы; а на территории Монголии - русские и иные выходцы с территории нашей страны, а также других постсоветских республик. Более того, не стоит забывать и о смешанных браках представителей различных национальностей. Стоит вспомнить о том, что в ходе международного взаимодействия странам стратегически важно учитывать культурное и этническое, религиозное разнообразие, а также все формы межкультурной коммуникации, способные привести к развитию максимально тесного добрососедства. Важно стремиться к формированию культурно-нравственного потенциала населения обозначенных регионов, развивать патриотические чувства, опираясь на взаимную толерантность и помня о важности общих ценностей. В данной связи еще раз обратим внимание на общее героическое прошлое и воинскую доблесть, неразрывно связывающие население двух стран и упомянутые в начале настоящей статьи. Поэтому не должен терять своей актуальности культурно-познавательный туризм историко-культурной направленности. Как пишет С.А. Васютин, "территория Внешней и Внутренней Монголии - одна из колыбелей кочевых цивилизаций, обладающая огромными историко-культурными богатствами, представленными разнообразными погребальными, поминальными, религиозными, городскими памятниками" <10>. Здесь стоит вспомнить и объекты, относящиеся к истории хунну (например, могильник Дурлиг-Нарс, курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула) и др.), и такие памятники, как Шороон Дов и Шороон Бумбагар, а также иные. Всемирно известными объектами в Монголии являются: комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; развалины города Каракорума; монастыри Эрдэни-Дзу, Тувхэн-хийд и иные. Социологи (в частности, И.Ц. Доржиева и Э.В. Цыремпилова) также приводят данные о том, что среди туристов выделяются те, для кого приоритетным является посещение именно религиозных объектов <11> как на территории Монголии, так и на территории России; в последнем случае монгольских туристов, конечно же, интересует Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ" в Бурятии с возможностью посетить нетленное тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <6> полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами. В 2006 году в диссертационном исследовании по экономике Баясгалана Цэцгээ было отмечено, что "в Монголии, обладающей колоссальными... ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям"; однако поддержка туризма "ставится в числе приоритетных задач государства", и целью его "политики в области туризма является формирование в Монголии современной высокоэффективной конкурентоспособной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики страны" <7>. С тех пор государством был сделан ряд шагов, направленных на развитие данного сектора: так, в 2015 г. утверждена "Национальная программа по развитию туризма в Монголии на 2016 - 2025 годы", и, как отмечают многие специалисты, и не только в сфере экономики (например, Бямба Оюунханд), на современном этапе "туризм в Монголии вносит свой существенный вклад в обеспечение экономического роста и социально-культурного благополучия страны" <8>. В Российской Федерации, соответственно, в 2019 г. принята "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" <9>, которая обозначила важность использования комплексного подхода при развитии туризма, позволяющего учитывать экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности. С нашей точки зрения, здесь стоит отметить, что обе страны объединяет не только богатое историческое прошлое, но и существенный этнокультурный аспект, связанный с тем, что на территории России проживают монголы и родственные им народы; а на территории Монголии - русские и иные выходцы с территории нашей страны, а также других постсоветских республик. Более того, не стоит забывать и о смешанных браках представителей различных национальностей. Стоит вспомнить о том, что в ходе международного взаимодействия странам стратегически важно учитывать культурное и этническое, религиозное разнообразие, а также все формы межкультурной коммуникации, способные привести к развитию максимально тесного добрососедства. Важно стремиться к формированию культурно-нравственного потенциала населения обозначенных регионов, развивать патриотические чувства, опираясь на взаимную толерантность и помня о важности общих ценностей. В данной связи еще раз обратим внимание на общее героическое прошлое и воинскую доблесть, неразрывно связывающие население двух стран и упомянутые в начале настоящей статьи. Поэтому не должен терять своей актуальности культурно-познавательный туризм историко-культурной направленности. Как пишет С.А. Васютин, "территория Внешней и Внутренней Монголии - одна из колыбелей кочевых цивилизаций, обладающая огромными историко-культурными богатствами, представленными разнообразными погребальными, поминальными, религиозными, городскими памятниками" <10>. Здесь стоит вспомнить и объекты, относящиеся к истории хунну (например, могильник Дурлиг-Нарс, курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула) и др.), и такие памятники, как Шороон Дов и Шороон Бумбагар, а также иные. Всемирно известными объектами в Монголии являются: комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; развалины города Каракорума; монастыри Эрдэни-Дзу, Тувхэн-хийд и иные. Социологи (в частности, И.Ц. Доржиева и Э.В. Цыремпилова) также приводят данные о том, что среди туристов выделяются те, для кого приоритетным является посещение именно религиозных объектов <11> как на территории Монголии, так и на территории России; в последнем случае монгольских туристов, конечно же, интересует Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ" в Бурятии с возможностью посетить нетленное тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует обратить внимание на то, что в действующей редакции комментируемой статьи в п. 1 ч. 6 территории объектов культурного наследия заменены на территории объектов культурного наследия религиозного назначения, что в значительной степени сужает сферу применения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует обратить внимание на то, что в действующей редакции комментируемой статьи в п. 1 ч. 6 территории объектов культурного наследия заменены на территории объектов культурного наследия религиозного назначения, что в значительной степени сужает сферу применения.
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
Ситуация: В чем суть лесной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения;
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В соответствии со ст. 25 ЛК РФ предусмотрен вид лесопользования - религиозная деятельность. Это означает, что в лесах можно строить религиозные объекты ОКС (объекты капитального строительства). К примеру, в лесах дом лесника - это временная постройка, временная инфраструктура.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)В соответствии со ст. 25 ЛК РФ предусмотрен вид лесопользования - религиозная деятельность. Это означает, что в лесах можно строить религиозные объекты ОКС (объекты капитального строительства). К примеру, в лесах дом лесника - это временная постройка, временная инфраструктура.