Рекультивация недра
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекультивация недра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ведет добычу полезных ископаемых в соответствии с целевым назначением и видами работ "разработка и рекультивация участка недр песчаников". Налоговый орган начислил НДПИ, поскольку общество неправомерно определяло налоговую базу исходя из расчетной стоимости песчаника, однако реализовывало не песчаник, а щебень и камень бутовый. Общество оспорило доначисление, поскольку законность применяемой обществом методики исчисления НДПИ ранее была подтверждена решением инспекции, в котором указано об исчислении НДПИ исходя из себестоимости добытой горной массы - песчаника как добытого полезного ископаемого. Также, по мнению общества, продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого и являющаяся продукцией перерабатывающей промышленности (обогащения), не может быть признана полезным ископаемым. Суд признал правомерным частично доначисление НДПИ, указав, что в данном случае ведется добыча щебня различных фракций, являющегося конечным продуктом, производимым из извлекаемого исходного минерального сырья - песчаника. Суд отметил, что общество реализует не песчаник, а щебень и камень бутовый, проектной документацией определена продукция горного производства - щебень с указанием первого применимого к ней национального стандарта, а технологический комплекс на поверхности является одним из этапов разработки карьера. При этом суд не согласился с произведенным инспекцией расчетом суммы НДПИ: при установлении стоимости единицы добытого полезного ископаемого взято количество щебневой продукции, а при расчете налога - количество всей горной массы, что противоречит принципу определения действительной налоговой обязанности налогоплательщика и нарушает требования п. 7 ст. 339 НК РФ. Поскольку общество реализовывало щебень и бутовый камень и именно они являются для общества добытым полезным ископаемым, НДПИ необходимо определять не расчетным путем, а исходя из цен реализации щебня и бутового камня в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, при этом должен быть учтен установленной технической документацией выход продукции.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ведет добычу полезных ископаемых в соответствии с целевым назначением и видами работ "разработка и рекультивация участка недр песчаников". Налоговый орган начислил НДПИ, поскольку общество неправомерно определяло налоговую базу исходя из расчетной стоимости песчаника, однако реализовывало не песчаник, а щебень и камень бутовый. Общество оспорило доначисление, поскольку законность применяемой обществом методики исчисления НДПИ ранее была подтверждена решением инспекции, в котором указано об исчислении НДПИ исходя из себестоимости добытой горной массы - песчаника как добытого полезного ископаемого. Также, по мнению общества, продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого и являющаяся продукцией перерабатывающей промышленности (обогащения), не может быть признана полезным ископаемым. Суд признал правомерным частично доначисление НДПИ, указав, что в данном случае ведется добыча щебня различных фракций, являющегося конечным продуктом, производимым из извлекаемого исходного минерального сырья - песчаника. Суд отметил, что общество реализует не песчаник, а щебень и камень бутовый, проектной документацией определена продукция горного производства - щебень с указанием первого применимого к ней национального стандарта, а технологический комплекс на поверхности является одним из этапов разработки карьера. При этом суд не согласился с произведенным инспекцией расчетом суммы НДПИ: при установлении стоимости единицы добытого полезного ископаемого взято количество щебневой продукции, а при расчете налога - количество всей горной массы, что противоречит принципу определения действительной налоговой обязанности налогоплательщика и нарушает требования п. 7 ст. 339 НК РФ. Поскольку общество реализовывало щебень и бутовый камень и именно они являются для общества добытым полезным ископаемым, НДПИ необходимо определять не расчетным путем, а исходя из цен реализации щебня и бутового камня в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, при этом должен быть учтен установленной технической документацией выход продукции.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДПИ, сделав вывод о необоснованном исключении предпринимателем из реализации объема добытого песчаного грунта. Суд установил, что в соответствии с представляемой предпринимателем ежегодной статистической отчетностью по форме N 5-гр он добывал общераспространенное полезное ископаемое - песок в объеме, значительно превышающем указанный в налоговой декларации по НДПИ. Сам предприниматель разделял добытое и реализованное полезное ископаемое по наименованию на песок и песчаный грунт на основании результатов анализа любой партии, в налоговую базу по НДПИ включался только песок. Суд отметил, что из проекта разработки и рекультивации участка недр местного значения, равно как и из лицензии на пользование недрами, следует, что на месторождении возможна добыча исключительно одного вида полезных ископаемых - песка, из проекта инженерно-геологических характеристик пород следует, что в данном месторождении отсутствуют такие виды пород, как песчаный грунт. Учитывая, что предприниматель самостоятельно уменьшал балансовые запасы песка как на добытый песок, так и на добытый песчаный грунт, тем самым относя песчаный грунт к полезному ископаемому, суд поддержал вывод налогового органа о том, что при определении налоговой базы по НДПИ предприниматель неправомерно исключил количество добытого и реализованного полезного ископаемого, поименованного в документах на реализацию как песчаный грунт.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю НДПИ, сделав вывод о необоснованном исключении предпринимателем из реализации объема добытого песчаного грунта. Суд установил, что в соответствии с представляемой предпринимателем ежегодной статистической отчетностью по форме N 5-гр он добывал общераспространенное полезное ископаемое - песок в объеме, значительно превышающем указанный в налоговой декларации по НДПИ. Сам предприниматель разделял добытое и реализованное полезное ископаемое по наименованию на песок и песчаный грунт на основании результатов анализа любой партии, в налоговую базу по НДПИ включался только песок. Суд отметил, что из проекта разработки и рекультивации участка недр местного значения, равно как и из лицензии на пользование недрами, следует, что на месторождении возможна добыча исключительно одного вида полезных ископаемых - песка, из проекта инженерно-геологических характеристик пород следует, что в данном месторождении отсутствуют такие виды пород, как песчаный грунт. Учитывая, что предприниматель самостоятельно уменьшал балансовые запасы песка как на добытый песок, так и на добытый песчаный грунт, тем самым относя песчаный грунт к полезному ископаемому, суд поддержал вывод налогового органа о том, что при определении налоговой базы по НДПИ предприниматель неправомерно исключил количество добытого и реализованного полезного ископаемого, поименованного в документах на реализацию как песчаный грунт.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности рекультивации земель с использованием
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности рекультивации земель с использованием
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также актуальной является проблема обращения с отходами недропользования как объектами права собственности (нормами пунктов 6 и 7 статьи 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность передачи иному пользователю недр в целях использования этим пользователем передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в объеме, определенном для выполнения соответствующих работ техническими проектами, иной проектной документацией на выполнение таких работ и (или) проектом рекультивации земель (пункт 6), или передачи иному лицу в целях использования таким лицом передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами (пункт 7).
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Также актуальной является проблема обращения с отходами недропользования как объектами права собственности (нормами пунктов 6 и 7 статьи 23.5 Закона о недрах предусматривается возможность передачи иному пользователю недр в целях использования этим пользователем передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в объеме, определенном для выполнения соответствующих работ техническими проектами, иной проектной документацией на выполнение таких работ и (или) проектом рекультивации земель (пункт 6), или передачи иному лицу в целях использования таким лицом передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами (пункт 7).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 46.1. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель с использованием вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 46.1. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель с использованием вскрышных и вмещающих горных пород, отдельных отходов производства и потребления
Приказ Минприроды России N 782, Роснедр N 13 от 25.10.2021
(ред. от 11.04.2023)
"Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66307)7. Сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель
(ред. от 11.04.2023)
"Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 N 66307)7. Сроки подготовки технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и проекта рекультивации земель
Статья: Какие полезные свойства недр подлежат правовой охране?
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Исходя из современных возможностей хозяйственного освоения недр любые возможные виды их использования укладываются в указанные направления. И в дальнейшем виды недропользования, так или иначе, будут примерно такими же, поскольку физические характеристики недр во временном отношении не подвержены кардинальным изменениям. Возможно их видоизменение, например отнесение к благам недр их использования вне целей горного законодательства, изъятие вещества недр для рекультивации земель или засыпки оврагов, использование пространства недр для подземных испытаний оружия.
(Ямалетдинов Р.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Исходя из современных возможностей хозяйственного освоения недр любые возможные виды их использования укладываются в указанные направления. И в дальнейшем виды недропользования, так или иначе, будут примерно такими же, поскольку физические характеристики недр во временном отношении не подвержены кардинальным изменениям. Возможно их видоизменение, например отнесение к благам недр их использования вне целей горного законодательства, изъятие вещества недр для рекультивации земель или засыпки оврагов, использование пространства недр для подземных испытаний оружия.
Статья: Экологические обязательства: новые требования к представлению информации в корпоративной отчетности
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Значимость информации об обеспеченности обязательств по выводу активов из эксплуатации и восстановлению окружающей среды для широкого круга заинтересованных сторон усиливается в связи с изменениями законодательства в данной области. Следует отметить, что с сентября 2023 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" [2], устанавливающие финансовую ответственность собственников за ликвидацию негативных последствий деятельности предприятия, включая рекультивацию промышленных площадок. За пять лет до окончания эксплуатации недр собственники должны подготовить план ликвидационных работ и получить одобрение экологической экспертизы, а также сформировать запас средств, которые потребуются для их проведения. Изменения, внесенные в подп. 3 п. 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды", а также Постановление Правительства РФ от 22.04.2023 N 642 более четко регламентируют вопросы подтверждения финансирования ликвидационных мероприятий. Данными нормативными актами предусмотрены следующие формы подтверждения финансового обеспечения:
(Гришкина С.Н., Трушина А.А.)
("Аудитор", 2024, N 7)Значимость информации об обеспеченности обязательств по выводу активов из эксплуатации и восстановлению окружающей среды для широкого круга заинтересованных сторон усиливается в связи с изменениями законодательства в данной области. Следует отметить, что с сентября 2023 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" [2], устанавливающие финансовую ответственность собственников за ликвидацию негативных последствий деятельности предприятия, включая рекультивацию промышленных площадок. За пять лет до окончания эксплуатации недр собственники должны подготовить план ликвидационных работ и получить одобрение экологической экспертизы, а также сформировать запас средств, которые потребуются для их проведения. Изменения, внесенные в подп. 3 п. 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды", а также Постановление Правительства РФ от 22.04.2023 N 642 более четко регламентируют вопросы подтверждения финансирования ликвидационных мероприятий. Данными нормативными актами предусмотрены следующие формы подтверждения финансового обеспечения:
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Важно учесть, что при создании ряда объектов капитального строительства (в том числе необходимых для пользования недрами) рекультивация земель под ними объективно невозможна. Кроме того, сроки пользования недрами нередко предполагают десятки лет, необходимые, например, для отработки крупного месторождения полезных ископаемых. Насколько велика вероятность, что лет через 40 - 50, когда завершатся работы по пользованию участком недр, ответственные лица будут действовать при совершенно ином состоянии качества окружающей среды в соответствующей местности, столкнутся с иными планами развития территории? Они к тому же должны будут соблюдать актуальные на тот момент правовые нормы (только за 2023 г. в ЗК РФ 17 раз внесены изменения и дополнения!), другие нормативы качества, стандарты и т.д. На наш взгляд, эта точка зрения имеет полное право на освещение при оценке планируемой рекультивации в соответствии с проектом, разрабатываемым задолго до реального осуществления таковой. Ответ на обоснованные вопросы теряется в настолько далеком будущем, что делает перспективу рекультивации несколько отвлеченной от реальности. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации при этом, в сущности, становится в какой-то степени именно формальным условием для начала деятельности недропользователя. В таких случаях, безусловно, необходимы унифицированные правила по дальнейшему обращению со снятым плодородным слоем почвы исходя из того, что он никогда не вернется на свое исходное место либо обречен на длительный этап хранения.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Важно учесть, что при создании ряда объектов капитального строительства (в том числе необходимых для пользования недрами) рекультивация земель под ними объективно невозможна. Кроме того, сроки пользования недрами нередко предполагают десятки лет, необходимые, например, для отработки крупного месторождения полезных ископаемых. Насколько велика вероятность, что лет через 40 - 50, когда завершатся работы по пользованию участком недр, ответственные лица будут действовать при совершенно ином состоянии качества окружающей среды в соответствующей местности, столкнутся с иными планами развития территории? Они к тому же должны будут соблюдать актуальные на тот момент правовые нормы (только за 2023 г. в ЗК РФ 17 раз внесены изменения и дополнения!), другие нормативы качества, стандарты и т.д. На наш взгляд, эта точка зрения имеет полное право на освещение при оценке планируемой рекультивации в соответствии с проектом, разрабатываемым задолго до реального осуществления таковой. Ответ на обоснованные вопросы теряется в настолько далеком будущем, что делает перспективу рекультивации несколько отвлеченной от реальности. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации при этом, в сущности, становится в какой-то степени именно формальным условием для начала деятельности недропользователя. В таких случаях, безусловно, необходимы унифицированные правила по дальнейшему обращению со снятым плодородным слоем почвы исходя из того, что он никогда не вернется на свое исходное место либо обречен на длительный этап хранения.