Реконструкция объектов электросетевого хозяйства
Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция объектов электросетевого хозяйства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.2 "Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)" Федерального закона "Об электроэнергетике""Совокупное системное толкование статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 14.12.2011 N АГ/46581 и постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" позволяет сделать следует вывод о том, что реконструкция объектов электросетевого хозяйства за счет сетевой организации производится только в отношении таких объектов, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или ином законном праве до точки присоединения объектов электросетевого хозяйства заявителей. Реконструкция объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих потребителям, невозможна в силу указанных выше нормативно-правовых актов и приведет к неосновательному обогащению последних."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23.2 "Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности)" Федерального закона "Об электроэнергетике""При совокупном толковании статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, Письма ФАС России от 14.12.2011 N АГ/46581 и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", следует вывод о том, что реконструкция объектов электросетевого хозяйства за счет сетевой организации производится только в отношении таких объектов, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или ином законном праве до точки присоединения объектов ЭСХ заявителей. Реконструкция объектов ЭСХ, принадлежащих потребителям, невозможна в силу указанных выше нормативно-правовых актов и приведет к неосновательному обогащению последних.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В настоящей статье под понятием "размещение линейных объектов" понимается строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В настоящей статье под понятием "размещение линейных объектов" понимается строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства.
Статья: Обзор практики применения наказания, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении сетевых организаций при осуществлении ими технологического присоединения
(Смагин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, предлагается определить случаи, в которых административное наказание налагается на юридическое лицо, а в каких - на должностное лицо сетевой организации. При правоприменении необходимо учитывать, что часть процедуры технологического присоединения реализуется непосредственно, через исполнение сторонами условий договора. При этом их реализация связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства (со стороны сетевой организации) и энергопринимающих устройств (со стороны потребителя). Как правило, указанные отношения опосредуются сторонами через заключение гражданских правовых договоров на разработку проектной документации, подряда и других договоров с третьими лицами (непосредственно не принимающих участие в правоотношении по технологическому присоединению).
(Смагин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, предлагается определить случаи, в которых административное наказание налагается на юридическое лицо, а в каких - на должностное лицо сетевой организации. При правоприменении необходимо учитывать, что часть процедуры технологического присоединения реализуется непосредственно, через исполнение сторонами условий договора. При этом их реализация связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства (со стороны сетевой организации) и энергопринимающих устройств (со стороны потребителя). Как правило, указанные отношения опосредуются сторонами через заключение гражданских правовых договоров на разработку проектной документации, подряда и других договоров с третьими лицами (непосредственно не принимающих участие в правоотношении по технологическому присоединению).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 86
(ред. от 30.09.2025)
"Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации"VI. Порядок реализации мероприятий по проектированию,
(ред. от 30.09.2025)
"Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации"VI. Порядок реализации мероприятий по проектированию,
Приказ Минэнерго России от 28.02.2022 N 146
"Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2022 - 2028 годы"Мероприятия по строительству новых и реконструкции существующих объектов электросетевого хозяйства в целях обеспечения выдачи мощности объектов генерации в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение
"Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2022 - 2028 годы"Мероприятия по строительству новых и реконструкции существующих объектов электросетевого хозяйства в целях обеспечения выдачи мощности объектов генерации в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Таким образом, в законодательстве можно наблюдать уникальную ситуацию: оказываются "услуги" по технологическому присоединению, в рамках которого выполняются работы, направленные на это самое технологическое присоединение. Поэтому неудивительно, что в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) от 28 марта 2018 г. делается вывод, что договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг. Отмечается, что по рассматриваемому договору сетевая организация разрабатывает технические условия, обеспечивает готовность объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и проч. Указывается, что, как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику, а создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики заказчика. Этим Верховный Суд РФ обусловливает правовой характер договора технологического присоединения в качестве договора возмездного оказания услуг <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Таким образом, в законодательстве можно наблюдать уникальную ситуацию: оказываются "услуги" по технологическому присоединению, в рамках которого выполняются работы, направленные на это самое технологическое присоединение. Поэтому неудивительно, что в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) от 28 марта 2018 г. делается вывод, что договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг. Отмечается, что по рассматриваемому договору сетевая организация разрабатывает технические условия, обеспечивает готовность объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и проч. Указывается, что, как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику, а создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики заказчика. Этим Верховный Суд РФ обусловливает правовой характер договора технологического присоединения в качестве договора возмездного оказания услуг <1>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения) (на срок от 10 до 49 лет);
Готовое решение: Как применять УСН с объектом "доходы минус расходы"
(КонсультантПлюс, 2025)платы за технологическое присоединение к действующим электрическим сетям реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается (Письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6268).
(КонсультантПлюс, 2025)платы за технологическое присоединение к действующим электрическим сетям реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается (Письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6268).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи условия осуществления реконструкции, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, условия осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта не указанных в п. п. 1 и 3 ч. 1 комментируемой статьи объектов капитального строительства, предусматривающие изменение местоположения существующих линейных объектов, определяются по соглашению сторон. Другими словами, стороны сами определяют эти условия, однако при этом должны соблюдаться нормы действующего законодательства РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи условия осуществления реконструкции, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше, а также существующих линейных объектов, сетей инженерно-технического обеспечения, критерии определения и (или) виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, условия осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта не указанных в п. п. 1 и 3 ч. 1 комментируемой статьи объектов капитального строительства, предусматривающие изменение местоположения существующих линейных объектов, определяются по соглашению сторон. Другими словами, стороны сами определяют эти условия, однако при этом должны соблюдаться нормы действующего законодательства РФ.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.