Рекомендации ОЭСР
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекомендации ОЭСР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение химической и биологической безопасности - важнейший компонент системы национальной безопасности Российской Федерации
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведенной с использованием биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов;
Статья: Формирование инвестиционного законодательства на постсоветском пространстве: тенденции и перспективы
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Договорные правовые формы, направленные на создание индивидуальных преференций и льгот при осуществлении инвестором важных для государства вложений, имеют важное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Так, в рекомендациях ОЭСР для Республики Таджикистан был отмечен недостаток инструментов для налаживания индивидуальных контактов с инвесторами, а также четкого выделения стратегически важных отраслей, в которые необходимо привлечь капиталовложения <27>. Представляется, что ошибочным является также путь, на котором государство в основном поддерживает иностранных инвесторов, оставляя "за бортом" возможность привлечения капиталовложений на внутреннем рынке инвестиций. Так, инвестиционное законодательство Республики Армения фактически сводится к Закону Республики Армения от 4 июля 1994 г. H.N.-1093-I "Об иностранных инвестициях" <28>, что является не слишком эффективным и достаточно устаревшим подходом.
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Договорные правовые формы, направленные на создание индивидуальных преференций и льгот при осуществлении инвестором важных для государства вложений, имеют важное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Так, в рекомендациях ОЭСР для Республики Таджикистан был отмечен недостаток инструментов для налаживания индивидуальных контактов с инвесторами, а также четкого выделения стратегически важных отраслей, в которые необходимо привлечь капиталовложения <27>. Представляется, что ошибочным является также путь, на котором государство в основном поддерживает иностранных инвесторов, оставляя "за бортом" возможность привлечения капиталовложений на внутреннем рынке инвестиций. Так, инвестиционное законодательство Республики Армения фактически сводится к Закону Республики Армения от 4 июля 1994 г. H.N.-1093-I "Об иностранных инвестициях" <28>, что является не слишком эффективным и достаточно устаревшим подходом.
Нормативные акты
Статья: Современные векторы развития корпоративных отношений в России: финансово-правовой аспект
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)<15> ISO 19600. Стандарт для разработки, внедрения, оценки, поддержания и улучшения системы управления комплаенса; ISO 37001. Стандарт для систем управления по предотвращению коррупции; OECD Guidelines for Multinational Enterprises. Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), касающиеся ответственного ведения бизнеса, соблюдения прав человека и труда, защиты окружающей среды; Basel Committee on Banking Supervision (BCBS) Guidelines. Рекомендации для банков и финансовых учреждений, которые включают требования к управлению рисками и соблюдению корпоративных норм; UN Global Compact. Инициатива ООН, включающая принципы в области защиты прав человека, охраны труда, поддержания достаточного уровня окружающей среды и борьбы с коррупцией, на которые могут ориентироваться компании для реализации своих комплаенс-программ.
(Эскиндаров М.А.)
("Банковское право", 2025, N 3)<15> ISO 19600. Стандарт для разработки, внедрения, оценки, поддержания и улучшения системы управления комплаенса; ISO 37001. Стандарт для систем управления по предотвращению коррупции; OECD Guidelines for Multinational Enterprises. Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), касающиеся ответственного ведения бизнеса, соблюдения прав человека и труда, защиты окружающей среды; Basel Committee on Banking Supervision (BCBS) Guidelines. Рекомендации для банков и финансовых учреждений, которые включают требования к управлению рисками и соблюдению корпоративных норм; UN Global Compact. Инициатива ООН, включающая принципы в области защиты прав человека, охраны труда, поддержания достаточного уровня окружающей среды и борьбы с коррупцией, на которые могут ориентироваться компании для реализации своих комплаенс-программ.
Статья: Юридическая ответственность в налоговых отношениях: опыт стран ЕАЭС и вызовы для предпринимательской деятельности
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Международный опыт налогообложения оказывает существенное влияние на правовую практику стран ЕАЭС, способствуя интеграции глобальных налоговых стандартов. В условиях глобализации происходит унификация налоговых систем, что направлено на улучшение налогового контроля и развитие бизнес-среды в странах Союза. В качестве основного источника для реформ служат рекомендации ОЭСР и международные соглашения по обмену налоговой информацией и борьбе с уклонением от налогов. Интеграция таких норм в законодательство России и Казахстана включает в себя меры по улучшению контроля за транзакциями международных компаний, что повышает налоговую дисциплину. В частности, внедрение автоматического обмена налоговой информацией и обеспечение прозрачности в международной налоговой отчетности позволяют минимизировать возможности для уклонения от налогов и обеспечивают согласованность с международными требованиями. Процесс интеграции стандартов BEPS в законодательства стран ЕАЭС улучшает налоговый мониторинг и контроль. Автоматический обмен информацией между налоговыми органами, применяемый в России и Казахстане, минимизирует возможности для уклонения от налогов, улучшая условия для честного ведения бизнеса. Внедрение электронных систем налогообложения в этих странах также ускоряет процесс отчетности, снижает нагрузку на бизнес и повышает качество налогового администрирования.
(Соловьев А.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Международный опыт налогообложения оказывает существенное влияние на правовую практику стран ЕАЭС, способствуя интеграции глобальных налоговых стандартов. В условиях глобализации происходит унификация налоговых систем, что направлено на улучшение налогового контроля и развитие бизнес-среды в странах Союза. В качестве основного источника для реформ служат рекомендации ОЭСР и международные соглашения по обмену налоговой информацией и борьбе с уклонением от налогов. Интеграция таких норм в законодательство России и Казахстана включает в себя меры по улучшению контроля за транзакциями международных компаний, что повышает налоговую дисциплину. В частности, внедрение автоматического обмена налоговой информацией и обеспечение прозрачности в международной налоговой отчетности позволяют минимизировать возможности для уклонения от налогов и обеспечивают согласованность с международными требованиями. Процесс интеграции стандартов BEPS в законодательства стран ЕАЭС улучшает налоговый мониторинг и контроль. Автоматический обмен информацией между налоговыми органами, применяемый в России и Казахстане, минимизирует возможности для уклонения от налогов, улучшая условия для честного ведения бизнеса. Внедрение электронных систем налогообложения в этих странах также ускоряет процесс отчетности, снижает нагрузку на бизнес и повышает качество налогового администрирования.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)<3> Аналогичные рекомендации приводит ОЭСР, см.: Working Party N 3 on Co-operation and Enforcement, Local Nexus and Jurisdictional Thresholds in Merger Control, 14 - 15 June 2016. P. 4. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DAF/COMP/WP3(2016)4&docLanguage=En (дата обращения: 09.10.2023).
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)<3> Аналогичные рекомендации приводит ОЭСР, см.: Working Party N 3 on Co-operation and Enforcement, Local Nexus and Jurisdictional Thresholds in Merger Control, 14 - 15 June 2016. P. 4. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DAF/COMP/WP3(2016)4&docLanguage=En (дата обращения: 09.10.2023).
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Помимо штрафа как классической формы экономической санкции, предполагалось использовать, например, налогообложение: соблюдающие экологические нормативы компании должны получить налоговые льготы, а те компании, которые их игнорируют, должны лишиться таких льгот, т.е. более высокие налоги - это плата за загрязнение <19>. В дальнейшем в рекомендациях ОЭСР перечень форм закрепления экономической санкции, предусмотренной принципом "загрязнитель платит", расширялся. Так, в 1989 г. в Рекомендациях Совета ОЭСР о применении принципа "загрязнитель платит" при случайном загрязнении <20> действие принципа было распространено на случайное загрязнение, под которым понимается нарушение экологических нормативов, происходящее без умысла загрязнителя на так называемых опасных установках (например, атомных электростанциях, военных базах и хранилищах опасных отходов). В 1991 г. на базе этой международной организации была разработана Рекомендация по использованию экономических инструментов для воздействия на загрязнителя <21>, т.е. они были окончательно утверждены как модель закрепления принципа "загрязнитель платит".
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Помимо штрафа как классической формы экономической санкции, предполагалось использовать, например, налогообложение: соблюдающие экологические нормативы компании должны получить налоговые льготы, а те компании, которые их игнорируют, должны лишиться таких льгот, т.е. более высокие налоги - это плата за загрязнение <19>. В дальнейшем в рекомендациях ОЭСР перечень форм закрепления экономической санкции, предусмотренной принципом "загрязнитель платит", расширялся. Так, в 1989 г. в Рекомендациях Совета ОЭСР о применении принципа "загрязнитель платит" при случайном загрязнении <20> действие принципа было распространено на случайное загрязнение, под которым понимается нарушение экологических нормативов, происходящее без умысла загрязнителя на так называемых опасных установках (например, атомных электростанциях, военных базах и хранилищах опасных отходов). В 1991 г. на базе этой международной организации была разработана Рекомендация по использованию экономических инструментов для воздействия на загрязнителя <21>, т.е. они были окончательно утверждены как модель закрепления принципа "загрязнитель платит".
Статья: Изменения в части налогообложения внутрихолдинговых услуг, действующие с 1 января 2024 г.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Само по себе обложение внутрихолдинговых услуг "у источника" не является исключительно российской практикой. Похожие инструменты есть в других юрисдикциях (например, Саудовская Аравия, Узбекистан). ОЭСР 11 октября 2023 г. выпустила рекомендацию, в которой указывает на глобальную необходимость облагать такие услуги для того, чтобы трансграничные компании не злоупотребляли возможностями агрессивного налогового планирования (рекомендуемая ОЭСР ставка - от 9%).
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Само по себе обложение внутрихолдинговых услуг "у источника" не является исключительно российской практикой. Похожие инструменты есть в других юрисдикциях (например, Саудовская Аравия, Узбекистан). ОЭСР 11 октября 2023 г. выпустила рекомендацию, в которой указывает на глобальную необходимость облагать такие услуги для того, чтобы трансграничные компании не злоупотребляли возможностями агрессивного налогового планирования (рекомендуемая ОЭСР ставка - от 9%).
Статья: Сложный вид цифровых прав - цифровая валюта. Она получила налоговое регулирование
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 46)В целом это соответствует международным стандартам "прозрачности" рынка цифровой криптовалюты, которые рекомендованы ОЭСР. В частности, правила о сборе профессиональными участниками рынка данных по операциям своих клиентов и отчетности уже установлены в ЕС Регламентом (ЕС) 2023/1113 Европейского парламента и Совета от 31.05.2023 "Об информации, сопровождающей переводы денежных средств и некоторых криптоактивов, и о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2015/84".
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 46)В целом это соответствует международным стандартам "прозрачности" рынка цифровой криптовалюты, которые рекомендованы ОЭСР. В частности, правила о сборе профессиональными участниками рынка данных по операциям своих клиентов и отчетности уже установлены в ЕС Регламентом (ЕС) 2023/1113 Европейского парламента и Совета от 31.05.2023 "Об информации, сопровождающей переводы денежных средств и некоторых криптоактивов, и о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2015/84".
Статья: Роль международных договоров в совершенствовании налогового контроля
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)Как отметил Д.В. Вольвач в ходе онлайн-лекции по курсу "Международное налогообложение", по состоянию на 2020 г. оценка России в части полноты внедрения законодательства по CRS - "In place, but need improvement", то есть необходимые положения действуют, однако нуждаются в улучшении. Соответствующие рекомендации ОЭСР Россией учтены. Оценка в части эффективности внедрения и правоприменения CRS, включая контрольную работу, началась в 2021 г. [3].
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 2)Как отметил Д.В. Вольвач в ходе онлайн-лекции по курсу "Международное налогообложение", по состоянию на 2020 г. оценка России в части полноты внедрения законодательства по CRS - "In place, but need improvement", то есть необходимые положения действуют, однако нуждаются в улучшении. Соответствующие рекомендации ОЭСР Россией учтены. Оценка в части эффективности внедрения и правоприменения CRS, включая контрольную работу, началась в 2021 г. [3].
Статья: Новеллы в сфере налогового контроля за соответствием цен в сделках рыночному уровню
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Действительно, Рекомендации ОЭСР по ТЦО содержат положения, указывающие на возможность применения дополнительных налоговых санкций в отношении дохода, полученного стороной трансграничной сделки, совершенной со своим взаимозависимым лицом на нерыночных условиях.
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Действительно, Рекомендации ОЭСР по ТЦО содержат положения, указывающие на возможность применения дополнительных налоговых санкций в отношении дохода, полученного стороной трансграничной сделки, совершенной со своим взаимозависимым лицом на нерыночных условиях.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, изучение положений уже сложившегося налогового права отдельного государства иногда позволяет опереться на анализ эмпирических данных, воздержавшись от теоретического исследования. Такой подход в области международного налогового права обычно менее продуктивен, поскольку многообразие источников и уровней правового регулирования требует от исследователя и практика системного взгляда на проблему, если его задачей, конечно, не является простое воспроизведение официальных разъяснений и рекомендаций, например, ОЭСР или тех или иных внутригосударственных органов. Следовательно, важно задать некое общее направление анализа явлений международного налогово-правового регулирования.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, изучение положений уже сложившегося налогового права отдельного государства иногда позволяет опереться на анализ эмпирических данных, воздержавшись от теоретического исследования. Такой подход в области международного налогового права обычно менее продуктивен, поскольку многообразие источников и уровней правового регулирования требует от исследователя и практика системного взгляда на проблему, если его задачей, конечно, не является простое воспроизведение официальных разъяснений и рекомендаций, например, ОЭСР или тех или иных внутригосударственных органов. Следовательно, важно задать некое общее направление анализа явлений международного налогово-правового регулирования.
Статья: Правовое регулирование системы государственных закупок как инструмента воздействия на внутреннюю экономику
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)По итогам, опубликованным в отчете международной Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD; далее - ОЭСР) "Реформирование государственных закупок: выполнение рекомендаций на 2015 г. Рекомендация ОЭСР", презюмировалось наличие существующей определенной взаимосвязи между проводимой эффективной политикой в области государственных закупок и экономическим ростом, по мнению опрошенных стран-членов. Это особенно актуально для стран, реализующих систему государственных закупок как инструмент поддержки среди малых и средних предприятий (МСП). Примерно 70% опрошенных стран также оценивают позитивные результаты проводимой политики в сфере государственных закупок в качестве поддерживающей и стимулирующей меры.
(Боровик Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)По итогам, опубликованным в отчете международной Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD; далее - ОЭСР) "Реформирование государственных закупок: выполнение рекомендаций на 2015 г. Рекомендация ОЭСР", презюмировалось наличие существующей определенной взаимосвязи между проводимой эффективной политикой в области государственных закупок и экономическим ростом, по мнению опрошенных стран-членов. Это особенно актуально для стран, реализующих систему государственных закупок как инструмент поддержки среди малых и средних предприятий (МСП). Примерно 70% опрошенных стран также оценивают позитивные результаты проводимой политики в сфере государственных закупок в качестве поддерживающей и стимулирующей меры.