Рекомендации дистанционной работы коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекомендации дистанционной работы коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 88-3484/2023 (УИД 72RS0014-01-2022-001324-83)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истица считает, что приказ вынесен незаконно: в отсутствие требования со стороны должностных лиц Роспотребнадзора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что работодатель должен был перевести на дистанционный режим работы были предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку в силу подпункта 7.3 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области 18 октября 2021 года N 8 такой перевод был возможен для лиц, имеющих медицинские противопоказания, тогда как судом установлено отсутствие на 11 ноября 2021 года каких-либо документов у работодателя, подтверждающих наличие у Щ. медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истица считает, что приказ вынесен незаконно: в отсутствие требования со стороны должностных лиц Роспотребнадзора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что работодатель должен был перевести на дистанционный режим работы были предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку в силу подпункта 7.3 постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области 18 октября 2021 года N 8 такой перевод был возможен для лиц, имеющих медицинские противопоказания, тогда как судом установлено отсутствие на 11 ноября 2021 года каких-либо документов у работодателя, подтверждающих наличие у Щ. медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рекомендация Р-127/2021-КпР "Дистанционная инвентаризация"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)7. Несмотря на то, что принятие настоящей Рекомендации обусловлено переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, положения настоящей Рекомендации по существу не являются чрезвычайными. Проведение инвентаризации с использованием дистанционных форм передачи информации о проверяемых объектах в соответствии с настоящей Рекомендацией соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете и может осуществляться как в текущих условиях, так и в будущем после прекращения действия этих условий.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)7. Несмотря на то, что принятие настоящей Рекомендации обусловлено переходом на дистанционные формы работы в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, положения настоящей Рекомендации по существу не являются чрезвычайными. Проведение инвентаризации с использованием дистанционных форм передачи информации о проверяемых объектах в соответствии с настоящей Рекомендацией соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете и может осуществляться как в текущих условиях, так и в будущем после прекращения действия этих условий.
Статья: Правовое регулирование удаленной работы в Нидерландах
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Пандемия коронавируса повысила интерес к дистанционной работе. Сегодня Правительство Нидерландов рассматривает удаленную занятость как одну из мер по предотвращению распространения вируса. Настоятельно рекомендуется работать дома, за исключением случаев крайней необходимости нахождения на территории работодателя.
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Пандемия коронавируса повысила интерес к дистанционной работе. Сегодня Правительство Нидерландов рассматривает удаленную занятость как одну из мер по предотвращению распространения вируса. Настоятельно рекомендуется работать дома, за исключением случаев крайней необходимости нахождения на территории работодателя.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 N 300
(ред. от 31.03.2021)
"О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу"2. Рекомендовать работодателям, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.03.2021)
"О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и рекомендации работодателям по переводу работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу"2. Рекомендовать работодателям, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод работников в возрасте 65 лет и старше на дистанционную (удаленную) работу в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Сохранение гарантий в сфере рабочего времени. Думская фракция "Единая Россия" объявила о намерении внести в течение 2020 г. законопроект о регулировании нетипичных форм занятости, включая совершенствование норм о дистанционном труде, пересмотр нормы о так называемом режиме "ненормированного рабочего дня", представляющем собой легальный обход норм о сверхурочной работе, введение в законодательство норм о праве работников "быть офлайн" в нерабочее время и др. Эти идеи были предложены фракцией еще в ноябре 2019 г., до распространения пандемии, но в новых условиях к ним было привлечено существенное внимание, и теоретическое обсуждение данного вопроса перешло в практическую плоскость. Так, Московская городская дума подготовила аналитический материал "Организация и правовое регулирование дистанционной (удаленной) работы: зарубежный и отечественный опыт" (по состоянию на 6 июля 2020 г.) и проект соответствующего федерального закона, который должен установить единые для всех субъектов трудовых отношений правила в применении удаленного труда <15>.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Сохранение гарантий в сфере рабочего времени. Думская фракция "Единая Россия" объявила о намерении внести в течение 2020 г. законопроект о регулировании нетипичных форм занятости, включая совершенствование норм о дистанционном труде, пересмотр нормы о так называемом режиме "ненормированного рабочего дня", представляющем собой легальный обход норм о сверхурочной работе, введение в законодательство норм о праве работников "быть офлайн" в нерабочее время и др. Эти идеи были предложены фракцией еще в ноябре 2019 г., до распространения пандемии, но в новых условиях к ним было привлечено существенное внимание, и теоретическое обсуждение данного вопроса перешло в практическую плоскость. Так, Московская городская дума подготовила аналитический материал "Организация и правовое регулирование дистанционной (удаленной) работы: зарубежный и отечественный опыт" (по состоянию на 6 июля 2020 г.) и проект соответствующего федерального закона, который должен установить единые для всех субъектов трудовых отношений правила в применении удаленного труда <15>.
Статья: Новеллы законодательства о дистанционной (удаленной) работе: сравнительно-правовой анализ
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье анализируются новеллы ТК РФ в сопоставлении с введенными в ТК РФ в 2013 г. нормами о дистанционной работе <2>, а также в свете норм и рекомендаций Международной организации труда (далее - МОТ), Европейского союза и зарубежного опыта применения и регулирования дистанционного труда, в том числе в условиях пандемии коронавируса. Целями статьи являются рассмотрение наиболее актуальных практических вопросов и внесение теоретически обоснованных предложений, направленных на защиту прав дистанционных работников и обеспечение баланса интересов работников и работодателей, а также на восполнение законодательных пробелов в данной области.
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье анализируются новеллы ТК РФ в сопоставлении с введенными в ТК РФ в 2013 г. нормами о дистанционной работе <2>, а также в свете норм и рекомендаций Международной организации труда (далее - МОТ), Европейского союза и зарубежного опыта применения и регулирования дистанционного труда, в том числе в условиях пандемии коронавируса. Целями статьи являются рассмотрение наиболее актуальных практических вопросов и внесение теоретически обоснованных предложений, направленных на защиту прав дистанционных работников и обеспечение баланса интересов работников и работодателей, а также на восполнение законодательных пробелов в данной области.
Статья: Отвечаем на требование из ИФНС
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2022 по делу N А40-148652/2021 суды приняли во внимание объем истребованных и представленных документов, а также отсутствие у общества возможности выполнить требование, переход на дистанционный вид работы из-за распространения коронавирусной инфекции, нахождение генерального директора на больничном, несвоевременное получение обществом решения о продлении срока на представление документов, представление подавляющего большинства документов в пределах срока проведения проверки, незначительный пропуск срока представления части документов (девять рабочих дней). Таким образом, можно дать еще одну рекомендацию: при получении требования компании нужно в сжатые сроки объективно оценить объем запрашиваемых налоговым органом документов. Если количество листов существенное и большая их часть приходится на бумажный носитель, то предприятию следует обратиться с упомянутым выше уведомлением о продлении сроков в инспекцию. На период рассмотрения сообщения от компании налоговым органом рекомендуем начать все же сбор документов на случай, если инспекция откажет в продлении сроков.
(Констандина Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2022 по делу N А40-148652/2021 суды приняли во внимание объем истребованных и представленных документов, а также отсутствие у общества возможности выполнить требование, переход на дистанционный вид работы из-за распространения коронавирусной инфекции, нахождение генерального директора на больничном, несвоевременное получение обществом решения о продлении срока на представление документов, представление подавляющего большинства документов в пределах срока проведения проверки, незначительный пропуск срока представления части документов (девять рабочих дней). Таким образом, можно дать еще одну рекомендацию: при получении требования компании нужно в сжатые сроки объективно оценить объем запрашиваемых налоговым органом документов. Если количество листов существенное и большая их часть приходится на бумажный носитель, то предприятию следует обратиться с упомянутым выше уведомлением о продлении сроков в инспекцию. На период рассмотрения сообщения от компании налоговым органом рекомендуем начать все же сбор документов на случай, если инспекция откажет в продлении сроков.
Вопрос: Как организовать делопроизводство, документооборот и хранение документов в организации?
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).
Вопрос: Каков порядок привлечения к работе в нерабочие дни?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Указ N 242 не содержит указаний о том, что режим нерабочих дней не распространялся на отдельные категории работодателей, однако организации (работодатели) самостоятельно определяли численность и состав работников, необходимых для обеспечения их функционирования, включая возможность работы дистанционно. Указанные решения должны были быть оформлены локальным нормативным актом организации (работодателя).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Указ N 242 не содержит указаний о том, что режим нерабочих дней не распространялся на отдельные категории работодателей, однако организации (работодатели) самостоятельно определяли численность и состав работников, необходимых для обеспечения их функционирования, включая возможность работы дистанционно. Указанные решения должны были быть оформлены локальным нормативным актом организации (работодателя).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)В приказ может быть включена следующая важная информация: очередность перевода на удаленную (дистанционную) работу, простой отдельных подразделений (работников), особенности посещения офиса в условиях распространения коронавируса (если это необходимо), возможность согласования индивидуальных графиков работы и другие особенности организации работы в этот период. При подготовке приказа используйте Рекомендации Роспотребнадзора и Методические рекомендации МР 3.1.0276-22, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
(КонсультантПлюс, 2023)В приказ может быть включена следующая важная информация: очередность перевода на удаленную (дистанционную) работу, простой отдельных подразделений (работников), особенности посещения офиса в условиях распространения коронавируса (если это необходимо), возможность согласования индивидуальных графиков работы и другие особенности организации работы в этот период. При подготовке приказа используйте Рекомендации Роспотребнадзора и Методические рекомендации МР 3.1.0276-22, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавируса пандемией мирового масштаба. Предметом анализа в статье являются гибкие режимы работы, рекомендованные Правительством РФ во время карантина, а также нестандартные формы занятости, ставшие популярными в связи с пандемией. В статье были проанализированы преимущества и недостатки дистанционной работы, ее влияние на различные сферы общества, исследованы юридические аспекты различных форм удаленной занятости.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавируса пандемией мирового масштаба. Предметом анализа в статье являются гибкие режимы работы, рекомендованные Правительством РФ во время карантина, а также нестандартные формы занятости, ставшие популярными в связи с пандемией. В статье были проанализированы преимущества и недостатки дистанционной работы, ее влияние на различные сферы общества, исследованы юридические аспекты различных форм удаленной занятости.
Готовое решение: Как оформить простой из-за невозможности временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в ситуации распространения коронавируса (COVID-19) (не актуализируется с 21.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)2. Нужно ли уведомить службу занятости о введении простоя из-за невозможности временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в ситуации распространения COVID-19
(КонсультантПлюс, 2023)2. Нужно ли уведомить службу занятости о введении простоя из-за невозможности временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в ситуации распространения COVID-19
Статья: Уважительные и неуважительные причины для прогула
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)Примечание. О том, можно ли уволить дистанционного сотрудника за прогул, читайте в статье "Споры, связанные с дистанционной работой" в N 7, 2022, на с. 55.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)Примечание. О том, можно ли уволить дистанционного сотрудника за прогул, читайте в статье "Споры, связанные с дистанционной работой" в N 7, 2022, на с. 55.