Реклама публичная оферта
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама публичная оферта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 437 "Приглашение делать оферты. Публичная оферта" ГК РФ"Из обычаев делового оборота следует, что прайс-лист является информационным документом и не порождает для покупателя правовых последствий. Информация прайс-листа является лишь справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, а не основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку не является основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки. Прайс-лист не является офертой, поскольку не содержит все существенные условия договора купли-продажи. Так, например, статьей 437 ГК РФ предусмотрено, что реклама и иные предложения (в том числе прайс-лист), адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты. Прайс-лист не является публичным договором, так как публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг (пункт 1 статьи 426 ГК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)К третьей группе потенциальных кандидатов на применение п. 2 ст. 428 ГК РФ относятся те условия, которые носят явно обременительный характер. В качестве примера таких условий КС РФ указал "условия договора о цене, которые определены с использованием методов манипулирования информацией о действительной цене товара, препятствующих - в ситуации непрозрачности ценообразования - осознанию потребителем конечной стоимости сделки. К таким методам, в частности, можно причислить указание цены товара со скидкой под условием оплаты потребителем дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене, а также предложение скидки с цены, произвольно указанной продавцом, или с цены, которая не является обычной рыночной, равно как и предложение цены, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на сайте продавца или изготовителя. При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя" <13>.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)К третьей группе потенциальных кандидатов на применение п. 2 ст. 428 ГК РФ относятся те условия, которые носят явно обременительный характер. В качестве примера таких условий КС РФ указал "условия договора о цене, которые определены с использованием методов манипулирования информацией о действительной цене товара, препятствующих - в ситуации непрозрачности ценообразования - осознанию потребителем конечной стоимости сделки. К таким методам, в частности, можно причислить указание цены товара со скидкой под условием оплаты потребителем дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене, а также предложение скидки с цены, произвольно указанной продавцом, или с цены, которая не является обычной рыночной, равно как и предложение цены, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на сайте продавца или изготовителя. При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя" <13>.
Статья: Обеспечение баланса интересов при заключении и исполнении договора присоединения
(Порываева О.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)3. Предложение цены, отличающейся от объявленной (чаще всего встречаются в рекламе, публичной оферте). При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя за счет скидок, дополнительных услуг, специальных предложений.
(Порываева О.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)3. Предложение цены, отличающейся от объявленной (чаще всего встречаются в рекламе, публичной оферте). При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя за счет скидок, дополнительных услуг, специальных предложений.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
(ред. от 24.06.2025)1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
Готовое решение: Что такое коммерческое предложение и как его составить
(КонсультантПлюс, 2025)В коммерческое предложение, которое не является офертой, включите оговорку "не является офертой", а при распространении его среди неопределенного круга лиц (например, рекламе товара), укажите "не является публичной офертой". Ваше предложение не будет признано офертой, если из него следует, что вы не намерены заключить договор с любым, кто его получит (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49).
(КонсультантПлюс, 2025)В коммерческое предложение, которое не является офертой, включите оговорку "не является офертой", а при распространении его среди неопределенного круга лиц (например, рекламе товара), укажите "не является публичной офертой". Ваше предложение не будет признано офертой, если из него следует, что вы не намерены заключить договор с любым, кто его получит (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49).
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В нем указано, что сведения о стоимости можно получить только из реестра контрактов, каталога товаров, работ, услуг, с помощью размещения запроса цен в ЕИС, а также из каталогов, рекламы и других предложений, которые признаются публичной офертой (Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2025 N 2227-р).
(КонсультантПлюс, 2025)В нем указано, что сведения о стоимости можно получить только из реестра контрактов, каталога товаров, работ, услуг, с помощью размещения запроса цен в ЕИС, а также из каталогов, рекламы и других предложений, которые признаются публичной офертой (Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2025 N 2227-р).
Последние изменения: Предоставление потребительской информации
(КонсультантПлюс, 2025)продавец предлагает цену, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на его сайте или сайте изготовителя.
(КонсультантПлюс, 2025)продавец предлагает цену, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на его сайте или сайте изготовителя.
Статья: Комментарии к Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.В. Матюшова"
(Добрачев Д.В., Кудрявцева Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)К явно обременительным для потребителя условиям в контексте п. 2 ст. 428 ГК Российской Федерации можно отнести условия договора о цене, которые определены с использованием методов манипулирования информацией о действительной цене товара, препятствующих - в ситуации непрозрачности ценообразования - осознанию потребителем конечной стоимости сделки. К таким методам, в частности, можно причислить указание цены товара со скидкой под условием оплаты потребителем дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене, а также предложение скидки с цены, произвольно указанной продавцом, или с цены, которая не является обычной рыночной, равно как и предложение цены, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на сайте продавца или изготовителя. При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя, в то время как продавец и участвующие в данной бизнес-модели финансовые организации распределяют между собой доход, полученный вследствие выплат потребителя по договорам страхования или кредита в виде процентов за кредит, страховой премии и т.п.
(Добрачев Д.В., Кудрявцева Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)К явно обременительным для потребителя условиям в контексте п. 2 ст. 428 ГК Российской Федерации можно отнести условия договора о цене, которые определены с использованием методов манипулирования информацией о действительной цене товара, препятствующих - в ситуации непрозрачности ценообразования - осознанию потребителем конечной стоимости сделки. К таким методам, в частности, можно причислить указание цены товара со скидкой под условием оплаты потребителем дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене, а также предложение скидки с цены, произвольно указанной продавцом, или с цены, которая не является обычной рыночной, равно как и предложение цены, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на сайте продавца или изготовителя. При этом предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя, в то время как продавец и участвующие в данной бизнес-модели финансовые организации распределяют между собой доход, полученный вследствие выплат потребителя по договорам страхования или кредита в виде процентов за кредит, страховой премии и т.п.
Статья: ВС РФ разъяснил, как продавцам читать Закон о защите прав потребителей
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)- предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, - это публичная оферта, если это предложение содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (габариты, размер, указание на материал, из которого выполнен товар, его стоимость) <18>;
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 24)- предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, - это публичная оферта, если это предложение содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (габариты, размер, указание на материал, из которого выполнен товар, его стоимость) <18>;