Регуляторная песочница
Подборка наиболее важных документов по запросу Регуляторная песочница (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экспериментальные режимы создания цифровых инноваций и проблемы обеспечения добросовестной конкуренции
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Экспериментальные правовые режимы (регуляторные песочницы) - весьма популярный в России и за рубежом механизм, направленный на развитие предпринимательской деятельности, основанной на цифровых технологиях. Его основная особенность - временное неприменение к деятельности участника такого режима отдельных регуляторных требований. С одной стороны, это позволяет форсировать внедрение инновационных технологий, создавая наиболее эффективное правовое регулирование, с другой - предоставляет участникам такого режима важные конкурентные преимущества и более выгодные условия "входа" на рынок. Это вызывает определенные вопросы в сфере соотношения законодательства об экспериментальных правовых режимах создания цифровых технологий и законодательства о защите конкуренции.
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Экспериментальные правовые режимы (регуляторные песочницы) - весьма популярный в России и за рубежом механизм, направленный на развитие предпринимательской деятельности, основанной на цифровых технологиях. Его основная особенность - временное неприменение к деятельности участника такого режима отдельных регуляторных требований. С одной стороны, это позволяет форсировать внедрение инновационных технологий, создавая наиболее эффективное правовое регулирование, с другой - предоставляет участникам такого режима важные конкурентные преимущества и более выгодные условия "входа" на рынок. Это вызывает определенные вопросы в сфере соотношения законодательства об экспериментальных правовых режимах создания цифровых технологий и законодательства о защите конкуренции.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")В последнее десятилетие быстро развивается финансово-технологическая индустрия, в том числе в странах, которые не являются лидерами на рынке оказания финансовых услуг. Например, в лидерах экспорта финансово-технологических решений находятся такие государства, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Австралия. Динамично развивается финансово-технологическая индустрия в Соединенных Штатах Америки, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республике Германия. Страны предоставляют проектам возможность тестировать свои продукты ("регуляторная песочница"), создают благоприятные регуляторные условия. Между финансовым регулятором и стартап-проектами устанавливается взаимодействие, в рамках которого компании могут тестировать свои продукты, не опасаясь нарушения финансового законодательства.
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")В последнее десятилетие быстро развивается финансово-технологическая индустрия, в том числе в странах, которые не являются лидерами на рынке оказания финансовых услуг. Например, в лидерах экспорта финансово-технологических решений находятся такие государства, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Австралия. Динамично развивается финансово-технологическая индустрия в Соединенных Штатах Америки, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республике Германия. Страны предоставляют проектам возможность тестировать свои продукты ("регуляторная песочница"), создают благоприятные регуляторные условия. Между финансовым регулятором и стартап-проектами устанавливается взаимодействие, в рамках которого компании могут тестировать свои продукты, не опасаясь нарушения финансового законодательства.
Статья: Цифровые экосистемы в современном праве: анализ национальных и международных подходов
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 5)В статье исследуются понятие, характеристики и особенности правового регулирования цифровых экосистем в России и за рубежом. Автор отмечает, что цифровые экосистемы, объединяющие разнообразные сервисы и технологии в единой платформе, становятся важной частью глобальной экономики, однако их стремительное развитие вызывает ряд вопросов. В работе анализируются подходы к регулированию цифровых экосистем в разных странах, включая Европейский союз, Китай и Россию, с акцентом на аспекты защиты данных, конкуренции и инновационного развития. Обсуждаются особенности цифровых экосистем, а также их отличия от традиционных групп компаний. Автор подчеркивает необходимость разработки комплексного нормативного акта для регулирования цифровых экосистем, учитывающего вопросы защиты данных, антимонопольного регулирования, прозрачности алгоритмов и прав потребителей. Особое внимание уделяется зарубежному опыту и перспективам адаптации российского законодательства к современным технологическим реалиям. Для эффективного правового регулирования предлагаются такие меры, как внедрение "регуляторных песочниц", создание специализированного регулятора и стимулирование саморегулирования отрасли. Исследование направлено на выявление пробелов и разработку рекомендаций по совершенствованию законодательства в условиях стремительного технологического прогресса.
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 5)В статье исследуются понятие, характеристики и особенности правового регулирования цифровых экосистем в России и за рубежом. Автор отмечает, что цифровые экосистемы, объединяющие разнообразные сервисы и технологии в единой платформе, становятся важной частью глобальной экономики, однако их стремительное развитие вызывает ряд вопросов. В работе анализируются подходы к регулированию цифровых экосистем в разных странах, включая Европейский союз, Китай и Россию, с акцентом на аспекты защиты данных, конкуренции и инновационного развития. Обсуждаются особенности цифровых экосистем, а также их отличия от традиционных групп компаний. Автор подчеркивает необходимость разработки комплексного нормативного акта для регулирования цифровых экосистем, учитывающего вопросы защиты данных, антимонопольного регулирования, прозрачности алгоритмов и прав потребителей. Особое внимание уделяется зарубежному опыту и перспективам адаптации российского законодательства к современным технологическим реалиям. Для эффективного правового регулирования предлагаются такие меры, как внедрение "регуляторных песочниц", создание специализированного регулятора и стимулирование саморегулирования отрасли. Исследование направлено на выявление пробелов и разработку рекомендаций по совершенствованию законодательства в условиях стремительного технологического прогресса.
Статья: Правовое регулирование обращения технологий здравоохранения как элемент обеспечения безопасности человека и государства
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Активное внедрение цифровых технологий при организации оказания медицинской помощи является характерной тенденцией последних лет, демонстрируя положительное влияние на повышение эффективности систем здравоохранения и оптимизацию финансовых затрат. Особое внимание государства уделяют регулированию применения технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ), особенно в социальной сфере. В последние годы в различных регионах мира разрабатываются нормативные правовые акты, а также документы рекомендательного характера, определяющие особенности применения данной группы технологий. Так, в июне 2024 года в ЕС был принят Закон об искусственном интеллекте <19>, направленный на внедрение единого подхода к обеспечению высокого уровня защиты здоровья и безопасности населения ЕС, а также поддержки развития данного сегмента. Технологии ИИ, применяемые в системе здравоохранения, в большинстве случаев относят к числу медицинских изделий, обращение которых определяется Регламентом ЕС о медицинских изделиях <20>, и Закон об искусственном интеллекте фактически дополняет положения данного Регламента, конкретизируя определение понятия ИИ, а также в большей степени фокусируясь на вопросах защиты прав и свобод человека. Кроме того, Закон вводит понятие регуляторных песочниц и унифицирует порядок их использования, требуя создавать условия, необходимые для разработки и оценки последствий применения ИИ. Основной задачей регуляторов является не только обеспечение безопасности потребителя, но и формирование системы регулирования, лишенной нерациональных дополнительных требований.
(Маличенко В.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Активное внедрение цифровых технологий при организации оказания медицинской помощи является характерной тенденцией последних лет, демонстрируя положительное влияние на повышение эффективности систем здравоохранения и оптимизацию финансовых затрат. Особое внимание государства уделяют регулированию применения технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ), особенно в социальной сфере. В последние годы в различных регионах мира разрабатываются нормативные правовые акты, а также документы рекомендательного характера, определяющие особенности применения данной группы технологий. Так, в июне 2024 года в ЕС был принят Закон об искусственном интеллекте <19>, направленный на внедрение единого подхода к обеспечению высокого уровня защиты здоровья и безопасности населения ЕС, а также поддержки развития данного сегмента. Технологии ИИ, применяемые в системе здравоохранения, в большинстве случаев относят к числу медицинских изделий, обращение которых определяется Регламентом ЕС о медицинских изделиях <20>, и Закон об искусственном интеллекте фактически дополняет положения данного Регламента, конкретизируя определение понятия ИИ, а также в большей степени фокусируясь на вопросах защиты прав и свобод человека. Кроме того, Закон вводит понятие регуляторных песочниц и унифицирует порядок их использования, требуя создавать условия, необходимые для разработки и оценки последствий применения ИИ. Основной задачей регуляторов является не только обеспечение безопасности потребителя, но и формирование системы регулирования, лишенной нерациональных дополнительных требований.
Статья: Перспективы развития предпринимательского права в условиях экономической интеграции стран БРИКС
(Громова Е.А., Мамаев В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Ключевые слова: предпринимательское право, правовая интеграция, экономическая интеграция, углеродные рынки, регуляторные песочницы, особые экономические зоны, БРИКС.
(Громова Е.А., Мамаев В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Ключевые слова: предпринимательское право, правовая интеграция, экономическая интеграция, углеродные рынки, регуляторные песочницы, особые экономические зоны, БРИКС.
Статья: Формирование инвестиционного законодательства на постсоветском пространстве: тенденции и перспективы
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Зачастую государство также предоставляет различные организационные меры поддержки, как адресные, так и универсальные <5>, например стабилизацию по условиям реализации инвестиционных проектов, внедрение экспериментальных правовых режимов в форме регуляторных песочниц, заключение с инвесторами договоров, предполагающих гарантию сбыта или содержащих иные стимулы для участия в проектах государственно-частного партнерства или на принципах софинансирования с государственными институтами развития.
(Чекирова А.М.)
("Юрист", 2025, N 10)Зачастую государство также предоставляет различные организационные меры поддержки, как адресные, так и универсальные <5>, например стабилизацию по условиям реализации инвестиционных проектов, внедрение экспериментальных правовых режимов в форме регуляторных песочниц, заключение с инвесторами договоров, предполагающих гарантию сбыта или содержащих иные стимулы для участия в проектах государственно-частного партнерства или на принципах софинансирования с государственными институтами развития.
Статья: Цифровые финансовые активы в системе долговых финансовых инструментов
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В Великобритании в 2018 г. была запущена регуляторная "песочница" Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA), в рамках которой компанией Nivaura был реализован выпуск первых криптовалютных облигаций, номинированных Ethereum, полностью оборачиваемых на открытом публичном блокчейне с использованием смарт-контрактов. Выпуск экспериментальных облигаций продемонстрировал, что автоматизация процесса непрерывного жизненного цикла выпуска ценных бумаг, наряду с возможностью токенизации, значительно снижает затраты и время по их выводу на рынок. Также были выявлены риски, касающиеся нарушения конфиденциальности, а также масштабирования технически необратимых ошибок смарт-контрактов, что может привести к ненадлежащей работе системы. Следуя примеру Nivaura, ряд компаний тестировали токенизированные ценные бумаги в британской "песочнице" Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании. Кроме того, государственный банк Италии Cassa Depositie Prestiti SpA в июле 2024 г. завершил выпуск цифровых облигаций на сумму 27,2 млн долл. совместно с инвестиционным банком Intesa Sanpaolo на основе Ethereum layer-2 Polygon <8>. На этой же технологической базе (Polygon) в 2023 г. компания Siemens (SIE) выпустила свои первые цифровые облигации.
(Чеховская С.А., Суховецкая Е.К.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В Великобритании в 2018 г. была запущена регуляторная "песочница" Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA), в рамках которой компанией Nivaura был реализован выпуск первых криптовалютных облигаций, номинированных Ethereum, полностью оборачиваемых на открытом публичном блокчейне с использованием смарт-контрактов. Выпуск экспериментальных облигаций продемонстрировал, что автоматизация процесса непрерывного жизненного цикла выпуска ценных бумаг, наряду с возможностью токенизации, значительно снижает затраты и время по их выводу на рынок. Также были выявлены риски, касающиеся нарушения конфиденциальности, а также масштабирования технически необратимых ошибок смарт-контрактов, что может привести к ненадлежащей работе системы. Следуя примеру Nivaura, ряд компаний тестировали токенизированные ценные бумаги в британской "песочнице" Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании. Кроме того, государственный банк Италии Cassa Depositie Prestiti SpA в июле 2024 г. завершил выпуск цифровых облигаций на сумму 27,2 млн долл. совместно с инвестиционным банком Intesa Sanpaolo на основе Ethereum layer-2 Polygon <8>. На этой же технологической базе (Polygon) в 2023 г. компания Siemens (SIE) выпустила свои первые цифровые облигации.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. В рамках данного Закона проводится тестирование технологий, которые сложно использовать вследствие инертности законодательства (телемедицина, беспилотные аппараты, искусственный интеллект). Правительство РФ применяет так называемые регуляторные песочницы - специальное регулирование по разработке, апробации и внедрению цифровых инноваций для ограниченного круга лиц на определенной территории и на определенное время. См., например: Постановление Правительства РФ от 10 октября 2022 г. N 1804 "О проведении эксперимента по предоставлению права использования программ для электронных вычислительных машин, алгоритмов, баз данных и документации к ним, в том числе исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, на условиях открытой лицензии и созданию условий для использования открытого программного обеспечения".
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)<2> Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. В рамках данного Закона проводится тестирование технологий, которые сложно использовать вследствие инертности законодательства (телемедицина, беспилотные аппараты, искусственный интеллект). Правительство РФ применяет так называемые регуляторные песочницы - специальное регулирование по разработке, апробации и внедрению цифровых инноваций для ограниченного круга лиц на определенной территории и на определенное время. См., например: Постановление Правительства РФ от 10 октября 2022 г. N 1804 "О проведении эксперимента по предоставлению права использования программ для электронных вычислительных машин, алгоритмов, баз данных и документации к ним, в том числе исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, на условиях открытой лицензии и созданию условий для использования открытого программного обеспечения".
Статья: Экспериментальные правовые режимы: некоторые проблемы правового регулирования
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Однако возможный инновационный потенциал экспериментального законодательства, по нашему мнению, был открыт правоведами совсем недавно. Так, Управлением по финансовому регулированию и контролю Великобритании была разработана модель "регуляторных песочниц" применительно к финансовому сектору в 2016 г. <18> Целью указанных "песочниц" выступала поддержка инновационного развития в сфере Fintech <19>. В России же применение данной конструкции началось в 2018 г. Инициатором этого был Банк России <20>. Полноценное же регулирование "регуляторных песочниц" было обеспечено лишь в 2020 г. с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" <21> (далее - Закон об ЭПР). Очевидно, столь незначительный опыт применения ЭПР обусловливает ряд существенных правовых пробелов и проблем в рассматриваемой сфере.
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Однако возможный инновационный потенциал экспериментального законодательства, по нашему мнению, был открыт правоведами совсем недавно. Так, Управлением по финансовому регулированию и контролю Великобритании была разработана модель "регуляторных песочниц" применительно к финансовому сектору в 2016 г. <18> Целью указанных "песочниц" выступала поддержка инновационного развития в сфере Fintech <19>. В России же применение данной конструкции началось в 2018 г. Инициатором этого был Банк России <20>. Полноценное же регулирование "регуляторных песочниц" было обеспечено лишь в 2020 г. с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" <21> (далее - Закон об ЭПР). Очевидно, столь незначительный опыт применения ЭПР обусловливает ряд существенных правовых пробелов и проблем в рассматриваемой сфере.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, робоконсультанты в настоящее время самостоятельно не могут рассматриваться как объекты цифрового публичного контроля, но их использование предполагает изменение подходов к контролю и надзору за деятельностью профессиональных участников ценных бумаг, которые их используют. В рамках настоящего исследования предлагается рассматривать робоконсультантов как предмет публичного финансового контроля. С одной стороны, он должен носить технический характер, связанный с оценкой корректности работы алгоритмов консультирования, с другой стороны, осуществлять надзор для минимизации рисков в части требований к использованию робоконсультантов и ответственности за качество консультирования, работы с рисками. При этом видится необходимой выработка гибких механизмов, которые не станут препятствием для развития технологий. Представляется, что целесообразным было бы законодательно урегулировать основания для использования робоконсультантов, а именно: получение сертификации или решения после прохождения всех этапов апробации в рамках экспериментального правового режима (регуляторной "песочницы") либо создание отдельного инкубатора, что позволит минимизировать выход на рынок некачественных продуктов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, робоконсультанты в настоящее время самостоятельно не могут рассматриваться как объекты цифрового публичного контроля, но их использование предполагает изменение подходов к контролю и надзору за деятельностью профессиональных участников ценных бумаг, которые их используют. В рамках настоящего исследования предлагается рассматривать робоконсультантов как предмет публичного финансового контроля. С одной стороны, он должен носить технический характер, связанный с оценкой корректности работы алгоритмов консультирования, с другой стороны, осуществлять надзор для минимизации рисков в части требований к использованию робоконсультантов и ответственности за качество консультирования, работы с рисками. При этом видится необходимой выработка гибких механизмов, которые не станут препятствием для развития технологий. Представляется, что целесообразным было бы законодательно урегулировать основания для использования робоконсультантов, а именно: получение сертификации или решения после прохождения всех этапов апробации в рамках экспериментального правового режима (регуляторной "песочницы") либо создание отдельного инкубатора, что позволит минимизировать выход на рынок некачественных продуктов.
Статья: К вопросу об установлении экспериментального правового режима в области применения искусственного интеллекта
(Баракина Е.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)"Регулятивные", или "регуляторные", "песочницы"
(Баракина Е.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)"Регулятивные", или "регуляторные", "песочницы"