Регулятивные нормы
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулятивные нормы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.3.1 "Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях" КоАП РФ"Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14.02.2013 N 4-П и от 16.07.2015 N 22-П; определения от 21.04.2005 N 122-О, от 19.11.2015 N 2557-О, от 27.09.2016 N 2017-О и др.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы квалификации незаконной охоты и пути их решения
(Качина Н.В., Сурихин П.Л.)
("Современное право", 2022, N 6)Рассогласованность норм уголовного и регулятивного законодательства как проблема привлечения к уголовной ответственности за незаконную охоту. Еще одной совокупной проблемой квалификации, а точнее невозможности квалификации по норме об ответственности за незаконную охоту по признакам "крупного ущерба" и "особо крупного ущерба", является очевидная несвоевременность приведения в соответствие норм регулятивного законодательства нормам уголовного закона.
(Качина Н.В., Сурихин П.Л.)
("Современное право", 2022, N 6)Рассогласованность норм уголовного и регулятивного законодательства как проблема привлечения к уголовной ответственности за незаконную охоту. Еще одной совокупной проблемой квалификации, а точнее невозможности квалификации по норме об ответственности за незаконную охоту по признакам "крупного ущерба" и "особо крупного ущерба", является очевидная несвоевременность приведения в соответствие норм регулятивного законодательства нормам уголовного закона.
Статья: Конкуренция правовых норм
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкуренция уголовно-правовой и регулятивной норм возможна тогда, когда первая признает преступным деяние, разрешенное второй. Такая конкуренция специфична и относится к межотраслевой. При ее разрешении не имеет значения, когда и нормативно-правовым актом какого уровня установлена регулятивная норма; важно, чтобы она была действующей.
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкуренция уголовно-правовой и регулятивной норм возможна тогда, когда первая признает преступным деяние, разрешенное второй. Такая конкуренция специфична и относится к межотраслевой. При ее разрешении не имеет значения, когда и нормативно-правовым актом какого уровня установлена регулятивная норма; важно, чтобы она была действующей.
Нормативные акты
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При этом нормы Особенной части КоАП не могут противоречить регулятивным нормам отраслевого законодательства, к которым они отсылают, в части оценки деяния как противоправного.
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 16.10.2019 N СЕ-2-2/3-19-БК
<О разъяснении положений пункта 1 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)>1. Протокол разработан в соответствии со статьей 26 Договора о Евразийском экономическом союзе (часть первая п. 1 Протокола) (далее - Договор). Это означает, что он базируется на данной статье Договора, имеющей приоритетное значение. Содержание, предмет регулирования статьи 26 Договора и Протокола свидетельствуют о том, что положения данной статьи устанавливают материально-правовое обязательство, а Протокол регламентирует процедуру их реализации. Систематическое толкование позволяет говорить об основной регулятивной роли нормы статьи 26 Договора и подчиненном характере норм Протокола по отношению к ней, отсутствии иных вариантов иерархической и логической связи норм Договора и Протокола. Исходя из этого следует уяснить и разъяснить порядок применения Протокола с учетом прежде всего общей нормы статьи 26 Договора и характеристики объекта материально-правового регулирования, на реализацию которой нацелен Протокол, а не наоборот.
<О разъяснении положений пункта 1 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)>1. Протокол разработан в соответствии со статьей 26 Договора о Евразийском экономическом союзе (часть первая п. 1 Протокола) (далее - Договор). Это означает, что он базируется на данной статье Договора, имеющей приоритетное значение. Содержание, предмет регулирования статьи 26 Договора и Протокола свидетельствуют о том, что положения данной статьи устанавливают материально-правовое обязательство, а Протокол регламентирует процедуру их реализации. Систематическое толкование позволяет говорить об основной регулятивной роли нормы статьи 26 Договора и подчиненном характере норм Протокола по отношению к ней, отсутствии иных вариантов иерархической и логической связи норм Договора и Протокола. Исходя из этого следует уяснить и разъяснить порядок применения Протокола с учетом прежде всего общей нормы статьи 26 Договора и характеристики объекта материально-правового регулирования, на реализацию которой нацелен Протокол, а не наоборот.
Статья: Значение SMART-стандартизации как передовой технологии в правовом обеспечении качества промышленного производства
(Панова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В юридическом смысле рассматриваемые стандарты следует считать правовыми документами в области стандартизации, поскольку, во-первых, они направлены на установление имеющих правовое значение для участников соответствующих отношений требований к качеству процессов и иных объектов. Во-вторых, данные стандарты обладают рекомендательным правовым характером в связи с тем, что Закон о стандартизации в качестве принципа стандартизации установил добровольность применения документов по стандартизации. Иными словами, использование машиночитаемых (SMART) стандартов в деятельности промышленных предприятий будет зависеть от усмотрения самих предприятий. В-третьих, технические (технико-социальные) нормы, являясь разновидностью регулятивных норм и закрепляя нормативы, описания и параметры качества процессов и иных объектов, будут составлять основу (несущую конструкцию) этих стандартов, так же как и стандартов на бумажном носителе. В-четвертых, рассматриваемые стандарты могут использоваться в договорной работе: при описании характеристик продукции, подлежащей поставке, формулировании гарантийных обязательств поставщика, определении товарно-сопроводительных документов, условий надлежащей эксплуатации продукции и т.п. Вместе с тем главной особенностью машиночитаемых (SMART) стандартов является их цифровой характер, выражающийся 1) в изложении значительной части своих требований и правил на формализованном языке (в закодированном формате), в этой связи такие стандарты наделяются особой информационной структурой; 2) в предназначении функционировать в специфической информационной среде посредством особых информационных систем; 3) в использовании специальных информационных сервисов для разработки таких стандартов.
(Панова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В юридическом смысле рассматриваемые стандарты следует считать правовыми документами в области стандартизации, поскольку, во-первых, они направлены на установление имеющих правовое значение для участников соответствующих отношений требований к качеству процессов и иных объектов. Во-вторых, данные стандарты обладают рекомендательным правовым характером в связи с тем, что Закон о стандартизации в качестве принципа стандартизации установил добровольность применения документов по стандартизации. Иными словами, использование машиночитаемых (SMART) стандартов в деятельности промышленных предприятий будет зависеть от усмотрения самих предприятий. В-третьих, технические (технико-социальные) нормы, являясь разновидностью регулятивных норм и закрепляя нормативы, описания и параметры качества процессов и иных объектов, будут составлять основу (несущую конструкцию) этих стандартов, так же как и стандартов на бумажном носителе. В-четвертых, рассматриваемые стандарты могут использоваться в договорной работе: при описании характеристик продукции, подлежащей поставке, формулировании гарантийных обязательств поставщика, определении товарно-сопроводительных документов, условий надлежащей эксплуатации продукции и т.п. Вместе с тем главной особенностью машиночитаемых (SMART) стандартов является их цифровой характер, выражающийся 1) в изложении значительной части своих требований и правил на формализованном языке (в закодированном формате), в этой связи такие стандарты наделяются особой информационной структурой; 2) в предназначении функционировать в специфической информационной среде посредством особых информационных систем; 3) в использовании специальных информационных сервисов для разработки таких стандартов.
Статья: К вопросу о видах обязательств вследствие причинения вреда
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Также, на наш взгляд, следует обратить внимание и на еще одну важную особенность, позволяющую разграничить указанные правоотношения. Как известно, при совершении деликта возникает охранительное правоотношение, в рамках которого происходит возмещение вреда его причинителем. В цивилистической теории охранительные правоотношения рассматриваются как форма, в которой осуществляется субъективное право на защиту и наступает гражданско-правовая ответственность <5>. В отличие от охранительных правоотношений, регулятивные направлены на нормальное течение общественных отношений и связаны с регулированием и упорядочиванием поведения их участников. В основании регулятивного правоотношения лежит правомерное поведение, а его механизм образуют регулятивные нормы права.
(Дерюгина Т.В.)
("Гражданское право", 2025, N 1)Также, на наш взгляд, следует обратить внимание и на еще одну важную особенность, позволяющую разграничить указанные правоотношения. Как известно, при совершении деликта возникает охранительное правоотношение, в рамках которого происходит возмещение вреда его причинителем. В цивилистической теории охранительные правоотношения рассматриваются как форма, в которой осуществляется субъективное право на защиту и наступает гражданско-правовая ответственность <5>. В отличие от охранительных правоотношений, регулятивные направлены на нормальное течение общественных отношений и связаны с регулированием и упорядочиванием поведения их участников. В основании регулятивного правоотношения лежит правомерное поведение, а его механизм образуют регулятивные нормы права.
Статья: Пробелы в уголовном законодательстве на примере статьи 176 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Чесноков М.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ), который содержал регулятивные нормы в отношении государственного кредита и бюджетного кредита, имеющих обязательный целевой характер. Заемщиками государственного кредита являлись иностранные государства, а также иностранные юридические лица и международные организации. Бюджетный кредит предоставлялся юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ. С 1 января 2008 г. на законодательном уровне было закреплено, что государственный кредит является формой бюджетного кредита.
(Чесноков М.В.)
("Российский следователь", 2025, N 9)1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ), который содержал регулятивные нормы в отношении государственного кредита и бюджетного кредита, имеющих обязательный целевой характер. Заемщиками государственного кредита являлись иностранные государства, а также иностранные юридические лица и международные организации. Бюджетный кредит предоставлялся юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ. С 1 января 2008 г. на законодательном уровне было закреплено, что государственный кредит является формой бюджетного кредита.
Статья: Процессуальный порядок принятия решения в уголовном судопроизводстве (от общего к частному)
(Зашляпин Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Основными методами, примененными в ходе исследования, являются использование аксиом теории уголовного судопроизводства, выработанных научной школой кафедры уголовно-процессуального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) <1>, аналогия между общей теорией принятия решений и доктринальными позициями уголовно-процессуального права о принятии решений и в некоторой части анализ лингвистических конструкций регулятивных норм, входящих в объектную область.
(Зашляпин Л.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Основными методами, примененными в ходе исследования, являются использование аксиом теории уголовного судопроизводства, выработанных научной школой кафедры уголовно-процессуального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) <1>, аналогия между общей теорией принятия решений и доктринальными позициями уголовно-процессуального права о принятии решений и в некоторой части анализ лингвистических конструкций регулятивных норм, входящих в объектную область.
Статья: Реализация договорных уголовно-процессуальных отношений в производстве по уголовным делам (часть 2)
(Колесник В.В., Пастухов П.С.)
("Российский судья", 2025, N 4)В представленной концепции видится конвергенция юридических отношений через уголовно-правовые регулятивные нормы, предусматривающие основания и условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, реализацию смягчающих вину обстоятельств, а также уголовно-процессуальных норм, предусматривающих реализацию названных уголовно-правовых регуляторных и соответствующих процессуальных норм. Кроме того, практическое значение имеют познания психологии и конфликтологии, способствующие разрешению всех социальных конфликтов. Соединение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений в единое комплексное материально-процессуальное отношение образует триаду в его фактической, материальной (уголовно-правовой) и процессуальной основе.
(Колесник В.В., Пастухов П.С.)
("Российский судья", 2025, N 4)В представленной концепции видится конвергенция юридических отношений через уголовно-правовые регулятивные нормы, предусматривающие основания и условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, реализацию смягчающих вину обстоятельств, а также уголовно-процессуальных норм, предусматривающих реализацию названных уголовно-правовых регуляторных и соответствующих процессуальных норм. Кроме того, практическое значение имеют познания психологии и конфликтологии, способствующие разрешению всех социальных конфликтов. Соединение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений в единое комплексное материально-процессуальное отношение образует триаду в его фактической, материальной (уголовно-правовой) и процессуальной основе.
Статья: Перспективы использования искусственного интеллекта в борьбе с коррупцией в системе государственных и муниципальных закупок
(Левшина Н.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)5. Поддержка автоматизированных систем проверок и аудитов, что обеспечивает более быструю и точную оценку соблюдения законодательства и регулятивных норм [2].
(Левшина Н.Е.)
("Современное право", 2024, N 11)5. Поддержка автоматизированных систем проверок и аудитов, что обеспечивает более быструю и точную оценку соблюдения законодательства и регулятивных норм [2].
Статья: Табачная и никотинсодержащая продукция как объекты гражданского оборота
(Перехожих И.В.)
("Цивилист", 2024, N 6)Отдельного внимания заслуживает период появления на потребительском рынке электронных сигарет, прогрессивно занимающих нишу свободных к обращению объектов гражданского оборота ввиду того, что продукция данного вида не подпадала ни под одну регулятивную норму: вплоть до 2018 г. понятие "никотинсодержащая продукция" отсутствовало как таковое в законе, чем успешно пользовались предприниматели.
(Перехожих И.В.)
("Цивилист", 2024, N 6)Отдельного внимания заслуживает период появления на потребительском рынке электронных сигарет, прогрессивно занимающих нишу свободных к обращению объектов гражданского оборота ввиду того, что продукция данного вида не подпадала ни под одну регулятивную норму: вплоть до 2018 г. понятие "никотинсодержащая продукция" отсутствовало как таковое в законе, чем успешно пользовались предприниматели.
Статья: Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: новые возможности и правовые проблемы
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Не учитываются они в региональном законодательстве. В частности, нами проводилось изучение нормативных актов тех регионов, в которых активно применяются аналитические возможности ИСОГД <37>. Однако ни в одном из изученных нами документов не оказалось регулятивных норм, связанных с автоматизацией принятия управленческих решений, - встречалось лишь указание на автоматизацию или использование аналитических функций системы в качестве принципа правового регулирования. Таким образом, даже в тех регионах, в которых внедрена автоматизация, в нормативных актах регулируются только отношения, связанные с наполнением системы, предоставлением из нее информации и информационной безопасностью. Это свидетельствует об игнорировании правом объективных различий автоматизированной и "классической" ИСОГД.
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Не учитываются они в региональном законодательстве. В частности, нами проводилось изучение нормативных актов тех регионов, в которых активно применяются аналитические возможности ИСОГД <37>. Однако ни в одном из изученных нами документов не оказалось регулятивных норм, связанных с автоматизацией принятия управленческих решений, - встречалось лишь указание на автоматизацию или использование аналитических функций системы в качестве принципа правового регулирования. Таким образом, даже в тех регионах, в которых внедрена автоматизация, в нормативных актах регулируются только отношения, связанные с наполнением системы, предоставлением из нее информации и информационной безопасностью. Это свидетельствует об игнорировании правом объективных различий автоматизированной и "классической" ИСОГД.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Перечисленные выше подзаконные нормативные акты Минздрава России и Минздрава Свердловской области не содержат конкретных регулятивных норм, определяющих выплату или невыплату медицинскому работнику единовременной компенсации, в случае внесения в программный реестр должностей вакантной должности в 2019 г. с предоставлением по ней субсидии бюджету Свердловской области из федерального бюджета, но с заключением трудового договора по данной оставшейся вакантной должности не в 2019 г., а в 2020 г.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Перечисленные выше подзаконные нормативные акты Минздрава России и Минздрава Свердловской области не содержат конкретных регулятивных норм, определяющих выплату или невыплату медицинскому работнику единовременной компенсации, в случае внесения в программный реестр должностей вакантной должности в 2019 г. с предоставлением по ней субсидии бюджету Свердловской области из федерального бюджета, но с заключением трудового договора по данной оставшейся вакантной должности не в 2019 г., а в 2020 г.
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)2. Для целей расчета "регулятивной" ОВП размер валютной позиции определяется исходя из балансовой стоимости инструмента, которая дополнительно корректируется на те компоненты стоимости, которые нейтрализуются в расчете регулятивного капитала (в частности, на отдельные компоненты стоимости по МСФО (IFRS) 9). Это обусловлено необходимостью применять единый подход к определению стоимости инструментов при расчете различных видов финансовых рисков и регулятивного капитала в рамках расчета нормативов достаточности капитала.
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)2. Для целей расчета "регулятивной" ОВП размер валютной позиции определяется исходя из балансовой стоимости инструмента, которая дополнительно корректируется на те компоненты стоимости, которые нейтрализуются в расчете регулятивного капитала (в частности, на отдельные компоненты стоимости по МСФО (IFRS) 9). Это обусловлено необходимостью применять единый подход к определению стоимости инструментов при расчете различных видов финансовых рисков и регулятивного капитала в рамках расчета нормативов достаточности капитала.