Регулятивная песочница
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулятивная песочница (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об установлении экспериментального правового режима в области применения искусственного интеллекта
(Баракина Е.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)"Регулятивные", или "регуляторные", "песочницы"
(Баракина Е.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)"Регулятивные", или "регуляторные", "песочницы"
Нормативные акты
"Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)2.3. Экспериментальные правовые режимы и регулятивная "песочница"
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)2.3. Экспериментальные правовые режимы и регулятивная "песочница"
"Основные направления развития финансовых технологий на период 2025 - 2027 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России)3.1.9. Экспериментальные правовые режимы и регулятивная "песочница"
(одобрены Советом директоров Банка России)3.1.9. Экспериментальные правовые режимы и регулятивная "песочница"
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 2016 г. в Малайзии существует регулятивная "песочница" FinTech (финансовые технологии [1110]), которая позволяет экспериментировать с финтех-решениями в реальной среде при условии соблюдения соответствующих мер безопасности и нормативных требований.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 2016 г. в Малайзии существует регулятивная "песочница" FinTech (финансовые технологии [1110]), которая позволяет экспериментировать с финтех-решениями в реальной среде при условии соблюдения соответствующих мер безопасности и нормативных требований.
Статья: Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<4> Жилина А.В. Высокоавтоматизированное транспортное средство как источник повышенной опасности в регулятивных песочницах // Цифровые технологии и право: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 сентября 2023 г.): Сб. науч. трудов. В 6 т. Т. 3 / Под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. Казань: Издательство "Познание" Казанского инновационного университета, 2023. С. 109 - 118.
(Иванова Т.Н.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<4> Жилина А.В. Высокоавтоматизированное транспортное средство как источник повышенной опасности в регулятивных песочницах // Цифровые технологии и право: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 сентября 2023 г.): Сб. науч. трудов. В 6 т. Т. 3 / Под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. Казань: Издательство "Познание" Казанского инновационного университета, 2023. С. 109 - 118.
Статья: Экспериментальные правовые режимы: некоторые проблемы правового регулирования
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Так, к примеру, наш законодатель был несколько непоследователен при закреплении перечня инициаторов ЭПР. Согласно п. 10 ст. 2 Закона об ЭПР инициаторами введения экспериментального режима выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления (по направлению п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона об ЭПР). Исходя из законодательной формулировки становится ясным, что из перечня инициаторов введения ЭПР устранена такая группа субъектов предпринимательской деятельности, как самозанятые, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Нам видится, что подобное решение законодателя не является в полной мере верным, поскольку оно явно нарушает принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности <22>. Подтверждается это также тем, что в российской науке признается, что внедрение "регулятивных песочниц" должно сопровождаться мерами по обеспечению справедливой конкуренции и равных возможностей для всех участников рынка <23>. Ведь физическое лицо, являющееся самозанятым, будучи субъектом предпринимательской деятельности <24>, должно обладать равными правами наряду с индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями, в том числе и правом быть инициатором установления ЭПР. Отметим, что во многих странах воспринят подход, согласно которому инициаторами установления ЭПР считаются не только индивидуальные предприниматели, но и другие физические лица, в том числе и самозанятые граждане (Литва <25>, Испания <26> и др.). Указанный подход нашел свое отражение и в рамках интеграционных объединений. Например, в Европейском союзе самозанятые не только могут быть участниками "регуляторной песочницы", но и имеют при этом преимущество как субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) <27>.
(Банный Д.С., Дресвянин Д.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Так, к примеру, наш законодатель был несколько непоследователен при закреплении перечня инициаторов ЭПР. Согласно п. 10 ст. 2 Закона об ЭПР инициаторами введения экспериментального режима выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления (по направлению п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона об ЭПР). Исходя из законодательной формулировки становится ясным, что из перечня инициаторов введения ЭПР устранена такая группа субъектов предпринимательской деятельности, как самозанятые, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Нам видится, что подобное решение законодателя не является в полной мере верным, поскольку оно явно нарушает принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности <22>. Подтверждается это также тем, что в российской науке признается, что внедрение "регулятивных песочниц" должно сопровождаться мерами по обеспечению справедливой конкуренции и равных возможностей для всех участников рынка <23>. Ведь физическое лицо, являющееся самозанятым, будучи субъектом предпринимательской деятельности <24>, должно обладать равными правами наряду с индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями, в том числе и правом быть инициатором установления ЭПР. Отметим, что во многих странах воспринят подход, согласно которому инициаторами установления ЭПР считаются не только индивидуальные предприниматели, но и другие физические лица, в том числе и самозанятые граждане (Литва <25>, Испания <26> и др.). Указанный подход нашел свое отражение и в рамках интеграционных объединений. Например, в Европейском союзе самозанятые не только могут быть участниками "регуляторной песочницы", но и имеют при этом преимущество как субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) <27>.
Статья: О соотношении терминов "экспериментальный правовой режим" и "правовой эксперимент"
(Андронова Т.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Ключевые слова: экспериментальное нормотворчество, правовой режим, экспериментальный правовой режим, правовой эксперимент, предпринимательская деятельность, регулятивная песочница.
(Андронова Т.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Ключевые слова: экспериментальное нормотворчество, правовой режим, экспериментальный правовой режим, правовой эксперимент, предпринимательская деятельность, регулятивная песочница.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Иными словами, ЭПР является чем-то вроде регулятивных "песочниц" <1>, в границах которых отрабатывают применение новых технологий и тестируют проекты релевантного для них специального регулирования. Тем самым законодатель допускает осуществление тестирования новых технологий, которые в силу имеющихся законодательных ограничений нельзя использовать в правоотношениях, возникающих в результате специального регулирования. При этом главными целями установления ЭПР являются не только более быстрое внедрение новых технологий, но и полноценная апробация их на практике в течение определенного времени и на определенной территории. Такая апробация необходима для того, чтобы выявить и проанализировать все возможные риски, которые возникают или могут возникнуть при применении этих инновационных технологий, а также оценить востребованность созданных с их помощью продуктов и услуг. Проектируется возможность на основе экспериментального регулирования формирования новых, более прогрессивных правоотношений.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Иными словами, ЭПР является чем-то вроде регулятивных "песочниц" <1>, в границах которых отрабатывают применение новых технологий и тестируют проекты релевантного для них специального регулирования. Тем самым законодатель допускает осуществление тестирования новых технологий, которые в силу имеющихся законодательных ограничений нельзя использовать в правоотношениях, возникающих в результате специального регулирования. При этом главными целями установления ЭПР являются не только более быстрое внедрение новых технологий, но и полноценная апробация их на практике в течение определенного времени и на определенной территории. Такая апробация необходима для того, чтобы выявить и проанализировать все возможные риски, которые возникают или могут возникнуть при применении этих инновационных технологий, а также оценить востребованность созданных с их помощью продуктов и услуг. Проектируется возможность на основе экспериментального регулирования формирования новых, более прогрессивных правоотношений.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Кроме того, с одной стороны, широкое применение экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР) свидетельствует о значительном числе нормативных барьеров для развития технологий в Российской Федерации, а с другой - механизм ЭПР может использоваться для обхода критически важных ограничений. Возникают вопросы и относительно перспектив реализации специальных режимов ("регулятивных песочниц") в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Так, например, создание глобальной сети таких "песочниц" на основе контролируемой Великобританией Global Financial Innovation Network (GFIN) также может являться инструментом обхода государственного суверенитета.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Кроме того, с одной стороны, широкое применение экспериментальных правовых режимов (далее - ЭПР) свидетельствует о значительном числе нормативных барьеров для развития технологий в Российской Федерации, а с другой - механизм ЭПР может использоваться для обхода критически важных ограничений. Возникают вопросы и относительно перспектив реализации специальных режимов ("регулятивных песочниц") в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС. Так, например, создание глобальной сети таких "песочниц" на основе контролируемой Великобританией Global Financial Innovation Network (GFIN) также может являться инструментом обхода государственного суверенитета.
Статья: Изъятия норм федерального законодательства при установлении экспериментального правового режима
(Ершова И.В., Тарасенко О.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В фокусе настоящей статьи - проблематика преобразований правовой действительности в рамках экспериментального нормотворчества. В частности, отмечается, что по общему правилу специальный порядок проведения эксперимента заключается в законодательных изъятиях либо видоизменении отдельных норм права. Выявляются исключения из правила - проведение экспериментов в рамках регулятивной песочницы Банка России и очерчиваются возникающие в ее деятельности проблемы с одновременным внесением предложений по их устранению. Определяются современные факторы экспериментального нормотворчества - новые технологии и общественные отношения. Делается вывод о том, что проблема защиты авторских прав проявляется как применительно к правовому статусу результатов интеллектуальной деятельности искусственного интеллекта, так и к нарушениям авторских прав в процессе машинного обучения систем искусственного интеллекта. В завершение приводятся предложения, направленные на минимизацию конфликта защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности при создании систем генеративного интеллекта.
(Ершова И.В., Тарасенко О.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В фокусе настоящей статьи - проблематика преобразований правовой действительности в рамках экспериментального нормотворчества. В частности, отмечается, что по общему правилу специальный порядок проведения эксперимента заключается в законодательных изъятиях либо видоизменении отдельных норм права. Выявляются исключения из правила - проведение экспериментов в рамках регулятивной песочницы Банка России и очерчиваются возникающие в ее деятельности проблемы с одновременным внесением предложений по их устранению. Определяются современные факторы экспериментального нормотворчества - новые технологии и общественные отношения. Делается вывод о том, что проблема защиты авторских прав проявляется как применительно к правовому статусу результатов интеллектуальной деятельности искусственного интеллекта, так и к нарушениям авторских прав в процессе машинного обучения систем искусственного интеллекта. В завершение приводятся предложения, направленные на минимизацию конфликта защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности при создании систем генеративного интеллекта.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- ориентируется не столько на оказание услуг, сколько на стимулирование разрешения возникающих в обществе проблем всеми секторами - государственным, частным и коммерческим - одним из способов обеспечения цифровизации экономики, а изначально внедрение цифровых технологий в финансовую сферу путем привлечения частного сектора для разработок и создания прорывных механизмов, создание "регулятивных песочниц".
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- ориентируется не столько на оказание услуг, сколько на стимулирование разрешения возникающих в обществе проблем всеми секторами - государственным, частным и коммерческим - одним из способов обеспечения цифровизации экономики, а изначально внедрение цифровых технологий в финансовую сферу путем привлечения частного сектора для разработок и создания прорывных механизмов, создание "регулятивных песочниц".