Регулирование нотариальной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование нотариальной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иск к нотариусу о компенсации морального вреда: проблемы доказывания
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)<10> Михайлова А.С. Некоторые аспекты проявления конвергенции частного и публичного права на примере современного правового регулирования нотариальной деятельности // Нотариус. 2017. N 1. С. 12.
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)<10> Михайлова А.С. Некоторые аспекты проявления конвергенции частного и публичного права на примере современного правового регулирования нотариальной деятельности // Нотариус. 2017. N 1. С. 12.
Статья: Развитие предметной компетенции нотариата в цифровую эпоху как фактор, влияющий на укрепление правовой стабильности
(Бегичев А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 10)События последних месяцев показали, что государственная политика в отношении нотариальной деятельности претерпевает определенные изменения; в недрах Минюста России был подготовлен и представлен 26 июля 2024 года в Совете Федерации новый законопроект о нотариате <3>, концепция которого была сначала озвучена Министром юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко в рамках "открытого диалога" с сенаторами в Совете Федерации 6 декабря 2023 года <4>, а потом дополнена там же на круглом столе "Особенности правового регулирования нотариальной деятельности: практические вопросы" 4 апреля 2024 года <5>. В своем выступлении Министр юстиции РФ отметил, что законопроект разделяется на две части: организационную и процедурную; в процедурную часть входят виды нотариальных действий и правила их совершения, "здесь не планируется каких-либо существенных изменений, все новеллы касаются организационной части" <6>.
(Бегичев А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 10)События последних месяцев показали, что государственная политика в отношении нотариальной деятельности претерпевает определенные изменения; в недрах Минюста России был подготовлен и представлен 26 июля 2024 года в Совете Федерации новый законопроект о нотариате <3>, концепция которого была сначала озвучена Министром юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко в рамках "открытого диалога" с сенаторами в Совете Федерации 6 декабря 2023 года <4>, а потом дополнена там же на круглом столе "Особенности правового регулирования нотариальной деятельности: практические вопросы" 4 апреля 2024 года <5>. В своем выступлении Министр юстиции РФ отметил, что законопроект разделяется на две части: организационную и процедурную; в процедурную часть входят виды нотариальных действий и правила их совершения, "здесь не планируется каких-либо существенных изменений, все новеллы касаются организационной части" <6>.
"Доказательства и доказывание в нотариальном процессе: монография"
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Основная проблема, с которой могут столкнуться нотариусы в процессе своей доказательственной деятельности, заключается в том, что большинство источников регулирования нотариальной деятельности недостаточно подробно описывают процедуру доказывания и либо носят отсылочный характер к нормам гражданского процесса, либо предоставляют практически полную дискрецию в решении этих вопросов самим нотариусам. Вместе с тем не вызывает сомнений, что нотариальная процессуальная форма имеет собственные признаки и характеристики, существенно отличающие ее от гражданско-процессуальной формы. В нотариальной деятельности не применяются принципы гражданского процесса, у нотариуса совершенно иные статус и полномочия, чем у суда, что свидетельствует о необходимости комплексного обновления законодательства о нотариате в части разработки процессуального регламента доказывания. Каков стандарт доказывания в деятельности нотариуса, существуют ли для него пределы доказывания? Ответы на эти и другие вопросы требуют проведения самостоятельного исследования, посвященного доказыванию в нотариальной сфере.
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Основная проблема, с которой могут столкнуться нотариусы в процессе своей доказательственной деятельности, заключается в том, что большинство источников регулирования нотариальной деятельности недостаточно подробно описывают процедуру доказывания и либо носят отсылочный характер к нормам гражданского процесса, либо предоставляют практически полную дискрецию в решении этих вопросов самим нотариусам. Вместе с тем не вызывает сомнений, что нотариальная процессуальная форма имеет собственные признаки и характеристики, существенно отличающие ее от гражданско-процессуальной формы. В нотариальной деятельности не применяются принципы гражданского процесса, у нотариуса совершенно иные статус и полномочия, чем у суда, что свидетельствует о необходимости комплексного обновления законодательства о нотариате в части разработки процессуального регламента доказывания. Каков стандарт доказывания в деятельности нотариуса, существуют ли для него пределы доказывания? Ответы на эти и другие вопросы требуют проведения самостоятельного исследования, посвященного доказыванию в нотариальной сфере.
Статья: Анализ изменений в законодательстве о нотариате 2023 года
(Искендерова Я.Ю.)
("Нотариус", 2023, N 2)В приветственном обращении президента Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика были выделены важнейшие события, он "обозначил ушедший год как достаточно продуктивный для российского нотариата. Во многом это связано с активным применением новых форматов работы, удаленного и дистанционного, которые были успешно введены в 2021 г. и являются очень востребованными как гражданами, так и представителями крупного и среднего бизнеса. География распространения дистанционного формата успешно охватила все уголки страны, спрос на удаленные нотариальные действия вырос за текущий год в 30 раз. Зарегистрировано большое количество запросов в части совершения исполнительных надписей, обеспечения защиты в Интернете и выдачи выписок из проверки обнаружения о залоге движимого имущества" <3>. Колоссальная работа была проведена внутри института, в том числе в части социальной политики, нормативного регулирования нотариальной деятельности.
(Искендерова Я.Ю.)
("Нотариус", 2023, N 2)В приветственном обращении президента Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика были выделены важнейшие события, он "обозначил ушедший год как достаточно продуктивный для российского нотариата. Во многом это связано с активным применением новых форматов работы, удаленного и дистанционного, которые были успешно введены в 2021 г. и являются очень востребованными как гражданами, так и представителями крупного и среднего бизнеса. География распространения дистанционного формата успешно охватила все уголки страны, спрос на удаленные нотариальные действия вырос за текущий год в 30 раз. Зарегистрировано большое количество запросов в части совершения исполнительных надписей, обеспечения защиты в Интернете и выдачи выписок из проверки обнаружения о залоге движимого имущества" <3>. Колоссальная работа была проведена внутри института, в том числе в части социальной политики, нормативного регулирования нотариальной деятельности.
Статья: Понятие и модели нотариата в праве России, Франции, Испании и Англии
(Вершинина Е.В., Коновалов Д.В., Зеленцова М.Ю., Одринский А.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)В современном законодательстве России и зарубежных стран детальным образом урегулированы Основы деятельности нотариата. В Конституции Российской Федерации <35> (далее - Конституция РФ) закреплены положения, посвященные нотариату. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <36> нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится нотариат. В Российской Федерации правовое регулирование нотариальной деятельности также включает в себя ряд федеральных законов. Деятельность нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате <37> (далее - Основы). Отдельные положения о нотариате содержатся в части первой ГК РФ <38> (ст. 163, посвященная нотариальному удостоверению сделки; реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате (ст. 339.1)), ГПК РФ <39> (гл. 37 "Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении"), АПК РФ <40> (например, ч. 5 ст. 69, посвященная доказательственному значению нотариальных актов).
(Вершинина Е.В., Коновалов Д.В., Зеленцова М.Ю., Одринский А.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)В современном законодательстве России и зарубежных стран детальным образом урегулированы Основы деятельности нотариата. В Конституции Российской Федерации <35> (далее - Конституция РФ) закреплены положения, посвященные нотариату. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <36> нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится нотариат. В Российской Федерации правовое регулирование нотариальной деятельности также включает в себя ряд федеральных законов. Деятельность нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате <37> (далее - Основы). Отдельные положения о нотариате содержатся в части первой ГК РФ <38> (ст. 163, посвященная нотариальному удостоверению сделки; реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате (ст. 339.1)), ГПК РФ <39> (гл. 37 "Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении"), АПК РФ <40> (например, ч. 5 ст. 69, посвященная доказательственному значению нотариальных актов).
Статья: Россия и Вьетнам: общее и особенное в нормах профессионального нотариального права
(Щенникова Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Второй критерий, тесно связанный с первым, касается организации контроля за деятельностью нотариусов. Следует подчеркнуть, что правовое регулирование нотариальной деятельности в азиатских государствах отличается тем, что органы юстиции обладают широкими полномочиями по контролю за деятельностью нотариусов, в отличие от правил, установленных законодательством нашей страны. Как известно, в Российской Федерации ст. 34 Основ предусматривает, что контроль за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, при этом проверки организации работы нотариуса проводятся раз в четыре года. Во Вьетнаме органы нотариального самоуправления не обладают полномочиями в этой сфере. Здесь обязанности по контролю возложены на департаменты юстиции провинциального уровня, которые тщательно изучают и проверяют соответствие нотариусов требованиям профессиональной практики в своих населенных пунктах (п. 3 ст. 15 Закона). Таким образом, контроль за нотариальной практикой во Вьетнаме осуществляется не периодически, а перманентно, иначе говоря, постоянно и непрерывно. При наличии оснований полагать, что нотариус уже не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, департамент юстиции провинциального уровня должен направить министру юстиции письменное предложение об освобождении от обязанностей нотариуса с приложением соответствующих подтверждающих документов. Свое решение министр юстиции должен принять по этим документам в течение 15 дней.
(Щенникова Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Второй критерий, тесно связанный с первым, касается организации контроля за деятельностью нотариусов. Следует подчеркнуть, что правовое регулирование нотариальной деятельности в азиатских государствах отличается тем, что органы юстиции обладают широкими полномочиями по контролю за деятельностью нотариусов, в отличие от правил, установленных законодательством нашей страны. Как известно, в Российской Федерации ст. 34 Основ предусматривает, что контроль за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, при этом проверки организации работы нотариуса проводятся раз в четыре года. Во Вьетнаме органы нотариального самоуправления не обладают полномочиями в этой сфере. Здесь обязанности по контролю возложены на департаменты юстиции провинциального уровня, которые тщательно изучают и проверяют соответствие нотариусов требованиям профессиональной практики в своих населенных пунктах (п. 3 ст. 15 Закона). Таким образом, контроль за нотариальной практикой во Вьетнаме осуществляется не периодически, а перманентно, иначе говоря, постоянно и непрерывно. При наличии оснований полагать, что нотариус уже не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, департамент юстиции провинциального уровня должен направить министру юстиции письменное предложение об освобождении от обязанностей нотариуса с приложением соответствующих подтверждающих документов. Свое решение министр юстиции должен принять по этим документам в течение 15 дней.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Нотариальная деятельность - это урегулированная нормами нотариального права профессиональная непредпринимательская деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемая путем совершения от имени Российской Федерации в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Нотариальная деятельность - это урегулированная нормами нотариального права профессиональная непредпринимательская деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемая путем совершения от имени Российской Федерации в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции.
Статья: Развитие института нотариата в России: историко-правовой аспект
(Тимофеева А.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Важной вехой третьего этапа на пути развития нотариата в России стало Временное положение о нотариальной части от 14 апреля 1866 г., не только утверждавшее обновленную систему нотариальных органов, но и четко определявшее и разграничивавшее их компетенцию. Этот документ, входивший в состав Судебных уставов, содержал 217 статей, из которых 41 регламентировала нотариальную деятельность. Согласно Временному положению ранее существовавшие крепостные конторы упразднялись, при окружных судах возрождались должности младших и старших нотариусов, уполномоченных на составление и заверение соответствующих правовых актов. Относящиеся к государственным служащим, нотариусы не получали жалование из казны и были вынуждены обеспечивать свою профессиональную деятельность самостоятельно - за счет платы с клиентов. С принятием Временного положения трудовая деятельность нотариуса получает статус профессии, и по этой причине 14 апреля считается Днем российского нотариата. Однако статус нотариата в данном историческом периоде нельзя назвать высоким: нотариат в то время не был "организован на корпоративных началах, поставлен под контроль суда, разбит на младших и старших нотариусов, основан на специальном знании своего дела без необходимого общего образования" <9>. Рост числа нотариальных контор демонстрировал низкую эффективность Временного положения в вопросах регулирования нотариальной деятельности, так как документ все меньше и меньше отвечал тенденциям государственного и общественного развития. Подобные обстоятельства стали поводом для создания проекта новой редакции Временного положения о нотариальной части, однако опубликован данный акт в итоге не был.
(Тимофеева А.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Важной вехой третьего этапа на пути развития нотариата в России стало Временное положение о нотариальной части от 14 апреля 1866 г., не только утверждавшее обновленную систему нотариальных органов, но и четко определявшее и разграничивавшее их компетенцию. Этот документ, входивший в состав Судебных уставов, содержал 217 статей, из которых 41 регламентировала нотариальную деятельность. Согласно Временному положению ранее существовавшие крепостные конторы упразднялись, при окружных судах возрождались должности младших и старших нотариусов, уполномоченных на составление и заверение соответствующих правовых актов. Относящиеся к государственным служащим, нотариусы не получали жалование из казны и были вынуждены обеспечивать свою профессиональную деятельность самостоятельно - за счет платы с клиентов. С принятием Временного положения трудовая деятельность нотариуса получает статус профессии, и по этой причине 14 апреля считается Днем российского нотариата. Однако статус нотариата в данном историческом периоде нельзя назвать высоким: нотариат в то время не был "организован на корпоративных началах, поставлен под контроль суда, разбит на младших и старших нотариусов, основан на специальном знании своего дела без необходимого общего образования" <9>. Рост числа нотариальных контор демонстрировал низкую эффективность Временного положения в вопросах регулирования нотариальной деятельности, так как документ все меньше и меньше отвечал тенденциям государственного и общественного развития. Подобные обстоятельства стали поводом для создания проекта новой редакции Временного положения о нотариальной части, однако опубликован данный акт в итоге не был.
Статья: От честного купеческого слова к нотариальной защите в предпринимательской деятельности
(Иванова Ж.Б.)
("Нотариус", 2021, N 2)В Положении закреплялся порядок осуществления нотариальной деятельности до революционных событий 1917 г. Это доказывало его качество как нормативного правового акта и актуальность в регулировании тогдашних социально-экономических правоотношений. Данное Положение основывалось на передовых образцах регулирования нотариальной деятельности в таких странах, как Франция, Австрия и Бавария.
(Иванова Ж.Б.)
("Нотариус", 2021, N 2)В Положении закреплялся порядок осуществления нотариальной деятельности до революционных событий 1917 г. Это доказывало его качество как нормативного правового акта и актуальность в регулировании тогдашних социально-экономических правоотношений. Данное Положение основывалось на передовых образцах регулирования нотариальной деятельности в таких странах, как Франция, Австрия и Бавария.
Статья: Деятельность нотариуса по оказанию квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе
(Несмелова О.Д.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 12)В результате анализа действующего правового регулирования нотариальной деятельности делаем вывод о нотариате как субъекте квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариусами на профессиональной основе, направленной на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий.
(Несмелова О.Д.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 12)В результате анализа действующего правового регулирования нотариальной деятельности делаем вывод о нотариате как субъекте квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариусами на профессиональной основе, направленной на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий.