Регламент росприроднадзора лицензирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент росприроднадзора лицензирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Свердловского областного суда от 26.10.2022 по делу N 72-1193/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что в период 26 июля 2021 года по 17 августа 2021 года должностными лицами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения АО "ЕВРАЗ КГОК" требований природоохранного законодательства, что зафиксировано в акте проверке от 19 августа 2021 года. В ходе проверки установлено, что у хозяйствующего субъекта - АО "ЕВРАЗ КГОК" имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации отходов 3 - 4 классов опасности, в том числе и отработанных масел (отходы трансмиссионных масел, гидравлических, моторных, индустриальных масел). В результате хозяйственной деятельности в соответствии с Регламентом утилизации отработанных масел от 30 ноября 2016 года и ТУ 38.12.25-001-00186938-2017, введенным в действие 08 мая 2017 года образуется продукция "масла отработанные". В ходе проверки должностные лица Росприроднадзора установили, что АО "ЕВРАЗ КГОК" в нарушение требований природоохранного законодательства в федеральном статистическом наблюдении по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год и в данных учета в области обращения с отходами за 2020 год предоставлена неполная и недостоверная информация в части не указания отхода "масла отработанные".
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что в период 26 июля 2021 года по 17 августа 2021 года должностными лицами Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения АО "ЕВРАЗ КГОК" требований природоохранного законодательства, что зафиксировано в акте проверке от 19 августа 2021 года. В ходе проверки установлено, что у хозяйствующего субъекта - АО "ЕВРАЗ КГОК" имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации отходов 3 - 4 классов опасности, в том числе и отработанных масел (отходы трансмиссионных масел, гидравлических, моторных, индустриальных масел). В результате хозяйственной деятельности в соответствии с Регламентом утилизации отработанных масел от 30 ноября 2016 года и ТУ 38.12.25-001-00186938-2017, введенным в действие 08 мая 2017 года образуется продукция "масла отработанные". В ходе проверки должностные лица Росприроднадзора установили, что АО "ЕВРАЗ КГОК" в нарушение требований природоохранного законодательства в федеральном статистическом наблюдении по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год и в данных учета в области обращения с отходами за 2020 год предоставлена неполная и недостоверная информация в части не указания отхода "масла отработанные".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для получения лицензии соискатель лицензии с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" подает заявление о предоставлении лицензии путем заполнения интерактивной формы (форма заявления содержится в Приложении 1 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464) (п. 5 Положения о лицензировании), с приложением документов, перечисленных в п. 6 Положения о лицензировании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для получения лицензии соискатель лицензии с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" подает заявление о предоставлении лицензии путем заполнения интерактивной формы (форма заявления содержится в Приложении 1 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464) (п. 5 Положения о лицензировании), с приложением документов, перечисленных в п. 6 Положения о лицензировании.
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Приказ Росприроднадзора от 26 июля 2021 г. N 464 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" устанавливает сроки и последовательность административных действий в процессе лицензирования и наделяет Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) соответствующими полномочиями.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Приказ Росприроднадзора от 26 июля 2021 г. N 464 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" устанавливает сроки и последовательность административных действий в процессе лицензирования и наделяет Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) соответствующими полномочиями.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 09.04.2013 N 140
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья"2. В соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009, N 15837), вид лицензии определяется двумя буквами (пункт 32):
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья"2. В соответствии с Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009, N 15837), вид лицензии определяется двумя буквами (пункт 32):
Приказ Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2021 N 65444)Зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2021 г. N 65444
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2021 N 65444)Зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2021 г. N 65444
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приказом Минприроды от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Росприроднадзора и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приказом Минприроды от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Росприроднадзора и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Вопрос: Организация ввозит из Китая в Россию внешние блоки "сплит-систем" (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8415 90 000 9) с целью выпуска для внутреннего потребления. Блоки заправлены хладагентом дифторметаном, химическая формула - CH2F2 (вещество ГФУ-32). Каковы особенности применения мер нетарифного регулирования?
(Консультация эксперта, 2025)Лицензия выдается Минпромторгом России на основании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, выданного Росприроднадзором в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 N 811.
(Консультация эксперта, 2025)Лицензия выдается Минпромторгом России на основании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, выданного Росприроднадзором в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 19.11.2021 N 811.
Вопрос: Как получить лицензию на вывоз ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)Лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) вправе получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, в частности, планирующие осуществлять такую деятельность (п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. п. 2 - 4 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 1 Положения N 2290, п. 2 Административного регламента N 464).
(Консультация эксперта, 2025)Лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) вправе получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, в частности, планирующие осуществлять такую деятельность (п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, п. п. 2 - 4 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 1 Положения N 2290, п. 2 Административного регламента N 464).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок лицензирования установлен ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2021 N 65444).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок лицензирования установлен ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 N 464 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2021 N 65444).
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)16. В соответствии с п. 24 пп. 6 Административного регламента федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия в том числе по представлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)16. В соответствии с п. 24 пп. 6 Административного регламента федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия в том числе по представлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Существенные отличия порядка создания искусственных островов содержатся непосредственно в пунктах 6 и 7 статьи 16 Федерального закона о морских водах РФ, а также в Правилах создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации <12> (далее - Правила создания искусственных островов). Так, право на создание таких островов возникает на основании лицензии на пользование недрами. Согласно Федеральному закону о морских водах РФ получение каких-либо иных разрешений не требуется, то есть по смыслу закона лицензия на пользование недрами заменяет разрешение на строительство и все иные документы, которые необходимы для его получения, кроме проектной документации. Правилами создания искусственных островов предусматривается необходимость получения отдельного разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 4). Однако нет точного разъяснения, выдается ли отдельное разрешение также при наличии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Нет определенности в этом вопросе и в пункте 1 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов (далее - Административный регламент предоставления государственной услуги) <13>. По букве Федерального закона о морских водах РФ разрешение должно выдаваться при отсутствии такого разрешения в лицензии на пользование недрами. Также из содержания Правил создания искусственных островов неясно, должно ли быть получено решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование для создания искусственных островов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК РФ, а также его место в процедуре получения разрешения.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В связи с этим таможня при осуществлении таможенного контроля правомерно запросила у декларантов лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз указанных товаров, а при непредставлении таких документов обоснованно отказала в их выпуске. При этом суды установили, что декларанты в названных случаях не реализовали в предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов порядке возможность обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на трансграничное перемещение отходов либо заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В связи с этим таможня при осуществлении таможенного контроля правомерно запросила у декларантов лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз указанных товаров, а при непредставлении таких документов обоснованно отказала в их выпуске. При этом суды установили, что декларанты в названных случаях не реализовали в предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов порядке возможность обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на трансграничное перемещение отходов либо заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В Законе N 446-ФЗ (ст. 7) и главе VII.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрены меры по установлению сроков вывода отдельных производственных объектов из эксплуатации. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат отдельные производственные объекты, возложена обязанность заблаговременно направлять в органы Росприроднадзора сведения о сроках завершения их эксплуатации. Согласно ст. 33 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений <18> сроки эксплуатации здания или сооружения и их частей должны быть указаны в проектной документации. Сроки эксплуатации шахт угольной промышленности определяются на основании лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых. Срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности определяется при их вводе в эксплуатацию на основании проектной документации и не может превышать 25 лет <19>.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В Законе N 446-ФЗ (ст. 7) и главе VII.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрены меры по установлению сроков вывода отдельных производственных объектов из эксплуатации. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат отдельные производственные объекты, возложена обязанность заблаговременно направлять в органы Росприроднадзора сведения о сроках завершения их эксплуатации. Согласно ст. 33 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений <18> сроки эксплуатации здания или сооружения и их частей должны быть указаны в проектной документации. Сроки эксплуатации шахт угольной промышленности определяются на основании лицензии на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых. Срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности определяется при их вводе в эксплуатацию на основании проектной документации и не может превышать 25 лет <19>.