Регламент расследования несчастных случаев
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент расследования несчастных случаев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена и недействительность административных актов: на примере актов по результатам расследования несчастных случаев на производстве
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С учетом отсутствия законодательства, регламентирующего формы государственного управления, каждая управленческая структура регулирует систему взаимоотношений с другими органами и невластными участниками отношений, разрабатывая необходимые порядки, регламенты и пр. Порядок существует и в отношении расследования несчастных случаев на производстве (далее - Положение) <3>. При этом участие представителей контролирующих органов в порядке расследования представляет собой специфическую административную деятельность, которая к контролю (надзору) по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ <4> не относится. Так, в основе деятельности по расследованию находится как осуществление равноправного участия органов в комиссии наряду с другими невластными членами комиссии, так и реализация своего рода контроля за соблюдением порядка. В расследовании несчастного случая, по сути, системно соединяются мероприятия по расследованию произошедшего инцидента, в том числе выявление причин и виновных лиц и осуществление контрольной функции, что придает завершающему акту отличную природу. Акт расследования основывается на специфике трудовой отрасли права, но через реализацию дополнительного расследования, издание актов по его итогам и другие способы участия контролирующего органа можно обнаружить присутствие административного права в данной области.
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С учетом отсутствия законодательства, регламентирующего формы государственного управления, каждая управленческая структура регулирует систему взаимоотношений с другими органами и невластными участниками отношений, разрабатывая необходимые порядки, регламенты и пр. Порядок существует и в отношении расследования несчастных случаев на производстве (далее - Положение) <3>. При этом участие представителей контролирующих органов в порядке расследования представляет собой специфическую административную деятельность, которая к контролю (надзору) по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ <4> не относится. Так, в основе деятельности по расследованию находится как осуществление равноправного участия органов в комиссии наряду с другими невластными членами комиссии, так и реализация своего рода контроля за соблюдением порядка. В расследовании несчастного случая, по сути, системно соединяются мероприятия по расследованию произошедшего инцидента, в том числе выявление причин и виновных лиц и осуществление контрольной функции, что придает завершающему акту отличную природу. Акт расследования основывается на специфике трудовой отрасли права, но через реализацию дополнительного расследования, издание актов по его итогам и другие способы участия контролирующего органа можно обнаружить присутствие административного права в данной области.
Последние изменения: Расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Утратил силу Административный регламент осуществления госнадзора за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Утратил силу Административный регламент осуществления госнадзора за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Пунктом 5 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) от 23 августа 2019 г. N 235 (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений и разрешения данного дела судами), предусмотрено, что предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Пунктом 5 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд) от 23 августа 2019 г. N 235 (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений и разрешения данного дела судами), предусмотрено, что предметом осуществляемого уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав.
Справочная информация: "Сроки хранения документов организаций"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Должностные регламенты (инструкции) работников
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Должностные регламенты (инструкции) работников
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Осуществляется государственная экспертиза условий труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Осуществляется государственная экспертиза условий труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Тематический выпуск: Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Статья: Социальное страхование. Мнения
(Нилов Я., Улумбекова Г., Зыбуновская Н., Корочкин В.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)По итогам ознакомления с отчетом возникает вопрос, почему столь явные противоречия и несоответствия, выявленные Счетной палатой, до сих пор не были обнаружены и, соответственно, не устранены самим Фондом или Минтрудом. Главные из них - отсутствие регламента расследования несчастных случаев (НС) при выявлении дополнительных обстоятельств и, как следствие, факты несвоевременного назначения страхового обеспечения и/или бездоказательного отказа в таковом. Кроме того, выявлены такие недостатки, как неверное кодирование работодателями электронного листка нетрудоспособности (не по НСПиПЗ, а на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); неурегулированность вопроса с ежемесячными страховыми выплатами лицам, которые за последний год не отработали полностью ни одного календарного месяца; отсутствие нормативного правового акта, предусматривающего оплату проезда пострадавшего при НСПиПЗ до места реабилитации, как это предусмотрено для инвалидов согласно федеральному законодательству <1>, и наконец, расхождения в отчетности Росстата и Фонда по случаям НСПиПЗ. Это при том, что Минтруд России ежегодно публикует доклад по анализу показателей, связанных с охраной труда на производстве, и страховому обеспечению пострадавших <2>.
(Нилов Я., Улумбекова Г., Зыбуновская Н., Корочкин В.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)По итогам ознакомления с отчетом возникает вопрос, почему столь явные противоречия и несоответствия, выявленные Счетной палатой, до сих пор не были обнаружены и, соответственно, не устранены самим Фондом или Минтрудом. Главные из них - отсутствие регламента расследования несчастных случаев (НС) при выявлении дополнительных обстоятельств и, как следствие, факты несвоевременного назначения страхового обеспечения и/или бездоказательного отказа в таковом. Кроме того, выявлены такие недостатки, как неверное кодирование работодателями электронного листка нетрудоспособности (не по НСПиПЗ, а на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); неурегулированность вопроса с ежемесячными страховыми выплатами лицам, которые за последний год не отработали полностью ни одного календарного месяца; отсутствие нормативного правового акта, предусматривающего оплату проезда пострадавшего при НСПиПЗ до места реабилитации, как это предусмотрено для инвалидов согласно федеральному законодательству <1>, и наконец, расхождения в отчетности Росстата и Фонда по случаям НСПиПЗ. Это при том, что Минтруд России ежегодно публикует доклад по анализу показателей, связанных с охраной труда на производстве, и страховому обеспечению пострадавших <2>.
Статья: Правила разработки и оформления инструкций по охране труда
(Ларин А.И.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(Ларин А.И.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;