Регламент обращения с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент обращения с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 25.06.2024 по делу N 7-10582/2024 (УИД 77RS0021-02-2023-006081-26)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за нарушение требований по транспортированию и (или) размещению отходов строительства и сноса.
Решение: Отказано.Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.17 КоАП г. Москвы предусмотрена за транспортирование и (или) размещение отходов строительства и сноса с нарушением технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса, зарегистрированного в установленном порядке, и (или) условий, содержащихся в разрешении на их перемещение.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за нарушение требований по транспортированию и (или) размещению отходов строительства и сноса.
Решение: Отказано.Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.17 КоАП г. Москвы предусмотрена за транспортирование и (или) размещение отходов строительства и сноса с нарушением технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса, зарегистрированного в установленном порядке, и (или) условий, содержащихся в разрешении на их перемещение.
Решение Московского городского суда от 17.04.2024 по делу N 7-6092/2024 (УИД 77RS0021-02-2022-007496-33)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.17 Закона от 21.11.2007 N 45 за нарушение порядка обращения с отходами строительства и сноса.
Решение: Отказано.В соответствии с частью 1 статьи 8.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" административным правонарушением признается транспортирование и (или) размещение отходов строительства и сноса с нарушением технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса, зарегистрированного в установленном порядке, и (или) условий, содержащихся в разрешении на их перемещение.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.17 Закона от 21.11.2007 N 45 за нарушение порядка обращения с отходами строительства и сноса.
Решение: Отказано.В соответствии с частью 1 статьи 8.17 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" административным правонарушением признается транспортирование и (или) размещение отходов строительства и сноса с нарушением технологического регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса, зарегистрированного в установленном порядке, и (или) условий, содержащихся в разрешении на их перемещение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В связи с этим таможня при осуществлении таможенного контроля правомерно запросила у декларантов лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз указанных товаров, а при непредставлении таких документов обоснованно отказала в их выпуске. При этом суды установили, что декларанты в названных случаях не реализовали в предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов порядке возможность обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на трансграничное перемещение отходов либо заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)В связи с этим таможня при осуществлении таможенного контроля правомерно запросила у декларантов лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз указанных товаров, а при непредставлении таких документов обоснованно отказала в их выпуске. При этом суды установили, что декларанты в названных случаях не реализовали в предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов порядке возможность обратиться в Росприроднадзор за получением разрешения на трансграничное перемещение отходов либо заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения.
Статья: Административные процедуры лицензирования в Великобритании
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В сферах экономической деятельности, связанной с повышенным риском причинения вреда правоохраняемым интересам, предусматривается особый порядок прекращения действия лицензии. Исходя из положений Закона о защите окружающей среды 1990 г. (Environmental Protection Act 1990 <25>) и Регламента об экологических разрешениях 2016 г. (Environmental Permitting (England and Wales) Regulations 2016 (SI 2016/1154) <26>) лицензия на деятельность в области обращения с отходами не прекращает свое действие до завершения проверки безопасности соответствующей инфраструктуры. При этом отмечается отсутствие единообразия судебной практики в отношении прекращения действия лицензии при банкротстве хозяйствующего субъекта.
(Сыроежкин А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В сферах экономической деятельности, связанной с повышенным риском причинения вреда правоохраняемым интересам, предусматривается особый порядок прекращения действия лицензии. Исходя из положений Закона о защите окружающей среды 1990 г. (Environmental Protection Act 1990 <25>) и Регламента об экологических разрешениях 2016 г. (Environmental Permitting (England and Wales) Regulations 2016 (SI 2016/1154) <26>) лицензия на деятельность в области обращения с отходами не прекращает свое действие до завершения проверки безопасности соответствующей инфраструктуры. При этом отмечается отсутствие единообразия судебной практики в отношении прекращения действия лицензии при банкротстве хозяйствующего субъекта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881
(ред. от 20.09.2025)
"Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"35. При исчислении платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 32 настоящих Правил, в которой вместо коэффициентов Ксл и Кст применяется коэффициент к объему или массе отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 0.
(ред. от 20.09.2025)
"Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"35. При исчислении платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), подлежащих накоплению и фактически утилизированных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, расчет осуществляется по формуле, указанной в пункте 32 настоящих Правил, в которой вместо коэффициентов Ксл и Кст применяется коэффициент к объему или массе отходов, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, не превышающего 11 месяцев, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, равный 0.
Вопрос: Что такое технологический регламент?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Типовая форма технологического регламента процесса обращения со строительными отходами - в Приложении А к "ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Типовая форма технологического регламента процесса обращения со строительными отходами - в Приложении А к "ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, производство готового продукта/рекультиванта предполагает наличие не только документов по обращению с отходами, принимаемыми от сторонних организаций (учет, движение, паспорт, отчетность, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и пр.), но и документов по производству продукции (например, технологического регламента, технических условий, по общему правилу получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы) и соответствующих документов, подтверждающих качество произведенной продукции (сертификаты, декларации), а также наличие документов, подтверждающих безопасность использования готовой продукции - рекультиванта при рекультивации нарушенных земель (протоколы лабораторных исследований). Кроме того, сама деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства (внесение объекта в Реестр ОНВОС; наличие лицензии - если, например, при производстве готового продукта/ рекультиванта используются отходы производства и потребления IV класса опасности). Промышленная площадка, на которой осуществляется сбор, обработка и утилизация отходов производства и потребления, должна иметь санитарно-защитную зону, соотноситься с категорией земель и разрешенным использованием земельных участков, учитывать ограничения и обременения, правовой режим использования земельных участков. По общему правилу проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта не требует прохождения государственной экологической экспертизы. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов, либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием готового продукта/рекультиванта должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Вопрос: Как получить лицензию на вывоз ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)сведения, подтверждающие прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования соискателем лицензии (лицензиатом), если заявителем является индивидуальный предприниматель, работниками, заключившими с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры об осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
(Консультация эксперта, 2025)сведения, подтверждающие прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования соискателем лицензии (лицензиатом), если заявителем является индивидуальный предприниматель, работниками, заключившими с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры об осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Следует отметить, что Законом о недрах не были установлены особенности обращения с отходами недропользования, несмотря на то, что в пункте 3 части 1 статьи 6 было установлено, что разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, является самостоятельным видом пользования недрами. Однако фактически такие отношения регулировались бланкетной нормой пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о недрах, согласно которой "пользователь недр имеет право использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии на пользование недрами или в соглашении о разделе продукции". В дальнейшем Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были опубликованы Разъяснения законодательства по вопросам обращения с отходами недропользования как объекта права собственности. В частности, отмечалось, что "собственник материалов (веществ), образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента может реализовать их в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании" <12>.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Следует отметить, что Законом о недрах не были установлены особенности обращения с отходами недропользования, несмотря на то, что в пункте 3 части 1 статьи 6 было установлено, что разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, является самостоятельным видом пользования недрами. Однако фактически такие отношения регулировались бланкетной нормой пункта 4 части 1 статьи 22 Закона о недрах, согласно которой "пользователь недр имеет право использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии на пользование недрами или в соглашении о разделе продукции". В дальнейшем Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были опубликованы Разъяснения законодательства по вопросам обращения с отходами недропользования как объекта права собственности. В частности, отмечалось, что "собственник материалов (веществ), образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента может реализовать их в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании" <12>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В ст. 157.2 ЖК РФ, на которую была сделана ссылка в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, речь идет о предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (см. комментарий к ней).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В ст. 157.2 ЖК РФ, на которую была сделана ссылка в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, речь идет о предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (см. комментарий к ней).
Готовое решение: Как согласовать условия о приемке товара по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)иными обязательными правовыми актами. В частности, это могут быть правовые акты, регламентирующие особенности купли-продажи товаров отдельных видов (п. 3 ст. 454 ГК РФ), например Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения;
(КонсультантПлюс, 2025)иными обязательными правовыми актами. В частности, это могут быть правовые акты, регламентирующие особенности купли-продажи товаров отдельных видов (п. 3 ст. 454 ГК РФ), например Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения;