Регламент электронное правосудие
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент электронное правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)"Цифровизация" правоприменительной деятельности и государственного управления. Тот факт, что сегодня цифровые технологии используются в деятельности всех правоохранительных, законодательных, судебных органов, органов исполнительной власти, широко известен и не нуждается, на наш взгляд, в иллюстрации. Данные процессы получили достаточно подробное освещение как в юридической, так и в управленческой литературе применительно к созданию так называемого электронного правительства или электронного государства. В большинстве случаев цифровизация органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется целенаправленно с помощью информационных технологий и созданных на их основе информационных систем, предназначенных для решения определенных задач, стоящих перед указанными органами. Переход к более эффективным формам осуществления правоприменительной и управленческой деятельности в первую очередь в сфере коммуникаций и документооборота (электронные административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, электронное правосудие, электронные закупки, предоставление информации о деятельности госорганов посредством официальных сайтов и т.д.) влечет значительные изменения в правовом обеспечении соответствующих процедур, возникают новые формы взаимодействия государства с гражданами и другими субъектами.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)"Цифровизация" правоприменительной деятельности и государственного управления. Тот факт, что сегодня цифровые технологии используются в деятельности всех правоохранительных, законодательных, судебных органов, органов исполнительной власти, широко известен и не нуждается, на наш взгляд, в иллюстрации. Данные процессы получили достаточно подробное освещение как в юридической, так и в управленческой литературе применительно к созданию так называемого электронного правительства или электронного государства. В большинстве случаев цифровизация органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется целенаправленно с помощью информационных технологий и созданных на их основе информационных систем, предназначенных для решения определенных задач, стоящих перед указанными органами. Переход к более эффективным формам осуществления правоприменительной и управленческой деятельности в первую очередь в сфере коммуникаций и документооборота (электронные административные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг, электронное правосудие, электронные закупки, предоставление информации о деятельности госорганов посредством официальных сайтов и т.д.) влечет значительные изменения в правовом обеспечении соответствующих процедур, возникают новые формы взаимодействия государства с гражданами и другими субъектами.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)При этом исключительно важно находить симбиоз между технической возможностью и соответствием этих технических условий требованиям законодательства, в первую очередь процессуального, характеризующегося значительным объемом правовых требований и гарантий, нацеленных на реализацию конституционного права на судебную защиту. По утверждению А.В. Аносова, одним из основных направлений развития электронного правосудия является облегчение доступа к суду в условиях больших пространств России и ускорение документооборота <1>. Безусловно, стремление к ускорению документооборота, обусловленное внедрением элементов электронного правосудия и наличием технической возможности направления в суд данных в цифровой форме по защищенным каналам связи, должно осуществляться не только исходя из технической возможности и "целесообразности", но в первую очередь из понимания положений ст. 46 Конституции РФ, закрепляющих, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что технические регламенты и технические этапы, являющиеся непременным сопровождением "электронного правосудия", должны внедряться и функционировать с учетом формализма процессуальных отношений и важности конституционных положений.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)При этом исключительно важно находить симбиоз между технической возможностью и соответствием этих технических условий требованиям законодательства, в первую очередь процессуального, характеризующегося значительным объемом правовых требований и гарантий, нацеленных на реализацию конституционного права на судебную защиту. По утверждению А.В. Аносова, одним из основных направлений развития электронного правосудия является облегчение доступа к суду в условиях больших пространств России и ускорение документооборота <1>. Безусловно, стремление к ускорению документооборота, обусловленное внедрением элементов электронного правосудия и наличием технической возможности направления в суд данных в цифровой форме по защищенным каналам связи, должно осуществляться не только исходя из технической возможности и "целесообразности", но в первую очередь из понимания положений ст. 46 Конституции РФ, закрепляющих, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что технические регламенты и технические этапы, являющиеся непременным сопровождением "электронного правосудия", должны внедряться и функционировать с учетом формализма процессуальных отношений и важности конституционных положений.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде"3.1. Все дела, поступившие в суд, регистрируются уполномоченным работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены данные полномочия, в ПС ГАС "Правосудие" ПИ "Судебное делопроизводство" с формированием из электронных картотек учетно-статистических карточек (для уголовных дел - форма N 5 р, для гражданских дел - форма N 6 р, для административных дел - форма N 6 адм-р, для дел об административных правонарушениях - форма N 7 р, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5.2, для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6.2, для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7.1) и в алфавитном указателе (для уголовных дел - форма N 5-а, для гражданских дел - форма N 6-а, для административных дел - форма N 6-адм-а, для дел об административных правонарушениях - форма N 7-а, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5-б; для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6-б; для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7-б).
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде"3.1. Все дела, поступившие в суд, регистрируются уполномоченным работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены данные полномочия, в ПС ГАС "Правосудие" ПИ "Судебное делопроизводство" с формированием из электронных картотек учетно-статистических карточек (для уголовных дел - форма N 5 р, для гражданских дел - форма N 6 р, для административных дел - форма N 6 адм-р, для дел об административных правонарушениях - форма N 7 р, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5.2, для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6.2, для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7.1) и в алфавитном указателе (для уголовных дел - форма N 5-а, для гражданских дел - форма N 6-а, для административных дел - форма N 6-адм-а, для дел об административных правонарушениях - форма N 7-а, для уголовных дел в суде апелляционной инстанции - форма N 5-б; для гражданских дел в суде апелляционной инстанции - форма N 6-б; для жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях - форма N 7-б).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.04.2017 N 65
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и судимости и форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и судимости"Областные и равные им суды направляют массив статистических карточек на подсудимых, на основе которого сформированы статистические отчеты о судимости и представлены в Судебный департамент, и копию принятого Судебным департаментом в электронном виде комплекта отчетности о судимости в управление Судебного департамента соответствующего субъекта Российской Федерации для формирования базы данных статистических карточек на подсудимых в целом по субъекту Российской Федерации, направляемой в ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и составления сводной отчетности о судимости по субъекту Российской Федерации (с учетом Регламента ведения консолидированной базы данных ПИ "Судимость" подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.04.2016 N 91).
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и судимости и форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и судимости"Областные и равные им суды направляют массив статистических карточек на подсудимых, на основе которого сформированы статистические отчеты о судимости и представлены в Судебный департамент, и копию принятого Судебным департаментом в электронном виде комплекта отчетности о судимости в управление Судебного департамента соответствующего субъекта Российской Федерации для формирования базы данных статистических карточек на подсудимых в целом по субъекту Российской Федерации, направляемой в ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и составления сводной отчетности о судимости по субъекту Российской Федерации (с учетом Регламента ведения консолидированной базы данных ПИ "Судимость" подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.04.2016 N 91).
Статья: Влияние искусственного интеллекта на осуществление правосудия в странах БРИКС
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)В Бразилии в отношении судьи Джефферсона Родригеса из федерального суда штата Акри проводится проверка после того, как в постановлении, составленном им при помощи чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT, были обнаружены ошибки юридического характера. По информации агентства AFP, надзорная инстанция - Национальный совет юстиции страны - ждет от судьи объяснений относительно того, почему постановление, при написании которого использовались технологии искусственного интеллекта, находящиеся при этом в открытом доступе, не было вычитано и проверено на предмет возможных ошибок. В результате в постановлении приводятся некорректные ссылки на судебную практику, дается вводящая в заблуждение информация по другим судебным делам, которые ошибочно приписываются национальному Высшему суду Бразилии. В своих предварительных комментариях относительно инцидента судья Родригес заявил о том, что воспользовался помощью "проверенного советника" и что основная причина произошедшего - это неадекватная рабочая нагрузка, с которой сталкиваются судьи. В Национальном совете юстиции Бразилии отмечают, что это первый подобный случай в практике на фоне увеличивающегося количества судей, прибегающих к помощи технологий искусственного интеллекта в своей работе, и отсутствия соответствующих законодательных норм и регламентов <20>.
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)В Бразилии в отношении судьи Джефферсона Родригеса из федерального суда штата Акри проводится проверка после того, как в постановлении, составленном им при помощи чат-бота с искусственным интеллектом ChatGPT, были обнаружены ошибки юридического характера. По информации агентства AFP, надзорная инстанция - Национальный совет юстиции страны - ждет от судьи объяснений относительно того, почему постановление, при написании которого использовались технологии искусственного интеллекта, находящиеся при этом в открытом доступе, не было вычитано и проверено на предмет возможных ошибок. В результате в постановлении приводятся некорректные ссылки на судебную практику, дается вводящая в заблуждение информация по другим судебным делам, которые ошибочно приписываются национальному Высшему суду Бразилии. В своих предварительных комментариях относительно инцидента судья Родригес заявил о том, что воспользовался помощью "проверенного советника" и что основная причина произошедшего - это неадекватная рабочая нагрузка, с которой сталкиваются судьи. В Национальном совете юстиции Бразилии отмечают, что это первый подобный случай в практике на фоне увеличивающегося количества судей, прибегающих к помощи технологий искусственного интеллекта в своей работе, и отсутствия соответствующих законодательных норм и регламентов <20>.
Статья: К вопросу о систематизации института доказывания и доказательств в цивилистическом процессе и административном судопроизводстве
(Нахова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)По смыслу ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <1>. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" <2> была изменена редакция указанной нормы, и арбитражное судопроизводство было закреплено в качестве самостоятельного наряду с конституционным, гражданским, арбитражным, административным и уголовным судопроизводством. В настоящее время разработана и действует Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 8 декабря 2014 г. N 124(1)) (далее - Концепция), которая среди теоретиков и практиков имеет как сторонников, так и противников <3>. Проблема единства гражданского судопроизводства нашла отражение в фундаментальных исследованиях следующих ученых: В.А. Рязановского <4>, которым была обоснована концепция судебного права; Н.А. Громошиной, указавшей, что единство гражданского судопроизводства, включающего в себя гражданский и арбитражный процессы, определяется тем, что посредством обоих процессов обеспечивается реализация охранительных правоотношений цивилистического типа, и оба процесса имеют одну и ту же главную цель - защиту прав и охраняемых законом интересов <5>, для разграничения гражданского и административного судопроизводства предлагается использовать в качестве критерия тип охранительного материального правоотношения (уголовно-правовой и цивилистический) <6>; Е.В. Силиной (Слепченко), отмечавшей, что российский гражданский процесс еще нуждается в совершенствовании, в поиске и закреплении процессуального режима, сочетающего необходимое соотношение частного и публичного в гражданском процессуальном праве и внешней форме его выражения - Кодексе гражданского судопроизводства <7>, и предложившей впервые его структуру. Думается, что есть рациональное зерно в обосновании концепции единого процессуального кодекса с точки зрения фундаментальных положений процессуальной доктрины, соответствующие идеи необходимо изучать и развивать. В то же время современное процессуальное регулирование (а именно наличие трех процессуальных кодексов), закрепление аналогии процессуального закона позволяет эффективно применять нормы процессуального права на практике. Принятие единого ГПК РФ вызовет значительные проблемы в правоприменении. В настоящее время уже сложилась длительная практика применения процессуальных кодексов, она понятна для правоприменителя. Принятие единого ГПК приведет к фундаментальной процессуальной революции в вопросах правоприменения. Не подвергая критическому анализу доводы сторонников и противников принятия единого ГПК, хотелось бы остановится в настоящем исследовании на предложениях по совершенствованию действующего процессуального законодательства, регулирующего институт доказывания и доказательства, которые отражены в Концепции <8>. Многие из этих предложений И.В. Решетниковой уже восприняты законодателем и реализованы в действующем процессуальном законодательстве, например, к таковым можно отнести закрепление принципа раскрытия доказательств в гражданском судопроизводстве, регламентацию соглашения о признании обстоятельств по делу как результата примирительных процедур. Большая часть предложений заслуживает поддержки: закрепление перечня недопустимых доказательств, усиление принципа судейского руководства в закреплении обязанности суда предложить сторонам представить дополнительные доказательства, регламентация порядка обеспечения доказательств по правилам ГПК РФ и т.д. Вместе с тем представляется правильным обосновать собственные суждения на закрепление в процессуальных кодексах неисчерпывающего перечня средств доказывания, который обеспечит гибкость процесса доказывания, отсутствие излишнего формализма, будет адекватен динамично развивающимся материальным правоотношениям. В то же время нормы о доказывании и доказательствах нуждаются в систематизации. При анализе процессуальных кодексов нормы о доказывании и доказательствах можно найти в различных главах: главах, посвященных доказыванию и доказательствам, возбуждению дела в суде, подготовке дела к судебному разбирательству, постановлениям суда первой инстанции, апелляции, первой кассации в части оснований для отмены судебного акта, связанных с его необоснованностью, в главах, посвященных отдельным видам судопроизводств, и главах, регламентирующих особенности производства по отдельным категориям дел. Систематизация норм о доказывании и доказательствах существенно бы упростила их применение. В главе процессуальных кодексов, регулирующей институт доказывания и доказательств, предлагается закрепить параграфы, посвященные общим положениям о доказательствах, доказательственной деятельности лиц, участвующих в деле, средствам доказывания. В общих положениях следует закрепить базовые категории: доказательства, предмет доказывания и механизм его определения, общие и частные правила распределения обязанностей по доказыванию, обстоятельства, не подлежащие доказыванию, и т.д. Доказательственную деятельность лиц, участвующих в деле, предлагается структурировать по стадиям процесса (первая инстанция, апелляция), а затем по этапам доказывания в рамках производства в суде первой инстанции. Правовой регламент средств доказывания нужно определить через общие вопросы регулирования, порядок собирания, представления (раскрытия), исследования и оценки. Период пандемии показал острую необходимость развития и совершенствования имеющихся информационных технологий, используемых при рассмотрении и разрешении дел, закрепления электронной процессуальной формы и цифровых процессуальных прав. 3 декабря 2018 г. Европейской комиссией по эффективности правосудия была принята Европейская этическая хартия об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях. На необходимость развития принципов цивилистического процесса в контексте применения искусственного интеллекта <9> и необходимость закрепления цифровых процессуальных прав уже указывалось в процессуальной доктрине <10>. В настоящее время принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта в России, подготовленная Правительством РФ совместно со Сбербанком России и другими ведущими компаниями (Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" <11>). В связи с изложенным необходимо закрепить новые средства доказывания в процессуальных кодексах. В качестве самостоятельных средств доказывания предлагается закрепить электронные доказательства, их примерный перечень, порядок представления, раскрытия, исследования, оценки.
(Нахова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)По смыслу ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <1>. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" <2> была изменена редакция указанной нормы, и арбитражное судопроизводство было закреплено в качестве самостоятельного наряду с конституционным, гражданским, арбитражным, административным и уголовным судопроизводством. В настоящее время разработана и действует Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 8 декабря 2014 г. N 124(1)) (далее - Концепция), которая среди теоретиков и практиков имеет как сторонников, так и противников <3>. Проблема единства гражданского судопроизводства нашла отражение в фундаментальных исследованиях следующих ученых: В.А. Рязановского <4>, которым была обоснована концепция судебного права; Н.А. Громошиной, указавшей, что единство гражданского судопроизводства, включающего в себя гражданский и арбитражный процессы, определяется тем, что посредством обоих процессов обеспечивается реализация охранительных правоотношений цивилистического типа, и оба процесса имеют одну и ту же главную цель - защиту прав и охраняемых законом интересов <5>, для разграничения гражданского и административного судопроизводства предлагается использовать в качестве критерия тип охранительного материального правоотношения (уголовно-правовой и цивилистический) <6>; Е.В. Силиной (Слепченко), отмечавшей, что российский гражданский процесс еще нуждается в совершенствовании, в поиске и закреплении процессуального режима, сочетающего необходимое соотношение частного и публичного в гражданском процессуальном праве и внешней форме его выражения - Кодексе гражданского судопроизводства <7>, и предложившей впервые его структуру. Думается, что есть рациональное зерно в обосновании концепции единого процессуального кодекса с точки зрения фундаментальных положений процессуальной доктрины, соответствующие идеи необходимо изучать и развивать. В то же время современное процессуальное регулирование (а именно наличие трех процессуальных кодексов), закрепление аналогии процессуального закона позволяет эффективно применять нормы процессуального права на практике. Принятие единого ГПК РФ вызовет значительные проблемы в правоприменении. В настоящее время уже сложилась длительная практика применения процессуальных кодексов, она понятна для правоприменителя. Принятие единого ГПК приведет к фундаментальной процессуальной революции в вопросах правоприменения. Не подвергая критическому анализу доводы сторонников и противников принятия единого ГПК, хотелось бы остановится в настоящем исследовании на предложениях по совершенствованию действующего процессуального законодательства, регулирующего институт доказывания и доказательства, которые отражены в Концепции <8>. Многие из этих предложений И.В. Решетниковой уже восприняты законодателем и реализованы в действующем процессуальном законодательстве, например, к таковым можно отнести закрепление принципа раскрытия доказательств в гражданском судопроизводстве, регламентацию соглашения о признании обстоятельств по делу как результата примирительных процедур. Большая часть предложений заслуживает поддержки: закрепление перечня недопустимых доказательств, усиление принципа судейского руководства в закреплении обязанности суда предложить сторонам представить дополнительные доказательства, регламентация порядка обеспечения доказательств по правилам ГПК РФ и т.д. Вместе с тем представляется правильным обосновать собственные суждения на закрепление в процессуальных кодексах неисчерпывающего перечня средств доказывания, который обеспечит гибкость процесса доказывания, отсутствие излишнего формализма, будет адекватен динамично развивающимся материальным правоотношениям. В то же время нормы о доказывании и доказательствах нуждаются в систематизации. При анализе процессуальных кодексов нормы о доказывании и доказательствах можно найти в различных главах: главах, посвященных доказыванию и доказательствам, возбуждению дела в суде, подготовке дела к судебному разбирательству, постановлениям суда первой инстанции, апелляции, первой кассации в части оснований для отмены судебного акта, связанных с его необоснованностью, в главах, посвященных отдельным видам судопроизводств, и главах, регламентирующих особенности производства по отдельным категориям дел. Систематизация норм о доказывании и доказательствах существенно бы упростила их применение. В главе процессуальных кодексов, регулирующей институт доказывания и доказательств, предлагается закрепить параграфы, посвященные общим положениям о доказательствах, доказательственной деятельности лиц, участвующих в деле, средствам доказывания. В общих положениях следует закрепить базовые категории: доказательства, предмет доказывания и механизм его определения, общие и частные правила распределения обязанностей по доказыванию, обстоятельства, не подлежащие доказыванию, и т.д. Доказательственную деятельность лиц, участвующих в деле, предлагается структурировать по стадиям процесса (первая инстанция, апелляция), а затем по этапам доказывания в рамках производства в суде первой инстанции. Правовой регламент средств доказывания нужно определить через общие вопросы регулирования, порядок собирания, представления (раскрытия), исследования и оценки. Период пандемии показал острую необходимость развития и совершенствования имеющихся информационных технологий, используемых при рассмотрении и разрешении дел, закрепления электронной процессуальной формы и цифровых процессуальных прав. 3 декабря 2018 г. Европейской комиссией по эффективности правосудия была принята Европейская этическая хартия об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях. На необходимость развития принципов цивилистического процесса в контексте применения искусственного интеллекта <9> и необходимость закрепления цифровых процессуальных прав уже указывалось в процессуальной доктрине <10>. В настоящее время принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта в России, подготовленная Правительством РФ совместно со Сбербанком России и другими ведущими компаниями (Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" <11>). В связи с изложенным необходимо закрепить новые средства доказывания в процессуальных кодексах. В качестве самостоятельных средств доказывания предлагается закрепить электронные доказательства, их примерный перечень, порядок представления, раскрытия, исследования, оценки.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Следует отметить, что в праворазъяснительных актах Верховного Суда РФ в настоящее время не выработаны критерии унифицированного использования технологий ВКС комбинированного сочетания, когда при использовании анализируемого компонента системы электронного правосудия в его реализации задействованы суд общей юрисдикции, с одной стороны, и арбитражный суд того или иного уровня, с другой стороны.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Следует отметить, что в праворазъяснительных актах Верховного Суда РФ в настоящее время не выработаны критерии унифицированного использования технологий ВКС комбинированного сочетания, когда при использовании анализируемого компонента системы электронного правосудия в его реализации задействованы суд общей юрисдикции, с одной стороны, и арбитражный суд того или иного уровня, с другой стороны.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)После принятия искового заявления к производству суда стороны и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения подготовки дела к судебному разбирательству, а затем о времени и месте проведения судебных заседаний. Извещение лиц, участвующих в деле, в электронном виде, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ, обеспечивается при помощи отправки СМС-сообщений с использованием подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие" при условии согласия абонента, зафиксированного в расписке, с указанием действующего номера сотового телефона <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)После принятия искового заявления к производству суда стороны и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте проведения подготовки дела к судебному разбирательству, а затем о времени и месте проведения судебных заседаний. Извещение лиц, участвующих в деле, в электронном виде, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ, обеспечивается при помощи отправки СМС-сообщений с использованием подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие" при условии согласия абонента, зафиксированного в расписке, с указанием действующего номера сотового телефона <1>.
Статья: Осуществление справедливого правосудия с применением цифровых технологий в Эквадоре
(Гроник И.А.)
("Российский судья", 2022, N 11)Пандемийный и постпандемийный периоды создали условия новой реальности, к которым государству и судебной системе пришлось приспосабливаться. С целью повышения эффективности судебного рассмотрения дел и, таким образом, обеспечения прав граждан на справедливое правосудие были внедрены разнообразные программы: от стандартной оцифровки до специализированных электронных платформ. Однако адаптация правосудия Эквадора к виртуальной реальности отмечалась неопределенностью и ненадежностью. Первые сложности возникли у государства из-за отсутствия возможности незамедлительно подключить информационно-коммуникационные технологии, поскольку эквадорская судебная система характеризовалась традиционным форматом с непосредственным физическим присутствием всех участников процесса. Следовательно, проведение телематических слушаний создавалось с целью безотлагательного возобновления судебной деятельности без четких регламентов работы.
(Гроник И.А.)
("Российский судья", 2022, N 11)Пандемийный и постпандемийный периоды создали условия новой реальности, к которым государству и судебной системе пришлось приспосабливаться. С целью повышения эффективности судебного рассмотрения дел и, таким образом, обеспечения прав граждан на справедливое правосудие были внедрены разнообразные программы: от стандартной оцифровки до специализированных электронных платформ. Однако адаптация правосудия Эквадора к виртуальной реальности отмечалась неопределенностью и ненадежностью. Первые сложности возникли у государства из-за отсутствия возможности незамедлительно подключить информационно-коммуникационные технологии, поскольку эквадорская судебная система характеризовалась традиционным форматом с непосредственным физическим присутствием всех участников процесса. Следовательно, проведение телематических слушаний создавалось с целью безотлагательного возобновления судебной деятельности без четких регламентов работы.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)44. Гордейчик С.А. Нарушение адвокатами регламента судебного заседания при рассмотрении уголовных дел / С.А. Гордейчик // Адвокатская практика. 2019. N 2. С. 35 - 37; электронная версия - в системе "КонсультантПлюс". URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=CJI&n=121565&dst=100001. 3 с.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)44. Гордейчик С.А. Нарушение адвокатами регламента судебного заседания при рассмотрении уголовных дел / С.А. Гордейчик // Адвокатская практика. 2019. N 2. С. 35 - 37; электронная версия - в системе "КонсультантПлюс". URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=CJI&n=121565&dst=100001. 3 с.
Статья: Цифровизация правосудия по гражданским делам: опыт ЕС
(Бирюков П.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)К настоящему моменту в ЕС реализуются несколько инициатив в сфере оцифровки трансграничного правосудия. Многие инструменты ЕС содержат стандартизированные формы и закрепляют процедуры связи с компетентными органами и пользователями. В их числе: Брюссель I и Брюссель Ia, Регламент о судебных и несудебных документах, Регламент о доказательствах, Регламент о Европейском ордере о принудительном исполнении, Регламент о Европейском платежном поручении, Регламент о Европейском приказе о сохранении счета, Регламент об урегулировании мелких претензий, Регламент о публичных документах и т.д. Многие из них доступны в онлайн-формате на Европейском портале электронного правосудия. Стандартизованные формы позволяют эффективно осуществлять совместный обмен данными.
(Бирюков П.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 2)К настоящему моменту в ЕС реализуются несколько инициатив в сфере оцифровки трансграничного правосудия. Многие инструменты ЕС содержат стандартизированные формы и закрепляют процедуры связи с компетентными органами и пользователями. В их числе: Брюссель I и Брюссель Ia, Регламент о судебных и несудебных документах, Регламент о доказательствах, Регламент о Европейском ордере о принудительном исполнении, Регламент о Европейском платежном поручении, Регламент о Европейском приказе о сохранении счета, Регламент об урегулировании мелких претензий, Регламент о публичных документах и т.д. Многие из них доступны в онлайн-формате на Европейском портале электронного правосудия. Стандартизованные формы позволяют эффективно осуществлять совместный обмен данными.
Статья: Электронные доказательства и электронная форма судопроизводства по гражданским делам
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)Функционал сервисов ГАС "Правосудие" состоит из 26 подсистем (сервисов), которые можно разделить на сервисы для внутреннего пользования и сервисы, являющиеся частью электронного взаимодействия с участниками процесса. Например, с помощью подсистемы "Видео-конференц-связь" <6> проходит обеспечение дистанционного участия сторон при рассмотрении дела. Статья 155.1 ГПК РФ предусматривает возможность участия лица в судебном заседании посредством использования технологии видео-конференц-связи. Для разрешения вопросов организации ВКС был утвержден Регламент <7>. Данный Регламент регулирует процесс организации и проведения судебных заседаний от момента подачи ходатайства об участии в судебном заседании посредством системы ВКС, согласования даты и времени судебного заседания с судом, обеспечивающим дистанционное участие стороны по делу, и до процесса удостоверения полномочий лиц, явившихся в судебное заседание.
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)Функционал сервисов ГАС "Правосудие" состоит из 26 подсистем (сервисов), которые можно разделить на сервисы для внутреннего пользования и сервисы, являющиеся частью электронного взаимодействия с участниками процесса. Например, с помощью подсистемы "Видео-конференц-связь" <6> проходит обеспечение дистанционного участия сторон при рассмотрении дела. Статья 155.1 ГПК РФ предусматривает возможность участия лица в судебном заседании посредством использования технологии видео-конференц-связи. Для разрешения вопросов организации ВКС был утвержден Регламент <7>. Данный Регламент регулирует процесс организации и проведения судебных заседаний от момента подачи ходатайства об участии в судебном заседании посредством системы ВКС, согласования даты и времени судебного заседания с судом, обеспечивающим дистанционное участие стороны по делу, и до процесса удостоверения полномочий лиц, явившихся в судебное заседание.
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, оба эксперимента имеют свои достоинства и полученные результаты могут быть применены при совершенствовании процессуальной формы приказного производства. На текущий момент одна из самых существенных проблем цифровизации и алгоритмизации приказного производства в судах общей юрисдикции - это отсутствие полноценного подключения мировых судей к ГАС "Правосудие". Сегодня лишь в некоторых регионах реализована возможность подачи документов к мировым судьям в электронном виде, в том числе за счет ресурсов региональных цифровых экосистем. Несмотря на наличие универсального регламента подачи документов мировым судьям в электронной форме <13>, положения этого акта применяются при наличии технической возможности в судебных участках мировых судей, а во многих регионах до сих пор такой возможности нет. При этом мировые судьи исключены в 2023 г. из проекта по созданию суперсервиса "Правосудие онлайн", прекращено финансирование создания информационно-коммуникационной инфраструктуры участков мировых судей, необходимой для внедрения единой системы электронного документооборота на базе ЕСИА "Госуслуги" <14>. Таким образом, остается лишь надеяться, что суперсервис запустится в будущем и что он сможет использоваться не только федеральными судами общей юрисдикции, но и мировыми судьями. А на период ближайшего обозримого будущего цифровизация деятельности судебных участков мировых судей целиком будет зависеть от региональных властей, т.е. будет осуществляться децентрализованно.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, оба эксперимента имеют свои достоинства и полученные результаты могут быть применены при совершенствовании процессуальной формы приказного производства. На текущий момент одна из самых существенных проблем цифровизации и алгоритмизации приказного производства в судах общей юрисдикции - это отсутствие полноценного подключения мировых судей к ГАС "Правосудие". Сегодня лишь в некоторых регионах реализована возможность подачи документов к мировым судьям в электронном виде, в том числе за счет ресурсов региональных цифровых экосистем. Несмотря на наличие универсального регламента подачи документов мировым судьям в электронной форме <13>, положения этого акта применяются при наличии технической возможности в судебных участках мировых судей, а во многих регионах до сих пор такой возможности нет. При этом мировые судьи исключены в 2023 г. из проекта по созданию суперсервиса "Правосудие онлайн", прекращено финансирование создания информационно-коммуникационной инфраструктуры участков мировых судей, необходимой для внедрения единой системы электронного документооборота на базе ЕСИА "Госуслуги" <14>. Таким образом, остается лишь надеяться, что суперсервис запустится в будущем и что он сможет использоваться не только федеральными судами общей юрисдикции, но и мировыми судьями. А на период ближайшего обозримого будущего цифровизация деятельности судебных участков мировых судей целиком будет зависеть от региональных властей, т.е. будет осуществляться децентрализованно.
Статья: Вопросы соблюдения процессуальных норм права при использовании ГАС "Правосудие"
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Данная работа представляет собой результат научно-правового анализа регламента работы ГАС "Правосудие" - Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 251 <1> (утвержден и введен в действие с 1 января 2017 г.) (далее - Порядок). Указанный документ изучен во взаимосвязи с нормами гражданского процессуального законодательства и практикой его применения.
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Данная работа представляет собой результат научно-правового анализа регламента работы ГАС "Правосудие" - Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 251 <1> (утвержден и введен в действие с 1 января 2017 г.) (далее - Порядок). Указанный документ изучен во взаимосвязи с нормами гражданского процессуального законодательства и практикой его применения.