Регламент ГАС Правосудие
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент ГАС Правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы соблюдения процессуальных норм права при использовании ГАС "Правосудие"
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Данная работа представляет собой результат научно-правового анализа регламента работы ГАС "Правосудие" - Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 251 <1> (утвержден и введен в действие с 1 января 2017 г.) (далее - Порядок). Указанный документ изучен во взаимосвязи с нормами гражданского процессуального законодательства и практикой его применения.
(Богданова Е.В., Чумилин Г.Е., Костина У.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Данная работа представляет собой результат научно-правового анализа регламента работы ГАС "Правосудие" - Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 251 <1> (утвержден и введен в действие с 1 января 2017 г.) (далее - Порядок). Указанный документ изучен во взаимосвязи с нормами гражданского процессуального законодательства и практикой его применения.
Статья: Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (в контексте новаций судебного делопроизводства)
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является уникальной категорией судебных дел, для судопроизводства по которым уже в настоящее время созданы все условия для формирования, передачи и хранения судебной информации исключительно в режиме электронного документооборота, в том числе межведомственного взаимодействия. В то же время дополнительный объем судебного информирования по делам данной категории влечет за собой документирование на бумажных носителях посредством распечатки страниц из ресурсов ГАС "Правосудие". Такое дублирование, безусловно, не способствует прогрессивному развитию электронных платформ в судебной деятельности (платформенной модели организации судебной деятельности. В условиях развития суперсервиса "Правосудие онлайн" представляется возможным установить новые правила обработки документированной информации в судах субъектов РФ по делам, рассматриваемым по гл. 27.2 КАС РФ на основе ресурсов электронного документооборота в условиях его максимально возможного полного цикла. Кроме этого, обеспечение максимальной открытости, гласности информации о процессе рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими и содержании представленных в них материалов отвечает не только принципам Федерального закона N 114-ФЗ, но и Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030-е годы <18>, которая была одобрена Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г. В этой связи представляется возможным расширить перечень сведений, размещаемых на специальном информационном ресурсе ГАС "Правосудие", в соответствии с Регламентом 2019 г., добавив в него скан-копии материалов судебных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является уникальной категорией судебных дел, для судопроизводства по которым уже в настоящее время созданы все условия для формирования, передачи и хранения судебной информации исключительно в режиме электронного документооборота, в том числе межведомственного взаимодействия. В то же время дополнительный объем судебного информирования по делам данной категории влечет за собой документирование на бумажных носителях посредством распечатки страниц из ресурсов ГАС "Правосудие". Такое дублирование, безусловно, не способствует прогрессивному развитию электронных платформ в судебной деятельности (платформенной модели организации судебной деятельности. В условиях развития суперсервиса "Правосудие онлайн" представляется возможным установить новые правила обработки документированной информации в судах субъектов РФ по делам, рассматриваемым по гл. 27.2 КАС РФ на основе ресурсов электронного документооборота в условиях его максимально возможного полного цикла. Кроме этого, обеспечение максимальной открытости, гласности информации о процессе рассмотрения дел о признании информационных материалов экстремистскими и содержании представленных в них материалов отвечает не только принципам Федерального закона N 114-ФЗ, но и Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030-е годы <18>, которая была одобрена Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г. В этой связи представляется возможным расширить перечень сведений, размещаемых на специальном информационном ресурсе ГАС "Правосудие", в соответствии с Регламентом 2019 г., добавив в него скан-копии материалов судебных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"<40> Направляется заявка на "горячую линию" технической поддержки ГАС "Правосудие" в порядке, предусмотренном Регламентом технической поддержки ГАС "Правосудие" на объектах автоматизации, утвержденным приказом Судебного департамента от 17.03.2014 N 52, на адрес sudhelp@sudrf.ru.
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"<40> Направляется заявка на "горячую линию" технической поддержки ГАС "Правосудие" в порядке, предусмотренном Регламентом технической поддержки ГАС "Правосудие" на объектах автоматизации, утвержденным приказом Судебного департамента от 17.03.2014 N 52, на адрес sudhelp@sudrf.ru.
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, оба эксперимента имеют свои достоинства и полученные результаты могут быть применены при совершенствовании процессуальной формы приказного производства. На текущий момент одна из самых существенных проблем цифровизации и алгоритмизации приказного производства в судах общей юрисдикции - это отсутствие полноценного подключения мировых судей к ГАС "Правосудие". Сегодня лишь в некоторых регионах реализована возможность подачи документов к мировым судьям в электронном виде, в том числе за счет ресурсов региональных цифровых экосистем. Несмотря на наличие универсального регламента подачи документов мировым судьям в электронной форме <13>, положения этого акта применяются при наличии технической возможности в судебных участках мировых судей, а во многих регионах до сих пор такой возможности нет. При этом мировые судьи исключены в 2023 г. из проекта по созданию суперсервиса "Правосудие онлайн", прекращено финансирование создания информационно-коммуникационной инфраструктуры участков мировых судей, необходимой для внедрения единой системы электронного документооборота на базе ЕСИА "Госуслуги" <14>. Таким образом, остается лишь надеяться, что суперсервис запустится в будущем и что он сможет использоваться не только федеральными судами общей юрисдикции, но и мировыми судьями. А на период ближайшего обозримого будущего цифровизация деятельности судебных участков мировых судей целиком будет зависеть от региональных властей, т.е. будет осуществляться децентрализованно.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, оба эксперимента имеют свои достоинства и полученные результаты могут быть применены при совершенствовании процессуальной формы приказного производства. На текущий момент одна из самых существенных проблем цифровизации и алгоритмизации приказного производства в судах общей юрисдикции - это отсутствие полноценного подключения мировых судей к ГАС "Правосудие". Сегодня лишь в некоторых регионах реализована возможность подачи документов к мировым судьям в электронном виде, в том числе за счет ресурсов региональных цифровых экосистем. Несмотря на наличие универсального регламента подачи документов мировым судьям в электронной форме <13>, положения этого акта применяются при наличии технической возможности в судебных участках мировых судей, а во многих регионах до сих пор такой возможности нет. При этом мировые судьи исключены в 2023 г. из проекта по созданию суперсервиса "Правосудие онлайн", прекращено финансирование создания информационно-коммуникационной инфраструктуры участков мировых судей, необходимой для внедрения единой системы электронного документооборота на базе ЕСИА "Госуслуги" <14>. Таким образом, остается лишь надеяться, что суперсервис запустится в будущем и что он сможет использоваться не только федеральными судами общей юрисдикции, но и мировыми судьями. А на период ближайшего обозримого будущего цифровизация деятельности судебных участков мировых судей целиком будет зависеть от региональных властей, т.е. будет осуществляться децентрализованно.
Статья: Помощник судьи в системе гражданских и арбитражных процессуальных отношений
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)В-третьих, помощник судьи имеет не только процессуальные полномочия (обязанности), но и полномочия непроцессуального характера. К ним возможно отнести исполнение "иных полномочий" помощника судьи, перечисленных в типовых должностных регламентах <14>: оказание помощи судье в подготовке ответов на запросы; внесение сведений в соответствующие подсистемы ГАС РФ "Правосудие" и пр. Напротив, обязанности свидетеля, эксперта, переводчика в гражданском (арбитражном) процессе предусмотрены процессуальным законом и являются процессуальными.
(Сорокопуд А.В.)
("Российский судья", 2021, N 1)В-третьих, помощник судьи имеет не только процессуальные полномочия (обязанности), но и полномочия непроцессуального характера. К ним возможно отнести исполнение "иных полномочий" помощника судьи, перечисленных в типовых должностных регламентах <14>: оказание помощи судье в подготовке ответов на запросы; внесение сведений в соответствующие подсистемы ГАС РФ "Правосудие" и пр. Напротив, обязанности свидетеля, эксперта, переводчика в гражданском (арбитражном) процессе предусмотрены процессуальным законом и являются процессуальными.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)СМС-извещения, которые были введены в гражданское судопроизводство в качестве одной из форм судебных извещений путем внесения изменений в различные постановления Пленума Верховного Суда РФ, являлись исторически первой разновидностью извещения в электронном виде, но они до сих пор не упоминаются в ГПК РФ <1>. Порядок и условия использования СМС-извещений определены даже не Верховным Судом РФ в очередном постановлении Пленума, а Судебным департаментом при Верховном Суде РФ <2>. СМС-извещение может быть использовано в основном при повторном извещении, поскольку согласие на его использование получается непосредственно у лица, участвующего в деле, или его представителя путем отобрания расписки. Извещение о процессе, о первом судебном заседании сделать СМС-рассылкой невозможно. Однако по популярности после повестки это вторая по частоте использования форма судебного извещения, что объясняется удобством для суда и простотой подготовки и направления СМС-извещения - в автоматизированном режиме посредством сервиса системы ГАС "Правосудие". Отчет о доставке служит подтверждением факта доставки извещения адресату, распечатывается и приобщается к материалам дела. В случае если доставка СМС-извещения не состоялась после двух попыток повторного направления, согласно п. 3.9 Регламента извещение направляется традиционным способом - судебной повесткой.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)СМС-извещения, которые были введены в гражданское судопроизводство в качестве одной из форм судебных извещений путем внесения изменений в различные постановления Пленума Верховного Суда РФ, являлись исторически первой разновидностью извещения в электронном виде, но они до сих пор не упоминаются в ГПК РФ <1>. Порядок и условия использования СМС-извещений определены даже не Верховным Судом РФ в очередном постановлении Пленума, а Судебным департаментом при Верховном Суде РФ <2>. СМС-извещение может быть использовано в основном при повторном извещении, поскольку согласие на его использование получается непосредственно у лица, участвующего в деле, или его представителя путем отобрания расписки. Извещение о процессе, о первом судебном заседании сделать СМС-рассылкой невозможно. Однако по популярности после повестки это вторая по частоте использования форма судебного извещения, что объясняется удобством для суда и простотой подготовки и направления СМС-извещения - в автоматизированном режиме посредством сервиса системы ГАС "Правосудие". Отчет о доставке служит подтверждением факта доставки извещения адресату, распечатывается и приобщается к материалам дела. В случае если доставка СМС-извещения не состоялась после двух попыток повторного направления, согласно п. 3.9 Регламента извещение направляется традиционным способом - судебной повесткой.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из контекста ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ следует, что условиями применения видеоконференц-связи являются: наличие технической возможности в судах, подача соответствующего ходатайства участниками процесса либо инициатива суда. Под наличием технической возможности понимается оснащение системами видеоконференц-связи судов, рассматривающих дело, и судов, расположенных по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лиц, чье участие в судебном заседании необходимо обеспечить в дистанционном режиме. Понятия "суд, рассматривающий дело" и "суд, обеспечивающий ВКС" даны в Регламенте организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции <1>. Согласно п. 1.6 Регламента техническая возможность в судах общей юрисдикции в настоящее ограничена применением программно-технических комплексов ВКС ГАС "Правосудие". Помимо технической возможности в Регламенте упоминается организационная возможность видеоконференц-связи: проведение судебного заседания в пределах законного срока рассмотрения дела, а также в пределах рабочего времени с учетом разницы во времени при нахождении абонентов в разных часовых поясах, возможность использования помещения, оснащенного системами ВКС. Соответственно, существующая модель применения видеоконференц-связи действует по системе "суд - суд", "суд - учреждение ФСИН России". В 2019 г. Регламент был дополнен правилами проведения многоточечной видеоконференц-связи между несколькими участниками процесса, находящимися в разных учреждениях ФСИН России или судах. При этом суд, обеспечивающий участие, проверяет явку и устанавливает личности явившихся лиц, берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Указанная подписка не позднее следующего дня после дня ее получения направляется в суд, рассматривающий дело.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Из контекста ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ следует, что условиями применения видеоконференц-связи являются: наличие технической возможности в судах, подача соответствующего ходатайства участниками процесса либо инициатива суда. Под наличием технической возможности понимается оснащение системами видеоконференц-связи судов, рассматривающих дело, и судов, расположенных по месту жительства, месту пребывания (месту нахождения) лиц, чье участие в судебном заседании необходимо обеспечить в дистанционном режиме. Понятия "суд, рассматривающий дело" и "суд, обеспечивающий ВКС" даны в Регламенте организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции <1>. Согласно п. 1.6 Регламента техническая возможность в судах общей юрисдикции в настоящее ограничена применением программно-технических комплексов ВКС ГАС "Правосудие". Помимо технической возможности в Регламенте упоминается организационная возможность видеоконференц-связи: проведение судебного заседания в пределах законного срока рассмотрения дела, а также в пределах рабочего времени с учетом разницы во времени при нахождении абонентов в разных часовых поясах, возможность использования помещения, оснащенного системами ВКС. Соответственно, существующая модель применения видеоконференц-связи действует по системе "суд - суд", "суд - учреждение ФСИН России". В 2019 г. Регламент был дополнен правилами проведения многоточечной видеоконференц-связи между несколькими участниками процесса, находящимися в разных учреждениях ФСИН России или судах. При этом суд, обеспечивающий участие, проверяет явку и устанавливает личности явившихся лиц, берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Указанная подписка не позднее следующего дня после дня ее получения направляется в суд, рассматривающий дело.
Статья: Примирение в условиях цифровизации судебной деятельности
(Фомина М.Н.)
("Российский судья", 2024, N 9)Использование возможностей вышеупомянутых электронных порталов повысит популярность примирения. На первых этапах внедрение информационных технологий в процедуру судебного примирения возможно осуществить с помощью включения процедуры в существующие судебные электронные платформы ГАС "Правосудие" и "Мой арбитр", что позволит сохранить бесплатность судебного примирения, а также не потребует дополнительных финансовых затрат для проверок работы системы с внедренным механизмом электронного судебного примирения. Электронное судебное примирение сможет использовать электронный документооборот и извещения, онлайн-связь и ВКС. Как верно подметил Ю.А. Тимофеев: "Судебное примирение допускает гибкие подходы к определению порядка и правил его проведения, предусматривая возможность отступления от закрепленных Регламентом проведения судебного примирения форм взаимодействия участников примирительной процедуры при наличии их согласия на использование иных, более удобных и соответствующих достижению цели примирения способов коммуникации" <12>. Исходя из существующих возможностей, видится, что судебная система, объединив положительные качества двух направлений информатизации и примирения, качественно улучшит жизнь общества, будет выполнять одну из функций государственной власти по нормализации, гармонизации общественных отношений в обществе, а также снизит нагрузку суда по рассмотрению и разрешению споров.
(Фомина М.Н.)
("Российский судья", 2024, N 9)Использование возможностей вышеупомянутых электронных порталов повысит популярность примирения. На первых этапах внедрение информационных технологий в процедуру судебного примирения возможно осуществить с помощью включения процедуры в существующие судебные электронные платформы ГАС "Правосудие" и "Мой арбитр", что позволит сохранить бесплатность судебного примирения, а также не потребует дополнительных финансовых затрат для проверок работы системы с внедренным механизмом электронного судебного примирения. Электронное судебное примирение сможет использовать электронный документооборот и извещения, онлайн-связь и ВКС. Как верно подметил Ю.А. Тимофеев: "Судебное примирение допускает гибкие подходы к определению порядка и правил его проведения, предусматривая возможность отступления от закрепленных Регламентом проведения судебного примирения форм взаимодействия участников примирительной процедуры при наличии их согласия на использование иных, более удобных и соответствующих достижению цели примирения способов коммуникации" <12>. Исходя из существующих возможностей, видится, что судебная система, объединив положительные качества двух направлений информатизации и примирения, качественно улучшит жизнь общества, будет выполнять одну из функций государственной власти по нормализации, гармонизации общественных отношений в обществе, а также снизит нагрузку суда по рассмотрению и разрешению споров.
Статья: Видео-конференц-связь в судебном заседании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1.6 Регламента указано, что судебные заседания в режиме видео-конференц-связи могут проводиться только при наличии технической и организационной возможности в судах, оснащенных программно-техническими комплексами ВКС и подключенных к ведомственной сети передачи данных ГАС "Правосудие".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1.6 Регламента указано, что судебные заседания в режиме видео-конференц-связи могут проводиться только при наличии технической и организационной возможности в судах, оснащенных программно-техническими комплексами ВКС и подключенных к ведомственной сети передачи данных ГАС "Правосудие".
Статья: Влияние искусственного интеллекта на осуществление правосудия в странах БРИКС
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.А. Шарифуллин подчеркивает, что в Российской Федерации электронное правосудие прошло ряд ключевых этапов <21>. Если сделать ретроспективный взгляд в историю, можно остановить свое внимание на том, что появились такие системы, как ГАС "Правосудие", КАД "Арбитр".
(Шарифуллин Р.А., Нуриев А.Г., Юн Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Р.А. Шарифуллин подчеркивает, что в Российской Федерации электронное правосудие прошло ряд ключевых этапов <21>. Если сделать ретроспективный взгляд в историю, можно остановить свое внимание на том, что появились такие системы, как ГАС "Правосудие", КАД "Арбитр".
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Следующим значимым этапом широкомасштабного внедрения информационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции является создание и внедрение различных информационных систем, в том числе: ГАС "Правосудие", КИС "СОЮ" (для судов г. Москвы) <118>, суперсервис "Правосудие онлайн", анонсированный в 2019 г. Этот суперсервис обеспечит возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов и их информирования через Единый портал государственных и муниципальных услуг с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) <119>. Это также позволит гражданам не только подавать документы в суд, применяя сервисы автоматического определения подсудности, расчета государственной пошлины, проверки данных об ответчике, но и получать в личный кабинет на портале извещения о судебном заседании и вынесенных судебных актах, размещенных протоколах судебных заседаний.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Следующим значимым этапом широкомасштабного внедрения информационных технологий в деятельности судов общей юрисдикции является создание и внедрение различных информационных систем, в том числе: ГАС "Правосудие", КИС "СОЮ" (для судов г. Москвы) <118>, суперсервис "Правосудие онлайн", анонсированный в 2019 г. Этот суперсервис обеспечит возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов и их информирования через Единый портал государственных и муниципальных услуг с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) <119>. Это также позволит гражданам не только подавать документы в суд, применяя сервисы автоматического определения подсудности, расчета государственной пошлины, проверки данных об ответчике, но и получать в личный кабинет на портале извещения о судебном заседании и вынесенных судебных актах, размещенных протоколах судебных заседаний.
Статья: Информационная деятельность судов в Российской Федерации
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)<4> Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2013 г. N 257 "Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений" // СПС "КонсультантПлюс".
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)<4> Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2013 г. N 257 "Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)<9> Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 746 "О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре"; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 12 октября 2018 г. N 659/205 "Об утверждении Временного регламента информационного обмена между органами прокуратуры Российской Федерации и судебными органами Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовой статистики и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" // СПС "КонсультантПлюс".