Регистрация политической партии
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация политической партии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 140 "Меры по обеспечению иска" ГПК РФ"Разрешая заявление истца о применении мер обеспечения иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 139, 140 ГПК РФ, исходя из того, что непринятие данных мер может затруднить исполнение решения суда, с учетом заявленных требований и обстоятельств по делу пришел к выводу о наличии оснований к принятию обеспечительных мер в виде запрета Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Федеральной налоговой службы по адрес вносить изменения в сведения о политической партии Политическая Партия Коммунистическая Партия Коммунисты России, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании пакета документов, представленных С. в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации политической партии Политическая Партия Коммунистическая Партия Коммунисты России, в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, до вынесения решения суда. Суд указал, что определение подлежит немедленному исполнению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)3. Подходы к регистрации политических партий, ограничения
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)3. Подходы к регистрации политических партий, ограничения
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности процедуры регистрации политической партии (как некоммерческой организации) определены в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. Приказом Минюста России от 26.09.2022 N 199). До регистрации политической партии уполномоченный регистрирующий орган должен проверить документы, представленные на регистрацию, на соответствие требованиям Закона о партиях. Изменения в реестр вносятся в течение пяти дней с даты принятия решения регистрирующим органом (п. 5 ст. 15 Закона о партиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности процедуры регистрации политической партии (как некоммерческой организации) определены в Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. Приказом Минюста России от 26.09.2022 N 199). До регистрации политической партии уполномоченный регистрирующий орган должен проверить документы, представленные на регистрацию, на соответствие требованиям Закона о партиях. Изменения в реестр вносятся в течение пяти дней с даты принятия решения регистрирующим органом (п. 5 ст. 15 Закона о партиях).
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Приказ Минюста России от 12.11.2024 N 333
"Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2024 N 80191)Зарегистрировано в Минюсте России 15 ноября 2024 г. N 80191
"Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2024 N 80191)Зарегистрировано в Минюсте России 15 ноября 2024 г. N 80191
Статья: Влияние конституционного принципа многопартийности в Российской Федерации на взаимоотношения государства и партий
(Иванкина Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)<2> Курочкин А.В. Механизм государственной регистрации политических партий в законодательстве зарубежных государств (на примере Германии) // Успехи современного естествознания. 2009. N 5. С. 151 - 155.
(Иванкина Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)<2> Курочкин А.В. Механизм государственной регистрации политических партий в законодательстве зарубежных государств (на примере Германии) // Успехи современного естествознания. 2009. N 5. С. 151 - 155.
Статья: Ликвидация политических партий в России за неучастие в выборах: анализ судебной практики 2019 - 2021 гг.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Источниками анализа данных являются решения Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) о ликвидации политических партий за неучастие в выборах. По данным на январь 2019 г., в Российской Федерации были официально зарегистрированы 63 политические партии. За последние три года их количество существенно сократилось - в январе 2022 г. государственную регистрацию имели 32 политических партии <4>. Столь стремительное сокращение их числа обусловлено принудительной ликвидацией по различным основаниям, наиболее значимым из которых начиная с середины 2019 г. становится несоблюдение установленных законом требований по участию в выборах. За два с половиной года, с июня 2019 по декабрь 2021 г., по данному основанию было ликвидировано 28 политических партий (см. табл.). Названное основание ликвидации было закреплено в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") в 2001 г. <5>, но на практике стало применяться только начиная с июня 2019 г. Законодатель изначально установил достаточно длительный срок, продолжительность которого составляла 5 лет, в течение которых политическая партия должна была принять участие хотя бы однократно в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) либо в выборах Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) или же в определенном количестве выборов либо на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ), либо в законодательные органы субъектов РФ, либо в органы местного самоуправления. Выполнение количественных требований хотя бы по одному из трех последних параметров позволяло признать политическую партию участвующей в выборах. В 2006 г. были проведены проверки соответствия политических партий установленным законом иным требованиям - количеству членов, количеству региональных отделений, и др. А в 2007 - 2008 гг. последовала принудительная ликвидация ряда политических партий за несоблюдение выявленных в ходе проверки требований. Многие политические партии, не отвечавшие требованиям, не дожидаясь принудительной ликвидации, сами прекратили свое существование - преобразовались в общественные объединения иных видов либо объединились с более крупными партиями. В результате в 2009 г. осталось только 7 политических партий, наиболее крупных, регулярно участвующих в выборах.
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Источниками анализа данных являются решения Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) о ликвидации политических партий за неучастие в выборах. По данным на январь 2019 г., в Российской Федерации были официально зарегистрированы 63 политические партии. За последние три года их количество существенно сократилось - в январе 2022 г. государственную регистрацию имели 32 политических партии <4>. Столь стремительное сокращение их числа обусловлено принудительной ликвидацией по различным основаниям, наиболее значимым из которых начиная с середины 2019 г. становится несоблюдение установленных законом требований по участию в выборах. За два с половиной года, с июня 2019 по декабрь 2021 г., по данному основанию было ликвидировано 28 политических партий (см. табл.). Названное основание ликвидации было закреплено в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") в 2001 г. <5>, но на практике стало применяться только начиная с июня 2019 г. Законодатель изначально установил достаточно длительный срок, продолжительность которого составляла 5 лет, в течение которых политическая партия должна была принять участие хотя бы однократно в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) либо в выборах Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) или же в определенном количестве выборов либо на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ), либо в законодательные органы субъектов РФ, либо в органы местного самоуправления. Выполнение количественных требований хотя бы по одному из трех последних параметров позволяло признать политическую партию участвующей в выборах. В 2006 г. были проведены проверки соответствия политических партий установленным законом иным требованиям - количеству членов, количеству региональных отделений, и др. А в 2007 - 2008 гг. последовала принудительная ликвидация ряда политических партий за несоблюдение выявленных в ходе проверки требований. Многие политические партии, не отвечавшие требованиям, не дожидаясь принудительной ликвидации, сами прекратили свое существование - преобразовались в общественные объединения иных видов либо объединились с более крупными партиями. В результате в 2009 г. осталось только 7 политических партий, наиболее крупных, регулярно участвующих в выборах.
Статья: К вопросу о порядке формирования, составе и структуре Конституционного Собрания Российской Федерации
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Без права голоса могут участвовать в работе российского учредительного органа власти: члены Правительства РФ; главы регионов; судьи высших судов; Генеральный прокурор Российской Федерации (далее - Генеральный прокурор РФ) и его заместители; представители политических партий (учитывая упрощенный порядок регистрации политических партий с 2012 г., полагаем, что для участия в таком знаковом для всей России событии число политических партий может многократно вырасти).
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Без права голоса могут участвовать в работе российского учредительного органа власти: члены Правительства РФ; главы регионов; судьи высших судов; Генеральный прокурор Российской Федерации (далее - Генеральный прокурор РФ) и его заместители; представители политических партий (учитывая упрощенный порядок регистрации политических партий с 2012 г., полагаем, что для участия в таком знаковом для всей России событии число политических партий может многократно вырасти).
Статья: Дороги, которые мы выбираем: международные стандарты по взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления
(Троицкая А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В отношении Российской Федерации последние рекомендации были приняты в 2019 г. <13>. В них Конгресс выразил удовлетворение по ряду пунктов (закрепление принципа местного самоуправления как в Конституции, так и в обычном законодательстве; использование Конституционным Судом РФ положений Хартии в своей прецедентной практике; большое разнообразие инструментов участия граждан в местных общественных делах, таких как общественные слушания и составление бюджета с участием общественности, местные референдумы, советы старейшин; внесение некоторых положительных изменений в ответ на предыдущую рекомендацию Конгресса 297 (2010) о местной и региональной демократии в Российской Федерации, такие как сокращение минимального числа членов для регистрации политических партий, регистрация кандидатов, поддерживаемых ассоциациями и группами, и повторное введение прямых выборов губернаторов в большинстве субъектов Российской Федерации; уважение культурных и образовательных прав различных этнолингвистических групп в регионе).
(Троицкая А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)В отношении Российской Федерации последние рекомендации были приняты в 2019 г. <13>. В них Конгресс выразил удовлетворение по ряду пунктов (закрепление принципа местного самоуправления как в Конституции, так и в обычном законодательстве; использование Конституционным Судом РФ положений Хартии в своей прецедентной практике; большое разнообразие инструментов участия граждан в местных общественных делах, таких как общественные слушания и составление бюджета с участием общественности, местные референдумы, советы старейшин; внесение некоторых положительных изменений в ответ на предыдущую рекомендацию Конгресса 297 (2010) о местной и региональной демократии в Российской Федерации, такие как сокращение минимального числа членов для регистрации политических партий, регистрация кандидатов, поддерживаемых ассоциациями и группами, и повторное введение прямых выборов губернаторов в большинстве субъектов Российской Федерации; уважение культурных и образовательных прав различных этнолингвистических групп в регионе).
Статья: Двухпартийная система англосаксонского типа
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Нормативно-правовые положения о партиях в Соединенном Королевстве были приняты только в конце 90-х годов XX в. Речь идет об Акте о регистрации политических партий 1998 г. и Акте о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г. Представленные документы оформили основные правила регистрации политических партий. Процедура выполняется избирательной комиссией за счет указания соответствующих сведений в реестре политических партий. Только зарегистрированные партии вправе от своего имени осуществлять выдвижение кандидатов на любых выборах, проводимых в Соединенном Королевстве, и получать государственные субсидии на цели проведения агитации по вопросам выборов и референдума.
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 11)Нормативно-правовые положения о партиях в Соединенном Королевстве были приняты только в конце 90-х годов XX в. Речь идет об Акте о регистрации политических партий 1998 г. и Акте о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г. Представленные документы оформили основные правила регистрации политических партий. Процедура выполняется избирательной комиссией за счет указания соответствующих сведений в реестре политических партий. Только зарегистрированные партии вправе от своего имени осуществлять выдвижение кандидатов на любых выборах, проводимых в Соединенном Королевстве, и получать государственные субсидии на цели проведения агитации по вопросам выборов и референдума.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии <1>, иные общественные объединения <2> и религиозные организации;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии <1>, иные общественные объединения <2> и религиозные организации;
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Вместе с тем сформированная система в рассматриваемый период имела и определенные недостатки, к числу которых следует отнести, в частности, серьезные, а порой невыполнимые требования к созданию и регистрации политических партий. Указанные нормативные требования неизбежно привели к снижению числа политических партий в России. Неоднозначным было и нормативное закрепление отказа от прямых выборов глав субъектов Российской Федерации. Указанная новелла, с одной стороны, расширила возможности участия депутатов региональных представительных органов власти в процедуре назначения глав субъектов России, но, с другой стороны, в определенной мере уменьшила влияние партий на процесс выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Вместе с тем сформированная система в рассматриваемый период имела и определенные недостатки, к числу которых следует отнести, в частности, серьезные, а порой невыполнимые требования к созданию и регистрации политических партий. Указанные нормативные требования неизбежно привели к снижению числа политических партий в России. Неоднозначным было и нормативное закрепление отказа от прямых выборов глав субъектов Российской Федерации. Указанная новелла, с одной стороны, расширила возможности участия депутатов региональных представительных органов власти в процедуре назначения глав субъектов России, но, с другой стороны, в определенной мере уменьшила влияние партий на процесс выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.