Регистрация изменений в устав некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация изменений в устав некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в устав некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как зарегистрировать устав НКО в новой редакции
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как зарегистрировать устав НКО в новой редакции
Готовое решение: Как изменить адрес некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)Если адрес НКО содержится в уставе, то для его смены потребуется утвердить устав в новой редакции (изменения, вносимые в устав) и зарегистрировать его в соответствии со ст. 23 Закона о некоммерческих организациях). В таком случае необходимо руководствоваться общим порядком.
(КонсультантПлюс, 2025)Если адрес НКО содержится в уставе, то для его смены потребуется утвердить устав в новой редакции (изменения, вносимые в устав) и зарегистрировать его в соответствии со ст. 23 Закона о некоммерческих организациях). В таком случае необходимо руководствоваться общим порядком.
Статья: Квалифицированное большинство: интерпретация содержания
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В доктрине сформировалось устойчивое правовое понимание термина "квалифицированное большинство голосов" - 2/3, 3/4, 3/5 от числа участвующих в принятии решения уполномоченных лиц. Российский законодатель также ориентируется на такое понимание, закрепляя в нормативных правовых актах подобные количественные характеристики при использовании данной конструкции. В Конституции РФ и федеральных законах положения о квалифицированном большинстве в 3/5, 2/3, 3/4 голосов при принятии решений коллегиальным органом являются ориентиром для закрепления подобных норм и в уставах некоммерческих организаций.
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В доктрине сформировалось устойчивое правовое понимание термина "квалифицированное большинство голосов" - 2/3, 3/4, 3/5 от числа участвующих в принятии решения уполномоченных лиц. Российский законодатель также ориентируется на такое понимание, закрепляя в нормативных правовых актах подобные количественные характеристики при использовании данной конструкции. В Конституции РФ и федеральных законах положения о квалифицированном большинстве в 3/5, 2/3, 3/4 голосов при принятии решений коллегиальным органом являются ориентиром для закрепления подобных норм и в уставах некоммерческих организаций.
Статья: Новеллы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)5. Приказ Минюста России от 30 июня 2023 г. N 163 "Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2023 г. N 74076) // СПС "КонсультантПлюс".
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)5. Приказ Минюста России от 30 июня 2023 г. N 163 "Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2023 г. N 74076) // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Что делать, если меняется вид деятельности, указанный в уставе юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу виды деятельности юрлица обязательно должны содержаться в ЕГРЮЛ. Отражаются они в реестре в виде кодов ОКВЭД. В уставе вид деятельности обязательно указывается, только если юрлицо является унитарным предприятием или некоммерческой организацией (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу виды деятельности юрлица обязательно должны содержаться в ЕГРЮЛ. Отражаются они в реестре в виде кодов ОКВЭД. В уставе вид деятельности обязательно указывается, только если юрлицо является унитарным предприятием или некоммерческой организацией (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 3 ст. 9 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Готовое решение: Как учреждению уведомить регистрирующий орган о предстоящей реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, изменение типа учреждения по закону не считается реорганизацией, поэтому уведомлять регистрирующий орган в этом случае не нужно (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Необходимо только внести изменения в устав и зарегистрировать их в налоговом органе. В течение 30 календарных дней со дня госрегистрации изменений разместите актуальную версию устава на информационном ресурсе Минюста России.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, изменение типа учреждения по закону не считается реорганизацией, поэтому уведомлять регистрирующий орган в этом случае не нужно (п. 1 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Необходимо только внести изменения в устав и зарегистрировать их в налоговом органе. В течение 30 календарных дней со дня госрегистрации изменений разместите актуальную версию устава на информационном ресурсе Минюста России.
Статья: К вопросу об оптимальной организационно-правовой форме универсального IT-аутсорсера на рынке банковских услуг
(Лаутс Е.Б.)
("Статут", 2024)Любая некоммерческая организация (далее - НКО) может осуществлять с учетом изменений ГК РФ, внесенных в 2014 г., приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее доход производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, при создании IT-аутсорсера в организационно-правовой форме ассоциации (союза) основной его целью не сможет выступать извлечение прибыли, а доход, полученный от его деятельности, не будет распределяться среди его членов. Полагаем, что организационно-правовые формы НКО, в том числе такие, как ассоциация (союз), не вполне подходят идее универсального IT-аутсорсера, который, как и действующие на рынке IT-аутсорсинга субъекты, будет осуществлять все или часть функций по поставке услуг аутсорсинга ПО, указанных выше. Данная деятельность осуществляется субъектами рынка IT-аутсорсинга в целях извлечения прибыли, которые в абсолютном большинстве случаев являются субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными в организационно-правовых формах коммерческих организаций. Перенесение указанного функционала на универсальный IT-аутсорсер не изменит предпринимательскую природу указанной деятельности, в связи с чем создание универсального IT-аутсорсера в организационно-правовой форме ассоциации (союза) может повлечь за собой возникновение споров, в том числе судебных. Так, Министерство юстиции РФ, являющееся регистрирующим органом для НКО, обращает внимание на то, что перечень видов деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, должен быть указан в ее уставе в полном объеме <7>.
(Лаутс Е.Б.)
("Статут", 2024)Любая некоммерческая организация (далее - НКО) может осуществлять с учетом изменений ГК РФ, внесенных в 2014 г., приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее доход производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, при создании IT-аутсорсера в организационно-правовой форме ассоциации (союза) основной его целью не сможет выступать извлечение прибыли, а доход, полученный от его деятельности, не будет распределяться среди его членов. Полагаем, что организационно-правовые формы НКО, в том числе такие, как ассоциация (союз), не вполне подходят идее универсального IT-аутсорсера, который, как и действующие на рынке IT-аутсорсинга субъекты, будет осуществлять все или часть функций по поставке услуг аутсорсинга ПО, указанных выше. Данная деятельность осуществляется субъектами рынка IT-аутсорсинга в целях извлечения прибыли, которые в абсолютном большинстве случаев являются субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными в организационно-правовых формах коммерческих организаций. Перенесение указанного функционала на универсальный IT-аутсорсер не изменит предпринимательскую природу указанной деятельности, в связи с чем создание универсального IT-аутсорсера в организационно-правовой форме ассоциации (союза) может повлечь за собой возникновение споров, в том числе судебных. Так, Министерство юстиции РФ, являющееся регистрирующим органом для НКО, обращает внимание на то, что перечень видов деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, должен быть указан в ее уставе в полном объеме <7>.
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о филиалах и представительствах. В данном разделе достаточно указать, что АНО вправе создавать филиалы и представительства (п. 1 ст. 5 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о филиалах и представительствах. В данном разделе достаточно указать, что АНО вправе создавать филиалы и представительства (п. 1 ст. 5 Закона о некоммерческих организациях).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
Готовое решение: Какой порядок изменения типа учреждения на казенное, бюджетное, автономное
(КонсультантПлюс, 2025)принятие решения об изменении типа учреждения;
(КонсультантПлюс, 2025)принятие решения об изменении типа учреждения;
Вопрос: В какой территориальный орган Минюста России учредитель общественной организации должен подать заявление о своем выходе, если общественная организация находится в одном регионе, а участник проживает в другом?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган передать права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган путем представления заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе из состава учредителей в уполномоченный орган или его территориальный орган передать права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Статья: Переход прав учредителя автономной некоммерческой организации
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Своеобразную форму перехода прав учредителя содержит Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": здесь права учредителя следуют судьбе имущества - согласно ст. 29 признается такой институт, как изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию). Такая передача влечет изменение устава и считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.