Регистрация изменений в егрюл нко
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация изменений в егрюл нко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Филиал (представительство) и структурное подразделение юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Закона об ООО, ст. 5 Закона об АО, ст. 5 Закона о НКО
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 55 ГК РФ, ст. 5 Закона об ООО, ст. 5 Закона об АО, ст. 5 Закона о НКО
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2023 N 88-24369/2023 (УИД 50RS0008-01-2022-001340-30)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дополнительные обязанности ФНС в случае принятия решения о предстоящем исключении ТСН из ЕГРЮЛ
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Федеральным законом от 14.04.2023 N 126-ФЗ, вступившим в силу 14.04.2023, внесены изменения в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которой установлены особенности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Изменения касаются НКО, созданных в организационно-правовой форме ТСН или потребительского кооператива.
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Федеральным законом от 14.04.2023 N 126-ФЗ, вступившим в силу 14.04.2023, внесены изменения в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которой установлены особенности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Изменения касаются НКО, созданных в организационно-правовой форме ТСН или потребительского кооператива.
Готовое решение: Как изменить адрес некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)компетентному органу НКО - принять решение, подтверждающее сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ. Принятие данного решения обусловлено необходимостью его представления на регистрацию изменений сведений об НКО;
(КонсультантПлюс, 2025)компетентному органу НКО - принять решение, подтверждающее сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ. Принятие данного решения обусловлено необходимостью его представления на регистрацию изменений сведений об НКО;
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5. Решение о направлении документов в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, принимается уполномоченным органом или его территориальным органом в том же порядке и те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"5. Решение о направлении документов в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, принимается уполномоченным органом или его территориальным органом в том же порядке и те же сроки, что и решение о государственной регистрации.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 6 ст. 52 ГК, изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 6 ст. 52 ГК, изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Статья: Анализ деятельности территориальных органов Минюста России по проблемным вопросам в сфере регистрации и контроля
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде в судебном порядке решения территориальных органов Минюста России о государственной регистрации некоммерческих организаций не обжаловались. Административные иски об обжаловании решений территориальных органов об отказе в регистрации изменений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), не подавались.
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде в судебном порядке решения территориальных органов Минюста России о государственной регистрации некоммерческих организаций не обжаловались. Административные иски об обжаловании решений территориальных органов об отказе в регистрации изменений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), не подавались.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Общее собрание акционеров.
Должен ли акционер, обжалующий решение общего собрания, доказать несоблюдение требований к порядку его созыва и проведения, а также нарушение своих прав и законных интересов принятым решением
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2010 по делу N А65-13174/2010 иск удовлетворен. Суд признал недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Небанковская кредитная организация "Сетевая расчетная палата" от 21.04.2009 об утверждении новой редакции устава общества, оформленное протоколом N 6/08, и отменил запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, за государственным регистрационным номером 2091600020433 от 25.05.2009.
Должен ли акционер, обжалующий решение общего собрания, доказать несоблюдение требований к порядку его созыва и проведения, а также нарушение своих прав и законных интересов принятым решением
(КонсультантПлюс, 2025)Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2010 по делу N А65-13174/2010 иск удовлетворен. Суд признал недействительным решение внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Небанковская кредитная организация "Сетевая расчетная палата" от 21.04.2009 об утверждении новой редакции устава общества, оформленное протоколом N 6/08, и отменил запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, за государственным регистрационным номером 2091600020433 от 25.05.2009.
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Чтобы выйти из состава учредителей, надо представить в регистрирующий орган по месту нахождения НКО заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ лично, в электронном виде или по почте (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 2.2 ст. 17, п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Для этих целей используется заявление по форме Р13014, утвержденной Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 4).
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Чтобы выйти из состава учредителей, надо представить в регистрирующий орган по месту нахождения НКО заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ лично, в электронном виде или по почте (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 2.2 ст. 17, п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Для этих целей используется заявление по форме Р13014, утвержденной Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 4).
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Специальный порядок регистрации вышеуказанных некоммерческих организаций заключается в том, что необходимые для государственной регистрации документы представляются в Минюст или его территориальный орган, которые принимают решение о государственной регистрации (создание, внесение изменений, реорганизация, ликвидация) некоммерческих организаций.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Специальный порядок регистрации вышеуказанных некоммерческих организаций заключается в том, что необходимые для государственной регистрации документы представляются в Минюст или его территориальный орган, которые принимают решение о государственной регистрации (создание, внесение изменений, реорганизация, ликвидация) некоммерческих организаций.
Готовое решение: Как сменить руководителя некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)После принятия решения о смене руководителя нужно проинформировать об этом Минюст России (его территориальные органы) для того, чтобы сведения о новом руководителе были внесены в ЕГРЮЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)После принятия решения о смене руководителя нужно проинформировать об этом Минюст России (его территориальные органы) для того, чтобы сведения о новом руководителе были внесены в ЕГРЮЛ.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
Вопрос: В союз приняты несколько новых членов. Необходимо ли вносить сведения о них в ЕГРЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Вопрос: Как признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе или руководителе организации?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, юридическое лицо вправе в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения его из ЕГРЮЛ представить в регистрирующий орган соответствующие возражения, которые являются основанием для прекращения процедуры исключения из ЕГРЮЛ.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)Таким образом, юридическое лицо вправе в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения его из ЕГРЮЛ представить в регистрирующий орган соответствующие возражения, которые являются основанием для прекращения процедуры исключения из ЕГРЮЛ.