Регистрация иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы)
(КонсультантПлюс, 2025)Организацией не исполнены обязанности по миграционному учету, не предоставлены документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ, не реализованы гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина
(КонсультантПлюс, 2025)Организацией не исполнены обязанности по миграционному учету, не предоставлены документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ, не реализованы гарантии жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Исходя из норм, содержащихся в пункте 14 статьи 5, статье 13 Закона N 115-ФЗ, постановления Правительства Вологодской области от 05.08.2019 N 720 "Об определении уполномоченной организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов", приказа МВД России от 09.11.2021 N 857 "Об утверждении Перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых уполномоченное Министерством внутренних дел Российской Федерации и находящееся в его ведении федеральное государственное унитарное предприятие оказывает содействие территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, и их фотографировании, а также в приеме и передаче в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинских документов, подтверждающих прохождение указанными иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования", суд первой инстанции также верно отметил, что ФГУП "ПВС" МВД России в лице филиала по Вологодской области в силу закона вправе участвовать в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов и других правоустанавливающих документов путем приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патентов в установленном порядке, в том числе в приеме и передаче в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинских документов, подтверждающих прохождение указанными иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Статья 8. Осуществление миграционного учета
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Статья 8. Осуществление миграционного учета
Вопрос: В программе лояльности российской организации зарегистрировался иностранный гражданин. Распространяется ли на этого гражданина освобождение от НДФЛ в отношении дохода в виде денежных средств, полученных им в обмен на накопленные баллы, предусмотренное п. 68 ст. 217 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В программе лояльности российской организации зарегистрировался иностранный гражданин. Распространяется ли на этого гражданина освобождение от НДФЛ в отношении дохода в виде денежных средств, полученных им в обмен на накопленные баллы, предусмотренное п. 68 ст. 217 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В программе лояльности российской организации зарегистрировался иностранный гражданин. Распространяется ли на этого гражданина освобождение от НДФЛ в отношении дохода в виде денежных средств, полученных им в обмен на накопленные баллы, предусмотренное п. 68 ст. 217 НК РФ?
Вопрос: Если иностранный гражданин получил патент сначала в одном регионе, а потом в дополнение к нему второй патент в другом регионе, то нужно ли ему платить авансовые платежи за оба патента?
(Консультация эксперта, Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, 2025)Вопрос: Если иностранный гражданин получил патент сначала в одном регионе, а потом в дополнение к нему второй патент в другом регионе, то нужно ли ему платить авансовые платежи за оба патента?
(Консультация эксперта, Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, 2025)Вопрос: Если иностранный гражданин получил патент сначала в одном регионе, а потом в дополнение к нему второй патент в другом регионе, то нужно ли ему платить авансовые платежи за оба патента?
Статья: Миграция, политика и преступность в России: современные тенденции
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Следует обратить внимание на ситуацию с фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ). Так, количество зарегистрированных преступлений данного вида снижается на протяжении последних пяти лет. Причем темпы снижения в последние два года значительно увеличились (-2,5% в 2020 г., -6,7% в 2021 г., -27,5% в 2022 г., в 2023 г. количество зарегистрированных преступлений данного вида сократилось на 21,2%). Аналогичная динамика складывалась и с числом выявленных лиц, совершивших данные преступления: так, в 2022 г. было выявлено 2 786 таких лиц, что на 32,9% меньше, чем в 2021 г., а в 2023 г. снижение составило 28,4%.
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Следует обратить внимание на ситуацию с фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ). Так, количество зарегистрированных преступлений данного вида снижается на протяжении последних пяти лет. Причем темпы снижения в последние два года значительно увеличились (-2,5% в 2020 г., -6,7% в 2021 г., -27,5% в 2022 г., в 2023 г. количество зарегистрированных преступлений данного вида сократилось на 21,2%). Аналогичная динамика складывалась и с числом выявленных лиц, совершивших данные преступления: так, в 2022 г. было выявлено 2 786 таких лиц, что на 32,9% меньше, чем в 2021 г., а в 2023 г. снижение составило 28,4%.
Вопрос: Нужно ли иностранному гражданину, трудящемуся по патенту, уведомлять органы МВД России, если он сменил профессию, но работает у того же работодателя? Какие негативные последствия могут быть для работодателя в случае неуведомления?
(Консультация эксперта, Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, 2025)Вопрос: Нужно ли иностранному гражданину, трудящемуся по патенту, уведомлять органы МВД России, если он сменил профессию, но работает у того же работодателя? Какие негативные последствия могут быть для работодателя в случае неуведомления?
(Консультация эксперта, Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, 2025)Вопрос: Нужно ли иностранному гражданину, трудящемуся по патенту, уведомлять органы МВД России, если он сменил профессию, но работает у того же работодателя? Какие негативные последствия могут быть для работодателя в случае неуведомления?
Статья: Развитие механизма федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в целях обеспечения национальных интересов
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В апреле 2025 г. принято решение о создании на базе Главного управления по вопросам миграции МВД России Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан <10>. Как поясняется, основной задачей, на осуществление которой была направлена данная мера, является упорядочение миграционных процессов, реализация мер, направленных на соблюдение мигрантами российского законодательства, снижение противоправной деятельности; ожидается, что деятельность данного органа позволит улучшить координацию между ведомствами <11>. В то же время координационные функции реализуются Правительственной комиссией по миграционной политике, образованной для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой государственной миграционной политики <12>. Подчеркнем роль Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики <13>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В апреле 2025 г. принято решение о создании на базе Главного управления по вопросам миграции МВД России Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан <10>. Как поясняется, основной задачей, на осуществление которой была направлена данная мера, является упорядочение миграционных процессов, реализация мер, направленных на соблюдение мигрантами российского законодательства, снижение противоправной деятельности; ожидается, что деятельность данного органа позволит улучшить координацию между ведомствами <11>. В то же время координационные функции реализуются Правительственной комиссией по миграционной политике, образованной для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой государственной миграционной политики <12>. Подчеркнем роль Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первым признаком индивидуального предпринимателя является то, что им может быть гражданин, то есть физическое лицо. Использование в ст. 23 ГК термина "гражданин" не означает, что иностранные граждане не могут быть индивидуальными предпринимателями. Это следует, во-первых, из ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", а во-вторых, из ст. 4 указанного Закона, устанавливающей равенство прав и обязанностей иностранных граждан и граждан РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Исключений из данного правила для иностранных граждан в части занятия предпринимательской деятельностью не установлено. Предусмотрены лишь особые требования к порядку регистрации иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей: они должны иметь право постоянного или временного проживания на территории России (пп. "е" п. 1 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первым признаком индивидуального предпринимателя является то, что им может быть гражданин, то есть физическое лицо. Использование в ст. 23 ГК термина "гражданин" не означает, что иностранные граждане не могут быть индивидуальными предпринимателями. Это следует, во-первых, из ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", а во-вторых, из ст. 4 указанного Закона, устанавливающей равенство прав и обязанностей иностранных граждан и граждан РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Исключений из данного правила для иностранных граждан в части занятия предпринимательской деятельностью не установлено. Предусмотрены лишь особые требования к порядку регистрации иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей: они должны иметь право постоянного или временного проживания на территории России (пп. "е" п. 1 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Статья: Правовое обеспечение противодействия незаконной миграции
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)<5> Приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг".
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)<5> Приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг".
Готовое решение: Каковы особенности приема на работу граждан государств - членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения)
(КонсультантПлюс, 2025)документ, подтверждающий регистрацию иностранца - застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа. Если гражданин государства - члена ЕАЭС поступает на работу впервые и на него не был открыт индивидуальный лицевой счет, вы должны представить в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации этого лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1, 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете);
(КонсультантПлюс, 2025)документ, подтверждающий регистрацию иностранца - застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа. Если гражданин государства - члена ЕАЭС поступает на работу впервые и на него не был открыт индивидуальный лицевой счет, вы должны представить в территориальный орган СФР сведения, необходимые для регистрации этого лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1, 3 ст. 9 Закона о персонифицированном учете);
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)На миграционный учет ставьте иностранца, только если вы - принимающая сторона, то есть обеспечиваете его жильем. Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.
(Издательство "Главная книга", 2025)На миграционный учет ставьте иностранца, только если вы - принимающая сторона, то есть обеспечиваете его жильем. Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.