Регистр нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистр нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)...Ответом Главы... муниципального округа... К. ...в адрес Прокурора... указано, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также Уставом... муниципального округа за органами местного самоуправления не закреплена обязанность ведения реестров нормативных правовых актов и не утверждена форма такого реестра. Муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления... после их принятия направляются в Федеральный Регистр нормативных правовых актов Российской Федерации... В связи с изложенным администрация... муниципального округа не может предоставить запрашиваемые реестры нормативных правовых актов.
(КонсультантПлюс, 2025)...Ответом Главы... муниципального округа... К. ...в адрес Прокурора... указано, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также Уставом... муниципального округа за органами местного самоуправления не закреплена обязанность ведения реестров нормативных правовых актов и не утверждена форма такого реестра. Муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления... после их принятия направляются в Федеральный Регистр нормативных правовых актов Российской Федерации... В связи с изложенным администрация... муниципального округа не может предоставить запрашиваемые реестры нормативных правовых актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте рассмотрения вопроса о характеристике стратегий как источников права любопытно обратиться к Методическим рекомендациям по определению нормативности правовых актов субъектов РФ <27>, разработанным в целях ведения регистра нормативных актов всех трех уровней публичной власти. В данном документе признаки нормативности иллюстрируются на примере регионального нормативного правового акта - Постановления Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г." <28>. Среди "нормативных признаков" данного документа авторы Методических рекомендаций указывают на направленность положений стратегии на урегулирование общественных отношений, а также на то, что ее положения затрагивают права и свободы человека и гражданина на территории субъекта и являются обязательными к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, авторы данного методического документа безоговорочно относят рассматриваемый пример документа к нормативным правовым актам.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте рассмотрения вопроса о характеристике стратегий как источников права любопытно обратиться к Методическим рекомендациям по определению нормативности правовых актов субъектов РФ <27>, разработанным в целях ведения регистра нормативных актов всех трех уровней публичной власти. В данном документе признаки нормативности иллюстрируются на примере регионального нормативного правового акта - Постановления Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г." <28>. Среди "нормативных признаков" данного документа авторы Методических рекомендаций указывают на направленность положений стратегии на урегулирование общественных отношений, а также на то, что ее положения затрагивают права и свободы человека и гражданина на территории субъекта и являются обязательными к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, авторы данного методического документа безоговорочно относят рассматриваемый пример документа к нормативным правовым актам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 55. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 55. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)По состоянию на 1 мая 2021 г. в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов содержались 375 тыс. актов, не соответствующих закону <2>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)По состоянию на 1 мая 2021 г. в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов содержались 375 тыс. актов, не соответствующих закону <2>.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)В отношении документов и регистров отметим, что необходимо утвердить все применяемые документы и регистры или сделать ссылки на их применение в соответствии с нормативным актом, который их утвердил (например, по учету ОС, запасов, труда и заработной платы).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)В отношении документов и регистров отметим, что необходимо утвердить все применяемые документы и регистры или сделать ссылки на их применение в соответствии с нормативным актом, который их утвердил (например, по учету ОС, запасов, труда и заработной платы).
Статья: Вопросы организации систематизации законодательства в судах
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Систематизация нормативно-правовых актов в суде предполагает сбор, хранение и формирование их фонда, ведение реестров и регистров нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверных сведений о нормативных правовых актах. Это второе понимание систематизации, более узкое по объему, которое полностью охватывается понятием "учет", не включает правотворческую составляющую, которая коренным образом влияет на содержание законодательства. Однако именно в данном понимании систематизация отражает реальную деятельность работников общего отдела или консультантов (по кодификации) городских или районных судов.
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Систематизация нормативно-правовых актов в суде предполагает сбор, хранение и формирование их фонда, ведение реестров и регистров нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверных сведений о нормативных правовых актах. Это второе понимание систематизации, более узкое по объему, которое полностью охватывается понятием "учет", не включает правотворческую составляющую, которая коренным образом влияет на содержание законодательства. Однако именно в данном понимании систематизация отражает реальную деятельность работников общего отдела или консультантов (по кодификации) городских или районных судов.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ <1> Минюстом России ведутся федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ и регистр муниципальных нормативных правовых актов <2>. К ним обеспечен свободный доступ в сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ <1> Минюстом России ведутся федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ и регистр муниципальных нормативных правовых актов <2>. К ним обеспечен свободный доступ в сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)<55> Решение Верховного Суда РФ от 30.06.2010 N ГКПИ10-459 "О признании частично недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минюста от 20.12.2005 N 244".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)<55> Решение Верховного Суда РФ от 30.06.2010 N ГКПИ10-459 "О признании частично недействующим пункта 8 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минюста от 20.12.2005 N 244".
Статья: О некоторых вопросах по закреплению муниципальных (государственных) образовательных организаций за конкретными территориями
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Хочется обратить внимание на неоправданное увеличение объема работы региональных и местных органов власти, связанное с ежегодным принятием рассматриваемых правовых актов: проведением их антикоррупционной экспертизы соответствующими органами и их должностными лицами, органами прокуратуры РФ, размещением их и их проектов на официальных сайтах для институтов гражданского общества и граждан <2>, а также внесением их в регистры нормативных правовых актов <3>.
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Хочется обратить внимание на неоправданное увеличение объема работы региональных и местных органов власти, связанное с ежегодным принятием рассматриваемых правовых актов: проведением их антикоррупционной экспертизы соответствующими органами и их должностными лицами, органами прокуратуры РФ, размещением их и их проектов на официальных сайтах для институтов гражданского общества и граждан <2>, а также внесением их в регистры нормативных правовых актов <3>.
Статья: 30 лет Парламенту России
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В законодательной сфере такая работа проделана не была. Продолжают формально-юридически действовать советские законы, которые отменены не были, но применять которые невозможно ввиду отсутствия органов и организаций, указанных в них (комсомольских, профсоюзных, партийных организаций). Спорной является позиция юристов одной из крупнейших в России правовых систем "КонсультантПлюс", которые в примечании к Закону СССР от 30 июня 1987 г. "О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни" пишут: "Фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств" <9>. В регистре нормативных правовых актов Российской Федерации, оператором которого выступает Минюст России, содержится указанный Закон СССР от 30 июня 1987 г. <10>. Всего согласно официальным данным этого регистра в России по состоянию на 20 февраля 2024 г. действуют 6 565 нормативных правовых актов СССР и РСФСР <11>. Действие советских законов, когда в них вносятся изменения федеральными законами Российской Федерации, можно проиллюстрировать на примере Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
(Кара-олл Ш.В., Иванов И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)В законодательной сфере такая работа проделана не была. Продолжают формально-юридически действовать советские законы, которые отменены не были, но применять которые невозможно ввиду отсутствия органов и организаций, указанных в них (комсомольских, профсоюзных, партийных организаций). Спорной является позиция юристов одной из крупнейших в России правовых систем "КонсультантПлюс", которые в примечании к Закону СССР от 30 июня 1987 г. "О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни" пишут: "Фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств" <9>. В регистре нормативных правовых актов Российской Федерации, оператором которого выступает Минюст России, содержится указанный Закон СССР от 30 июня 1987 г. <10>. Всего согласно официальным данным этого регистра в России по состоянию на 20 февраля 2024 г. действуют 6 565 нормативных правовых актов СССР и РСФСР <11>. Действие советских законов, когда в них вносятся изменения федеральными законами Российской Федерации, можно проиллюстрировать на примере Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ был утвержден перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, содержащих сведения, которые оказывают "непосредственное влияние на осуществление или ограничение прав граждан или организаций". В этот перечень, в частности, вошли: Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ; Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации; Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Реестр средств массовой информации; Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации; Государственный регистр фильмов; Государственный реестр изобретений Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации; Федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд; Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации); Государственный земельный кадастр; Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др. <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ был утвержден перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, содержащих сведения, которые оказывают "непосредственное влияние на осуществление или ограничение прав граждан или организаций". В этот перечень, в частности, вошли: Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ; Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации; Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Реестр средств массовой информации; Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации; Государственный регистр фильмов; Государственный реестр изобретений Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации; Федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд; Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации); Государственный земельный кадастр; Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др. <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. Согласно ч. 5 ст. 29.3 Градостроительного кодекса РФ утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Однако следует учитывать наличие института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации как обязательной процедуры, предшествующей их опубликованию и применению на основании Указа Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации". При этом было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Срок регистрации, как правило, составляет по законодательству субъектов Российской Федерации 15 рабочих дней. Прошедший государственную регистрацию нормативный акт подлежит опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня его государственной регистрации. Таким образом, налицо противоречие между указанными правовыми актами.
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Рассмотрим понятия правового акта и нормативного правового акта. В Методических рекомендациях по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации сказано, что "под правовым актом принято понимать письменный документ, принятый правомочным субъектом права (компетентным государственным органом, органом или должностным лицом местного самоуправления), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений" <2>. Следовательно, правовой акт могут издавать не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и иные субъекты управления.
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Рассмотрим понятия правового акта и нормативного правового акта. В Методических рекомендациях по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации сказано, что "под правовым актом принято понимать письменный документ, принятый правомочным субъектом права (компетентным государственным органом, органом или должностным лицом местного самоуправления), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений" <2>. Следовательно, правовой акт могут издавать не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и иные субъекты управления.