Регистр муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистр муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе нормативных актов администраций городских округов, к подведомственности арбитражных судов не относится. При этом не имеет правового значения невключение [оспариваемого - ред.] постановления... в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)...[суд указал, что - ред.] оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе нормативных актов администраций городских округов, к подведомственности арбитражных судов не относится. При этом не имеет правового значения невключение [оспариваемого - ред.] постановления... в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Следует отметить, что инфраструктура информационного обеспечения контрольной деятельности и электронного взаимодействия постоянно расширяется. Инициатива во внедрении современных технологий исходит как от органов публичной власти, так и от бизнеса. Например, функционируют государственные информационные банки данных, содержащие сведения о муниципальном правотворчестве: государственный реестр уставов муниципалитетов и федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Минюстом России проделана значительная работа по наполнению названных ресурсов правовой информацией, созданию удобного и оперативного поиска документов, обеспечению стабильности функционирования программно-технической инфраструктуры. Несмотря на это, к сожалению, продолжают выявляться факты несвоевременной интеграции нормативных правовых актов в федеральный регистр, что негативно отражается на достоверности его содержания. Местные власти не всегда размещают принимаемые нормативные правовые акты и их проекты в общем доступе, учет и систематизация собственной правовой базы организованы муниципалитетами по-разному и порой проводятся ненадлежаще. Кардинально изменить сложившуюся ситуацию возможно путем внедрения положительно зарекомендовавших себя на федеральном уровне программно-технических решений, которые потенциально могут быть адаптированы для потребностей муниципалитетов. Так, система обеспечения законодательной деятельности ГАС "Законотворчество" реализует учет и систематизацию законопроектов, круглосуточный доступ к информации о них и ходе правотворческого процесса в Государственной Думе <3>. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов предназначен для размещения сведений о подготовке таких актов федеральными органами исполнительной власти и итогах их публичного обсуждения <4>. Минэкономразвития России для оптимизации правотворческого процесса тестируется ГИС "Нормотворчество" <5>. В г. Москве для работы с правовыми актами и проектами таких документов используется АИС "Согласование документов" <6>. Внедрение подобных автоматизированных систем может служить предпосылкой для перехода к машиночитаемому праву.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Следует отметить, что инфраструктура информационного обеспечения контрольной деятельности и электронного взаимодействия постоянно расширяется. Инициатива во внедрении современных технологий исходит как от органов публичной власти, так и от бизнеса. Например, функционируют государственные информационные банки данных, содержащие сведения о муниципальном правотворчестве: государственный реестр уставов муниципалитетов и федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Минюстом России проделана значительная работа по наполнению названных ресурсов правовой информацией, созданию удобного и оперативного поиска документов, обеспечению стабильности функционирования программно-технической инфраструктуры. Несмотря на это, к сожалению, продолжают выявляться факты несвоевременной интеграции нормативных правовых актов в федеральный регистр, что негативно отражается на достоверности его содержания. Местные власти не всегда размещают принимаемые нормативные правовые акты и их проекты в общем доступе, учет и систематизация собственной правовой базы организованы муниципалитетами по-разному и порой проводятся ненадлежаще. Кардинально изменить сложившуюся ситуацию возможно путем внедрения положительно зарекомендовавших себя на федеральном уровне программно-технических решений, которые потенциально могут быть адаптированы для потребностей муниципалитетов. Так, система обеспечения законодательной деятельности ГАС "Законотворчество" реализует учет и систематизацию законопроектов, круглосуточный доступ к информации о них и ходе правотворческого процесса в Государственной Думе <3>. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов предназначен для размещения сведений о подготовке таких актов федеральными органами исполнительной власти и итогах их публичного обсуждения <4>. Минэкономразвития России для оптимизации правотворческого процесса тестируется ГИС "Нормотворчество" <5>. В г. Москве для работы с правовыми актами и проектами таких документов используется АИС "Согласование документов" <6>. Внедрение подобных автоматизированных систем может служить предпосылкой для перехода к машиночитаемому праву.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 55. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 55. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
Статья: Мониторинг юридической терминологии в условиях осуществления региональной законотворческой деятельности
(Туранин В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В данном контексте следует отметить и интернет-портал "Нормативные правовые акты Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru/). Через данный портал Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает доступ граждан к сведениям о нормативных правовых актах: федерального законодательства; государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; законодательства СССР и РСФСР; реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований; федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов; государственного реестра соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами; государственного реестра переданных полномочий (части полномочий) федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
(Туранин В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В данном контексте следует отметить и интернет-портал "Нормативные правовые акты Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru/). Через данный портал Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает доступ граждан к сведениям о нормативных правовых актах: федерального законодательства; государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; законодательства СССР и РСФСР; реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований; федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов; государственного реестра соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами; государственного реестра переданных полномочий (части полномочий) федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: О некоторых вопросах по закреплению муниципальных (государственных) образовательных организаций за конкретными территориями
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Чакалова М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<27> Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. Минюстом России) // СПС "КонсультантПлюс".
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<27> Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утв. Минюстом России) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Значимость комплексного подхода в борьбе с коррупцией неустанно подчеркивается в юридической литературе и подтверждается законотворческой и правоприменительной практикой. Все чаще исследователи отмечают значимость не только выявления коррупциогенных проявлений и применения санкций к нарушителям, но и указывают на необходимость мониторинга и устранения коррупционных рисков. Последние проявляют себя в том числе за счет низкого уровня нормативного регулирования общественных отношений, потенциально "благоприятных" для коррупционных проявлений. Одним из способов повышения качества нормативного регулирования выступает проведение независимой экспертизы. В статье на примере административных регламентов и иных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, обозначены наиболее распространенные коррупциогенные факторы, выявляемые по результатам экспертизы. На основе анализа федерального и регионального законодательства высказаны предложения по совершенствованию правовых механизмов реализации независимой антикоррупционной экспертизы.
(Иванова Е.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Значимость комплексного подхода в борьбе с коррупцией неустанно подчеркивается в юридической литературе и подтверждается законотворческой и правоприменительной практикой. Все чаще исследователи отмечают значимость не только выявления коррупциогенных проявлений и применения санкций к нарушителям, но и указывают на необходимость мониторинга и устранения коррупционных рисков. Последние проявляют себя в том числе за счет низкого уровня нормативного регулирования общественных отношений, потенциально "благоприятных" для коррупционных проявлений. Одним из способов повышения качества нормативного регулирования выступает проведение независимой экспертизы. В статье на примере административных регламентов и иных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Иркутской области, обозначены наиболее распространенные коррупциогенные факторы, выявляемые по результатам экспертизы. На основе анализа федерального и регионального законодательства высказаны предложения по совершенствованию правовых механизмов реализации независимой антикоррупционной экспертизы.
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Рассмотрим понятия правового акта и нормативного правового акта. В Методических рекомендациях по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации сказано, что "под правовым актом принято понимать письменный документ, принятый правомочным субъектом права (компетентным государственным органом, органом или должностным лицом местного самоуправления), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений" <2>. Следовательно, правовой акт могут издавать не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и иные субъекты управления.
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Рассмотрим понятия правового акта и нормативного правового акта. В Методических рекомендациях по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации сказано, что "под правовым актом принято понимать письменный документ, принятый правомочным субъектом права (компетентным государственным органом, органом или должностным лицом местного самоуправления), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений" <2>. Следовательно, правовой акт могут издавать не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и иные субъекты управления.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)8) рассылкой решений и направлением их для включения в областной регистр муниципальных нормативных правовых актов;
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)8) рассылкой решений и направлением их для включения в областной регистр муниципальных нормативных правовых актов;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ <1> Минюстом России ведутся федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ и регистр муниципальных нормативных правовых актов <2>. К ним обеспечен свободный доступ в сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов РФ <1> Минюстом России ведутся федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ и регистр муниципальных нормативных правовых актов <2>. К ним обеспечен свободный доступ в сети Интернет (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<20> Статья 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 13.12.2024) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2024. N 51. Ст. 7865; пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (ред. от 20.11.2018) // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301; 2018. N 49 (ч. VI). Ст. 7600.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<20> Статья 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 13.12.2024) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2024. N 51. Ст. 7865; пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" (ред. от 20.11.2018) // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301; 2018. N 49 (ч. VI). Ст. 7600.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)По состоянию на 1 мая 2021 г. в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов содержались 375 тыс. актов, не соответствующих закону <2>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)По состоянию на 1 мая 2021 г. в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов содержались 375 тыс. актов, не соответствующих закону <2>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)122) организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)122) организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;