Региональные проекты рс я
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональные проекты рс я (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Указанная функция реализовывалась путем рассмотрения двух основных категорий дел - о проверке на соответствие конституции (уставу) нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней и о толковании конституции (устава) субъекта РФ. Первая из указанных категорий дел была наиболее востребованной - 90% от всего количества, более 9% составляли дела о толковании конституций и уставов, и менее 1% - иные категории дел (о разрешении споров о компетенции, проверке конституционности проектов региональных законов, актов правоприменения) <4>. Такое соотношение было учтено региональными законодателями, и при возложении функции по охране региональной конституции на советы к их компетенции были отнесены те дела, которые были востребованы в деятельности конституционных судов, - проверка конституционности региональных и муниципальных нормативных правовых актов (Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан), проектов региональных актов (Саха (Якутия), Адыгея, Башкортостан, Татарстан), дела о толковании (разъяснении) конституции (Саха (Якутия), Татарстан) <5>.
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)Указанная функция реализовывалась путем рассмотрения двух основных категорий дел - о проверке на соответствие конституции (уставу) нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней и о толковании конституции (устава) субъекта РФ. Первая из указанных категорий дел была наиболее востребованной - 90% от всего количества, более 9% составляли дела о толковании конституций и уставов, и менее 1% - иные категории дел (о разрешении споров о компетенции, проверке конституционности проектов региональных законов, актов правоприменения) <4>. Такое соотношение было учтено региональными законодателями, и при возложении функции по охране региональной конституции на советы к их компетенции были отнесены те дела, которые были востребованы в деятельности конституционных судов, - проверка конституционности региональных и муниципальных нормативных правовых актов (Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан), проектов региональных актов (Саха (Якутия), Адыгея, Башкортостан, Татарстан), дела о толковании (разъяснении) конституции (Саха (Якутия), Татарстан) <5>.
Статья: Предварительный конституционный надзор за региональным законодательством как полномочие конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации: причины появления и проблемы регулирования
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Первый из рассмотренных проектов был направлен в Конституционный совет постоянным комитетом по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания (вопреки положению Регламента Государственного Собрания не до, а уже после 1-го чтения) и касался добавления языка саха в состав языков регионального законодательного процесса. В заключении проект конституционного закона признан соответствующим региональной Конституции, однако был выдвинут ряд предложений по его совершенствованию <33>. Как следует из материалов заседания Государственного Собрания, при рассмотрении законопроекта заключение Конституционного совета не оглашалось <34>, а среди выдвинутых им предложений в таблице поправок депутатами к 2-му чтению учтена лишь одна <35>. Непосредственное рассмотрение заключения было перенесено на заседание ответственного комитета <36>.
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Первый из рассмотренных проектов был направлен в Конституционный совет постоянным комитетом по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания (вопреки положению Регламента Государственного Собрания не до, а уже после 1-го чтения) и касался добавления языка саха в состав языков регионального законодательного процесса. В заключении проект конституционного закона признан соответствующим региональной Конституции, однако был выдвинут ряд предложений по его совершенствованию <33>. Как следует из материалов заседания Государственного Собрания, при рассмотрении законопроекта заключение Конституционного совета не оглашалось <34>, а среди выдвинутых им предложений в таблице поправок депутатами к 2-му чтению учтена лишь одна <35>. Непосредственное рассмотрение заключения было перенесено на заседание ответственного комитета <36>.
Нормативные акты
Статья: Политические права граждан России в цифровой среде
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В некоторых субъектах РФ активно используются сервисы "Веб 2". Безусловно, примером их использования могут стать города федерального значения Москва и Санкт Петербург. Однако есть положительные примеры и в субъектах Федерации. Так, в Белгородской области функционирует интернет-портал "Народная экспертиза", созданный департаментом внутренней и кадровой политики. "Эта онлайн-площадка - региональный портал, позволяющий каждому жителю региона принимать активное участие в развитии области. Пока основная идея проекта мало оправдывает себя, так как граждане оставляют по большей мере обращения, носящие характер жалобы, что нельзя назвать активным участие граждан в развитии своего муниципального образования, субъекта Федерации" <37>.
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В некоторых субъектах РФ активно используются сервисы "Веб 2". Безусловно, примером их использования могут стать города федерального значения Москва и Санкт Петербург. Однако есть положительные примеры и в субъектах Федерации. Так, в Белгородской области функционирует интернет-портал "Народная экспертиза", созданный департаментом внутренней и кадровой политики. "Эта онлайн-площадка - региональный портал, позволяющий каждому жителю региона принимать активное участие в развитии области. Пока основная идея проекта мало оправдывает себя, так как граждане оставляют по большей мере обращения, носящие характер жалобы, что нельзя назвать активным участие граждан в развитии своего муниципального образования, субъекта Федерации" <37>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Считается ли, что подрядчик нарушил договор подряда, если он просрочил выполнение работ вследствие неуплаты заказчиком аванса или неисполнения иных встречных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела, 01.11.2012 между администрацией МО "Алданский район" (заказчик) и ЗАО "Холдинговая региональная строительная компания "Сахапромстрой" (подрядчик) заключен контракт, в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется в установленный договором срок в соответствии с предоставленной проектной документацией по заданию заказчика выполнить своими и привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству объекта капитального строительства "Бизнес-инкубатор", расположенного на земельном участке по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 2, а заказчик обязуется создать подрядчику установленные контрактом условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить согласованную сторонами в смете цену.
Считается ли, что подрядчик нарушил договор подряда, если он просрочил выполнение работ вследствие неуплаты заказчиком аванса или неисполнения иных встречных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела, 01.11.2012 между администрацией МО "Алданский район" (заказчик) и ЗАО "Холдинговая региональная строительная компания "Сахапромстрой" (подрядчик) заключен контракт, в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется в установленный договором срок в соответствии с предоставленной проектной документацией по заданию заказчика выполнить своими и привлеченными силами и средствами комплекс работ по строительству объекта капитального строительства "Бизнес-инкубатор", расположенного на земельном участке по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 2, а заказчик обязуется создать подрядчику установленные контрактом условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить согласованную сторонами в смете цену.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)С 01.11.2021 в России планировался переход на единую систему оплаты труда медицинских работников, поэтому было разработано Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 847 <1>. Тем не менее Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2144 <2> были изменены сроки по реализации данного проекта на июль - ноябрь 2022 г. "Данный переход в качестве пилотного проекта распространили на 7 регионов: Белгородскую, Омскую, Оренбургскую, Тамбовскую и Курганскую область, Севастополь, Якутию, а затем и по всей стране" <3>. Однако действие указанного Постановления было приостановлено до 01.01.2025 для установления требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <4>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)С 01.11.2021 в России планировался переход на единую систему оплаты труда медицинских работников, поэтому было разработано Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 847 <1>. Тем не менее Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2144 <2> были изменены сроки по реализации данного проекта на июль - ноябрь 2022 г. "Данный переход в качестве пилотного проекта распространили на 7 регионов: Белгородскую, Омскую, Оренбургскую, Тамбовскую и Курганскую область, Севастополь, Якутию, а затем и по всей стране" <3>. Однако действие указанного Постановления было приостановлено до 01.01.2025 для установления требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <4>.
Статья: О взаимодействии законодательных органов субъектов РФ с Государственной Думой РФ в процессе принятия Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Наибольшее количество нареканий вызвали изменения, предложенные авторами законопроекта по поводу сокращения сроков обсуждения в регионах проектов федеральных законов с 30 до 15 дней (Дума Ставропольского края, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Белгородская областная Дума). Законодатели субъектов РФ справедливо указали на то, что соблюдение срока в 15 дней для предоставления замечаний и предложений не представляется возможным, поскольку абсолютное большинство законодательных органов субъектов РФ собирается на сессии только один раз в месяц. Указанное замечание было учтено, и в процессе второго чтения в законопроект была внесена соответствующая поправка.
(Кравцова Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Наибольшее количество нареканий вызвали изменения, предложенные авторами законопроекта по поводу сокращения сроков обсуждения в регионах проектов федеральных законов с 30 до 15 дней (Дума Ставропольского края, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Белгородская областная Дума). Законодатели субъектов РФ справедливо указали на то, что соблюдение срока в 15 дней для предоставления замечаний и предложений не представляется возможным, поскольку абсолютное большинство законодательных органов субъектов РФ собирается на сессии только один раз в месяц. Указанное замечание было учтено, и в процессе второго чтения в законопроект была внесена соответствующая поправка.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на повышение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2021 - 2024 годах"
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)<14> В целях достижения значения показателя федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Инфраструктура для жизни" по Республике Саха (Якутия) - 88,2%, по Нижегородской области - 42,1%.
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)<14> В целях достижения значения показателя федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" национального проекта "Инфраструктура для жизни" по Республике Саха (Якутия) - 88,2%, по Нижегородской области - 42,1%.
Статья: Принцип эффективности и его реализация в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)В Республики Саха (Якутия) в 2021 г. по инициативе регионального парламента широкое обсуждение получили изменения, предлагаемые в Конституцию Республики. В процесс обсуждения были вовлечены почти все муниципальные образования, в результате чего к проекту поправок было собрано 69 комментариев по юридически значимым вопросам. В других регионах подобная практика, к сожалению, не получила распространения.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)В Республики Саха (Якутия) в 2021 г. по инициативе регионального парламента широкое обсуждение получили изменения, предлагаемые в Конституцию Республики. В процесс обсуждения были вовлечены почти все муниципальные образования, в результате чего к проекту поправок было собрано 69 комментариев по юридически значимым вопросам. В других регионах подобная практика, к сожалению, не получила распространения.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В Архангельской области на архипелаге Новая Земля на острове Южный дочерней структурой "Росатома" "Первой рудной компанией" будет осуществляться реализация крупного проекта по разработке Павловского месторождения, содержащего серебро, свинец и цинк, включенного в государственную программу социально-экономического развития Арктической зоны и в реестр приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области. Инвестиционный проект по освоению Павловского месторождения предполагает строительство горно-обогатительного комбината и морского порта. Благодаря освоению Павловского месторождения будет создано более 800 рабочих мест непосредственно на горно-обогатительном комбинате и в портовом комплексе. Кроме того, реализация этого проекта позволит обеспечить заказами десятки предприятий региона, которые станут партнерами проекта, а следовательно, на этих предприятиях также будут создаваться новые вакантные рабочие места <1>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В Архангельской области на архипелаге Новая Земля на острове Южный дочерней структурой "Росатома" "Первой рудной компанией" будет осуществляться реализация крупного проекта по разработке Павловского месторождения, содержащего серебро, свинец и цинк, включенного в государственную программу социально-экономического развития Арктической зоны и в реестр приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области. Инвестиционный проект по освоению Павловского месторождения предполагает строительство горно-обогатительного комбината и морского порта. Благодаря освоению Павловского месторождения будет создано более 800 рабочих мест непосредственно на горно-обогатительном комбинате и в портовом комплексе. Кроме того, реализация этого проекта позволит обеспечить заказами десятки предприятий региона, которые станут партнерами проекта, а следовательно, на этих предприятиях также будут создаваться новые вакантные рабочие места <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Вопрос об объективировании отдельных видов категорий земель и установлении их границ фрагментарно урегулирован в действующем законодательстве. Порядок определения границ земель водного и лесного фондов предусмотрен в ВК РФ (ст. 5) и ЛК РФ (ст. 6.1). Сложности возникают с идентификацией норм, регулирующих установление границ земель сельскохозяйственного назначения. О таких границах имеется упоминание в ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" и в некоторых региональных актах, например Градостроительном кодексе Орловской области от 16 мая 2007 г. N 674-ОЗ (ст. 18) и Законе Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 888-З N 673-IV "Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)" (ст. 31). Аналогичный (фрагментарный) подход наблюдается в отношении границ земель промышленности и иного специального назначения, о которых говорится в Приказе Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов" (п. 9.14). Из материалов судебной практики следует, что сведения о границах указанной категории земель приводятся в генеральных планах муниципальных образований <1>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Вопрос об объективировании отдельных видов категорий земель и установлении их границ фрагментарно урегулирован в действующем законодательстве. Порядок определения границ земель водного и лесного фондов предусмотрен в ВК РФ (ст. 5) и ЛК РФ (ст. 6.1). Сложности возникают с идентификацией норм, регулирующих установление границ земель сельскохозяйственного назначения. О таких границах имеется упоминание в ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" и в некоторых региональных актах, например Градостроительном кодексе Орловской области от 16 мая 2007 г. N 674-ОЗ (ст. 18) и Законе Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 888-З N 673-IV "Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)" (ст. 31). Аналогичный (фрагментарный) подход наблюдается в отношении границ земель промышленности и иного специального назначения, о которых говорится в Приказе Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов" (п. 9.14). Из материалов судебной практики следует, что сведения о границах указанной категории земель приводятся в генеральных планах муниципальных образований <1>.
Информация: Предприимчивых пенсионеров научат основам ведения бизнеса
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)Программа стартует 8 октября 2025 года в 20 пилотных регионах, включая Архангельскую, Владимирскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Ленинградскую, Омскую, Псковскую, Самарскую, Саратовскую, Томскую, Тульскую области, Красноярский край, республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия) и Чувашскую Республику.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2025)Программа стартует 8 октября 2025 года в 20 пилотных регионах, включая Архангельскую, Владимирскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курскую, Ленинградскую, Омскую, Псковскую, Самарскую, Саратовскую, Томскую, Тульскую области, Красноярский край, республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Саха (Якутия) и Чувашскую Республику.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Одним из актуальных является полномочие субъектов РФ по защите интересов малочисленных народов (п. 10 комментируемой статьи). В связи с промышленным освоением Арктики вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, справедливого расчета ущерба, причиненного недропользователями малочисленным народам и их объединениям, а также компенсации указанного ущерба становятся проблемными. К таким субъектам прежде всего относятся Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), осуществляющие реализацию проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Одним из актуальных является полномочие субъектов РФ по защите интересов малочисленных народов (п. 10 комментируемой статьи). В связи с промышленным освоением Арктики вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, справедливого расчета ущерба, причиненного недропользователями малочисленным народам и их объединениям, а также компенсации указанного ущерба становятся проблемными. К таким субъектам прежде всего относятся Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), осуществляющие реализацию проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.