Региональная субсидия коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональная субсидия коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель... обратился в Арбитражный суд... с заявлением к государственному казенному учреждению... "Центр занятости населения..." (далее - Центр) о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств в рамках [регионального - ред.] Порядка предоставления субсидий... об обязании осуществить в рамках... соглашения... о предоставлении субсидий... индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства... на... оплату аренды помещений, используемых для... предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции... дополнительную выплату в размере...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель... обратился в Арбитражный суд... с заявлением к государственному казенному учреждению... "Центр занятости населения..." (далее - Центр) о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств в рамках [регионального - ред.] Порядка предоставления субсидий... об обязании осуществить в рамках... соглашения... о предоставлении субсидий... индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства... на... оплату аренды помещений, используемых для... предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции... дополнительную выплату в размере...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Денежные средства, полученные организацией в качестве региональной субсидии (меры поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции), могут быть использованы на любые цели, не ограничиваясь оплатой труда. Если расходы не связаны с выплатой заработной платы работникам, то у организации обязанности налогового агента не возникают.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Денежные средства, полученные организацией в качестве региональной субсидии (меры поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции), могут быть использованы на любые цели, не ограничиваясь оплатой труда. Если расходы не связаны с выплатой заработной платы работникам, то у организации обязанности налогового агента не возникают.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)были освобождены от обложения налогом на прибыль и НДФЛ субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального и (или) регионального бюджета в связи с пандемией COVID-19. Освобождение распространялось на налогоплательщиков, которые на дату получения субсидии были включены в единый реестр СМСП или относились к СОНКО. Расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитывались в целях налогообложения прибыли. Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет указанных субсидий был правомерен, восстанавливать налог не нужно было (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)были освобождены от обложения налогом на прибыль и НДФЛ субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального и (или) регионального бюджета в связи с пандемией COVID-19. Освобождение распространялось на налогоплательщиков, которые на дату получения субсидии были включены в единый реестр СМСП или относились к СОНКО. Расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитывались в целях налогообложения прибыли. Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет указанных субсидий был правомерен, восстанавливать налог не нужно было (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Из указанных перечней исключены субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального или регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов МСП и (или) относящимися к социально ориентированным НКО, а также расходы, осуществленные за счет таких субсидий.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Из указанных перечней исключены субсидии (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученные из федерального или регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов МСП и (или) относящимися к социально ориентированным НКО, а также расходы, осуществленные за счет таких субсидий.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Во время первой волны пандемии COVID-19 Минтрудом России совместно с субъектами РФ с учетом специфики региональных рынков труда и структуры безработицы был разработан комплекс мер, включающих субсидирование найма граждан, признанных безработными на 1 января 2021 г. <45>. Получить субсидию мог любой работодатель, принявший на работу безработного гражданина, в том числе инвалида, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 г. Эти средства могли направляться на создание (оборудование) специального рабочего места для инвалида, субсидирование заработной платы, компенсацию расходов по наставничеству и других расходов, связанных с трудоустройством и адаптацией инвалида на рабочем месте.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Во время первой волны пандемии COVID-19 Минтрудом России совместно с субъектами РФ с учетом специфики региональных рынков труда и структуры безработицы был разработан комплекс мер, включающих субсидирование найма граждан, признанных безработными на 1 января 2021 г. <45>. Получить субсидию мог любой работодатель, принявший на работу безработного гражданина, в том числе инвалида, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 г. Эти средства могли направляться на создание (оборудование) специального рабочего места для инвалида, субсидирование заработной платы, компенсацию расходов по наставничеству и других расходов, связанных с трудоустройством и адаптацией инвалида на рабочем месте.
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)<9> Козловский С. Итоги-2020: как развивалась пандемия коронавируса в России в графиках // BBC News. Русская служба. 2020. 24 декабря.
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)<9> Козловский С. Итоги-2020: как развивалась пандемия коронавируса в России в графиках // BBC News. Русская служба. 2020. 24 декабря.
Статья: Правовое регулирование института инвестирования внутреннего регионального туризма (на примере Республики Хакасия)
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Данная статья посвящена исследованию последних тенденций инвестиционной политики регионов в сфере туризма в период пандемии коронавируса (COVID-19) и связанных с ним ограничений и запретов. Автор, анализируя различные формы инвестирования регионального туризма и сравнивая его с ситуацией в Хакасии, приходит к выводу, что регионы подходят к решению возникающих в туриндустрии проблем индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику. В то же время в последнее время часть туристских проектов соседние регионы стремятся развивать сообща, что позволяет им при меньших вложениях получить лучший результат. Основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах продолжают оставаться гранты и субсидии. Массовое развитие получает брендирование регионов (территорий) и продвижение этих брендов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования.
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Данная статья посвящена исследованию последних тенденций инвестиционной политики регионов в сфере туризма в период пандемии коронавируса (COVID-19) и связанных с ним ограничений и запретов. Автор, анализируя различные формы инвестирования регионального туризма и сравнивая его с ситуацией в Хакасии, приходит к выводу, что регионы подходят к решению возникающих в туриндустрии проблем индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику. В то же время в последнее время часть туристских проектов соседние регионы стремятся развивать сообща, что позволяет им при меньших вложениях получить лучший результат. Основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах продолжают оставаться гранты и субсидии. Массовое развитие получает брендирование регионов (территорий) и продвижение этих брендов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
Статья: Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)- осуществление стимулирующих выплат медицинским работникам в условиях работы с больными новой коронавирусной инфекцией - 231,7 млрд руб.;
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)- осуществление стимулирующих выплат медицинским работникам в условиях работы с больными новой коронавирусной инфекцией - 231,7 млрд руб.;
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Таким образом, сектор туризма находится в центре реализации приоритетов национальных стратегий по содействию экономическому восстановлению и росту как отрасль, демонстрирующая быстрые регенеративные свойства и обеспечивающая решение проблем устранения безработицы, а также развитие малого и среднего бизнеса. Туризм, по мнению экономических экспертов, важен "не только для экономического развития стран и регионов, но и для их социального и культурного развития и общего благополучия" [2].
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Таким образом, сектор туризма находится в центре реализации приоритетов национальных стратегий по содействию экономическому восстановлению и росту как отрасль, демонстрирующая быстрые регенеративные свойства и обеспечивающая решение проблем устранения безработицы, а также развитие малого и среднего бизнеса. Туризм, по мнению экономических экспертов, важен "не только для экономического развития стран и регионов, но и для их социального и культурного развития и общего благополучия" [2].
Статья: Миграционная составляющая демографической динамики в развитии человеческого капитала современной России
(Красинец Е.С.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Для устранения барьеров, препятствующих более масштабному переезду в нашу страну соотечественников, есть широкое поле деятельности. В период и после завершения активной фазы борьбы с коронавирусной инфекцией необходимо стремиться к увеличению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях усиления соотечественникам государственной поддержки и для софинансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения. Требуется корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры, искусства и спорта на основе анализа их предпочтений и ожиданий, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц. Вместе с тем следует адаптировать зарубежный опыт по репатриации соотечественников, в первую очередь в решении жилищных проблем и вопросов трудоустройства.
(Красинец Е.С.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Для устранения барьеров, препятствующих более масштабному переезду в нашу страну соотечественников, есть широкое поле деятельности. В период и после завершения активной фазы борьбы с коронавирусной инфекцией необходимо стремиться к увеличению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях усиления соотечественникам государственной поддержки и для софинансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения. Требуется корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры, искусства и спорта на основе анализа их предпочтений и ожиданий, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц. Вместе с тем следует адаптировать зарубежный опыт по репатриации соотечественников, в первую очередь в решении жилищных проблем и вопросов трудоустройства.
Статья: К вопросу о роли органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства
(Тропина Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)В июне 2017 г. в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года (далее - Государственная программа). Большая часть мероприятий запланирована на федеральном уровне, но в то же время ряд мероприятий отнесен к компетенции субъектов Федерации, включая муниципальные образования. Финансирование данных мероприятий, согласно Государственной программе, должно осуществляться из средств региональных и местных бюджетов, подавляющую долю которого составляет субсидирование из федерального бюджета. Статистика показывает, что значительную долю финансирования развития сельской местности составляют вливания из федерального бюджета, что является благоприятной почвой для развития сельского хозяйства в целом.
(Тропина Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)В июне 2017 г. в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года (далее - Государственная программа). Большая часть мероприятий запланирована на федеральном уровне, но в то же время ряд мероприятий отнесен к компетенции субъектов Федерации, включая муниципальные образования. Финансирование данных мероприятий, согласно Государственной программе, должно осуществляться из средств региональных и местных бюджетов, подавляющую долю которого составляет субсидирование из федерального бюджета. Статистика показывает, что значительную долю финансирования развития сельской местности составляют вливания из федерального бюджета, что является благоприятной почвой для развития сельского хозяйства в целом.