Реформирование системы финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформирование системы финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В условиях систематической недостаточности средств местных бюджетов для решения насущных вопросов жизнеобеспечения в муниципальных образованиях остро встает вопрос по дальнейшему совершенствованию и системы муниципального финансового контроля. Поэтому параллельно с действиями по перестраиванию организации местного самоуправления в Чувашской Республике активно идет процесс реформирования системы организации муниципального финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов. Такая работа прежде всего ведется в отношении осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В условиях систематической недостаточности средств местных бюджетов для решения насущных вопросов жизнеобеспечения в муниципальных образованиях остро встает вопрос по дальнейшему совершенствованию и системы муниципального финансового контроля. Поэтому параллельно с действиями по перестраиванию организации местного самоуправления в Чувашской Республике активно идет процесс реформирования системы организации муниципального финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов. Такая работа прежде всего ведется в отношении осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Статья: Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного контроля: административно-правовые аспекты
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Говоря об административно-правовых основах в механизме контроля в рамках деятельности Счетной палаты РФ, следует затронуть вопрос юрисдикционных полномочий органов государства. Нормы административного права, действующие в сфере проведения внешнего финансового контроля Счетной палаты РФ, разнообразны, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях <26>, в том числе ст. 15.14, 15.15, 15.15.1, 15.15.2 и др. (нормы о квалификации бюджетных правонарушений, фактические обстоятельства совершения которых устанавливаются в рамках контроля Счетной палаты РФ). Вне сомнения, качество работы органа государственного финансового контроля в сфере управления государственными финансами во многом зависит от наличия эффективных юрисдикционных механизмов, позволяющих обеспечить реализацию принципа законности в финансово-бюджетной сфере. Вместе с тем анализ итогов реформирования системы государственного финансового контроля и тенденций правоприменительной практики указывает на риски недостижения целей законности в указанной сфере, что обусловлено отсутствием единого подхода к объему полномочий органов, формирующих указанную систему на федеральном и региональном уровнях, недостаточной правовой регламентацией полномочий административно-процессуального характера, а именно недостаточного объема юрисдикционных полномочий у Счетной палаты РФ. Подчеркнем, административные полномочия процессуального характера Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ проявляются в их участии в производстве по делам об административных правонарушениях посредством составления протокола в силу прямого указания закона - ст. 36 Федерального закона N 41-ФЗ. Полномочиями по рассмотрению протоколов об административном правонарушении (административно-юрисдикционными полномочиями) рассматриваемые органы не наделены. Следовательно, несмотря на значимость финансового контроля Счетной палаты РФ для обеспечения законности и финансовой дисциплины, вряд ли возможно говорить о том, что к настоящему периоду сформирован достаточный механизм административно-правового регулирования инструментария внешнего государственного финансового контроля и средств использования его результатов.
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Говоря об административно-правовых основах в механизме контроля в рамках деятельности Счетной палаты РФ, следует затронуть вопрос юрисдикционных полномочий органов государства. Нормы административного права, действующие в сфере проведения внешнего финансового контроля Счетной палаты РФ, разнообразны, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях <26>, в том числе ст. 15.14, 15.15, 15.15.1, 15.15.2 и др. (нормы о квалификации бюджетных правонарушений, фактические обстоятельства совершения которых устанавливаются в рамках контроля Счетной палаты РФ). Вне сомнения, качество работы органа государственного финансового контроля в сфере управления государственными финансами во многом зависит от наличия эффективных юрисдикционных механизмов, позволяющих обеспечить реализацию принципа законности в финансово-бюджетной сфере. Вместе с тем анализ итогов реформирования системы государственного финансового контроля и тенденций правоприменительной практики указывает на риски недостижения целей законности в указанной сфере, что обусловлено отсутствием единого подхода к объему полномочий органов, формирующих указанную систему на федеральном и региональном уровнях, недостаточной правовой регламентацией полномочий административно-процессуального характера, а именно недостаточного объема юрисдикционных полномочий у Счетной палаты РФ. Подчеркнем, административные полномочия процессуального характера Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ проявляются в их участии в производстве по делам об административных правонарушениях посредством составления протокола в силу прямого указания закона - ст. 36 Федерального закона N 41-ФЗ. Полномочиями по рассмотрению протоколов об административном правонарушении (административно-юрисдикционными полномочиями) рассматриваемые органы не наделены. Следовательно, несмотря на значимость финансового контроля Счетной палаты РФ для обеспечения законности и финансовой дисциплины, вряд ли возможно говорить о том, что к настоящему периоду сформирован достаточный механизм административно-правового регулирования инструментария внешнего государственного финансового контроля и средств использования его результатов.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283
"Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
"Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности"Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703
(ред. от 16.10.2025)
"О Федеральном казначействе"5.26. осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, включая полномочия по контролю за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
(ред. от 16.10.2025)
"О Федеральном казначействе"5.26. осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, включая полномочия по контролю за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
Статья: Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля повлекло изменения охранительных бюджетных норм, а также норм, регламентирующих порядок применения бюджетных мер принуждения. Бюджетные меры принуждения применяются за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса РФ, и реализуются в рамках особых процессуальных действий, разграниченных на стадии, логично вытекающих и являющихся проверочными для предыдущих. Каждая стадия имеет различное назначение, документальное оформление, определенный круг участников и систему процессуальных действий, совершаемых во временных границах. Однако рассматриваемая конструкция имеет много пробелов и недостатков правового регулирования, что не позволяет считать ее завершенной и целостной.
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля повлекло изменения охранительных бюджетных норм, а также норм, регламентирующих порядок применения бюджетных мер принуждения. Бюджетные меры принуждения применяются за совершение бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса РФ, и реализуются в рамках особых процессуальных действий, разграниченных на стадии, логично вытекающих и являющихся проверочными для предыдущих. Каждая стадия имеет различное назначение, документальное оформление, определенный круг участников и систему процессуальных действий, совершаемых во временных границах. Однако рассматриваемая конструкция имеет много пробелов и недостатков правового регулирования, что не позволяет считать ее завершенной и целостной.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Следует заметить, что институт государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля находится в динамическом состоянии постоянного совершенствования параллельно с развитием системы управления публичными финансами. Центральным актом, задающим правовую основу реформирования, выступает Бюджетный кодекс РФ, основным недостатком и одновременно достоинством которого является оперативное реагирование на различные модификации финансовых отношений, объясняемые стремлением повысить качество управления последними. Составная часть этих процессов - цифровизация, цифровая трансформация финансово-бюджетного контроля. Условно можно выделить два этапа развития законодательства о цифровых изменениях.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Следует заметить, что институт государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля находится в динамическом состоянии постоянного совершенствования параллельно с развитием системы управления публичными финансами. Центральным актом, задающим правовую основу реформирования, выступает Бюджетный кодекс РФ, основным недостатком и одновременно достоинством которого является оперативное реагирование на различные модификации финансовых отношений, объясняемые стремлением повысить качество управления последними. Составная часть этих процессов - цифровизация, цифровая трансформация финансово-бюджетного контроля. Условно можно выделить два этапа развития законодательства о цифровых изменениях.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Результаты. Проведен анализ содержания нормативно-правовых актов, затрагивающих различные аспекты эффективности контроля. Систематизированы подходы к оценке эффективности контрольной деятельности, представленные как в научном сообществе, так и в нормативно-правовой сфере. Конкретизирован состав и раскрыто содержание критериев оценки эффективности внутреннего финансового контроля, реализуемого государственными (муниципальными) учреждениями. Выделены отличительные характеристики критериев оценки эффективности внешнего и внутреннего финансового контроля.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Результаты. Проведен анализ содержания нормативно-правовых актов, затрагивающих различные аспекты эффективности контроля. Систематизированы подходы к оценке эффективности контрольной деятельности, представленные как в научном сообществе, так и в нормативно-правовой сфере. Конкретизирован состав и раскрыто содержание критериев оценки эффективности внутреннего финансового контроля, реализуемого государственными (муниципальными) учреждениями. Выделены отличительные характеристики критериев оценки эффективности внешнего и внутреннего финансового контроля.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристикой Нового государственного управления является делегирование ряда государственных полномочий частным структурам, что на современном этапе наблюдается при привлечении субъектов частного права при осуществлении контроля в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (аудиторские организации, аудиторы, адвокаты, участники рынка ценных бумаг, кредитные организации), контроле за осуществлением валютных операций (уполномоченные банки, "ВЭБ.РФ", участники рынка ценных бумаг), надзоре за деятельностью некредитных финансовых организаций (саморегулируемые организации), при этом обмен информацией между указанными агентами и органами публичного финансового контроля осуществляется посредством использования специальных автоматизированных систем, а также внедряются и цифровые технологии. Именно данная концепция основана на оценке разделения задач между государством и негосударственными институтами <1>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Характеристикой Нового государственного управления является делегирование ряда государственных полномочий частным структурам, что на современном этапе наблюдается при привлечении субъектов частного права при осуществлении контроля в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (аудиторские организации, аудиторы, адвокаты, участники рынка ценных бумаг, кредитные организации), контроле за осуществлением валютных операций (уполномоченные банки, "ВЭБ.РФ", участники рынка ценных бумаг), надзоре за деятельностью некредитных финансовых организаций (саморегулируемые организации), при этом обмен информацией между указанными агентами и органами публичного финансового контроля осуществляется посредством использования специальных автоматизированных систем, а также внедряются и цифровые технологии. Именно данная концепция основана на оценке разделения задач между государством и негосударственными институтами <1>.
Статья: Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)14. Спиридонов А.А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип / А.А. Спиридонов // Lex russica. 2022. Т. 75. N 6. С. 48 - 58.
(Спиридонов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)14. Спиридонов А.А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип / А.А. Спиридонов // Lex russica. 2022. Т. 75. N 6. С. 48 - 58.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Статья: Отдельные проблемы и перспективы совершенствования правопорядка в сфере публичных финансов
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<8> Куркин И.В. Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах // Финансовое право. 2024. N 6.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<8> Куркин И.В. Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах // Финансовое право. 2024. N 6.
Статья: Реализация принципа прозрачности (открытости) в бюджетной деятельности институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<11> Как отмечается в литературе, реализация рассматриваемого принципа в бюджетных правоотношениях все еще имеет фрагментарный характер, что свидетельствует о системности отмеченной проблемы. См.: Бочкарева Е.А., Кожушко С.В. Реализация принципа прозрачности (открытости) субъектами бюджетных правоотношений в условиях реформирования законодательства о внутреннем финансовом контроле // Финансовое право. 2019. N 12. С. 14 - 17; СПС "КонсультантПлюс".
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<11> Как отмечается в литературе, реализация рассматриваемого принципа в бюджетных правоотношениях все еще имеет фрагментарный характер, что свидетельствует о системности отмеченной проблемы. См.: Бочкарева Е.А., Кожушко С.В. Реализация принципа прозрачности (открытости) субъектами бюджетных правоотношений в условиях реформирования законодательства о внутреннем финансовом контроле // Финансовое право. 2019. N 12. С. 14 - 17; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Финансовое право как отрасль права и законодательства: к вопросу о пределах публично-правового и частноправового регулирования
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)- изменение финансово-правового и административно-правового статуса Казначейства России, ставшего в связи с последними изменениями законодательства не только органом, осуществляющим управление государственными финансами, но и оператором информационных систем в этой области, а также органом, реализующим обязанности по казначейскому сопровождению и обслуживанию при сохранении возложенных ранее полномочий по осуществлению государственного финансового контроля. В литературе справедливо констатируется, что "к настоящему моменту полномочия Казначейства России... вышли за традиционные рамки прав и обязанностей казначейского органа, что послужило причиной для его формирования в бюджетной системе как особой "мультисистемы" (транзакционной, учетной, контрольной, информационной) в области финансовой деятельности публично-правовых образований, правовой статус и роль в осуществлении финансовой деятельности которой не являются абсолютно определенными и неизменными ввиду активного правового реформирования" <3>.
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 5)- изменение финансово-правового и административно-правового статуса Казначейства России, ставшего в связи с последними изменениями законодательства не только органом, осуществляющим управление государственными финансами, но и оператором информационных систем в этой области, а также органом, реализующим обязанности по казначейскому сопровождению и обслуживанию при сохранении возложенных ранее полномочий по осуществлению государственного финансового контроля. В литературе справедливо констатируется, что "к настоящему моменту полномочия Казначейства России... вышли за традиционные рамки прав и обязанностей казначейского органа, что послужило причиной для его формирования в бюджетной системе как особой "мультисистемы" (транзакционной, учетной, контрольной, информационной) в области финансовой деятельности публично-правовых образований, правовой статус и роль в осуществлении финансовой деятельности которой не являются абсолютно определенными и неизменными ввиду активного правового реформирования" <3>.
Статья: Уклонение от уплаты транспортного налога: причины и условия возникновения
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)20. Комарова Г.П., Змановская О.В. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля // Налоги и финансовое право. 2015. N 5. С. 37 - 42.
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)20. Комарова Г.П., Змановская О.В. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля // Налоги и финансовое право. 2015. N 5. С. 37 - 42.