Реформирование бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформирование бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Формирование конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году (реформация баланса) >>>
Статья: Риски недостоверности бухгалтерского учета в контексте его реформирования
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6
Нормативные акты
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Т.Л. Щеглова обосновывает авторское видение конкретного направления реформирования бухгалтерского учета - интегрированного учета. Выделение данного вида учета обосновывается тем, что российский бухгалтерский учет, несмотря на все его реформирующие мероприятия, не соответствует новым информационно-аналитическим возможностям и потребностям цифровой экономики. Интегрированный учет является продуктом новых информационных технологий и соответствует запросам по прогнозному и прошлому состоянию экономического субъекта в социальной, экологической и экономической областях. Автор доказывает, что с его помощью традиционные учетно-аналитические науки смогут адаптироваться к информационным запросам пользователей и к условиям цифровой экономики. Т.Л. Щеглова отмечает, что интегрированный учет основан на новейших идеях и достижениях IT-технологий и необходим для устранения "разрыва в содержании российского бухгалтерского учета и Accounting" [4].
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Т.Л. Щеглова обосновывает авторское видение конкретного направления реформирования бухгалтерского учета - интегрированного учета. Выделение данного вида учета обосновывается тем, что российский бухгалтерский учет, несмотря на все его реформирующие мероприятия, не соответствует новым информационно-аналитическим возможностям и потребностям цифровой экономики. Интегрированный учет является продуктом новых информационных технологий и соответствует запросам по прогнозному и прошлому состоянию экономического субъекта в социальной, экологической и экономической областях. Автор доказывает, что с его помощью традиционные учетно-аналитические науки смогут адаптироваться к информационным запросам пользователей и к условиям цифровой экономики. Т.Л. Щеглова отмечает, что интегрированный учет основан на новейших идеях и достижениях IT-технологий и необходим для устранения "разрыва в содержании российского бухгалтерского учета и Accounting" [4].
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
Статья: Методические подходы к формированию бухгалтерского баланса: прошлое, настоящее, будущее
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Переход России к рыночной экономике положил начало существенному реформированию бухгалтерского учета на основе его сближения с МСФО, которое коснулось и подходов к формированию бухгалтерской отчетности, в том числе и бухгалтерского баланса. Однако близость с регламентациями МСФО была достигнута не сразу. В табл. 2 приведены показатели формы бухгалтерского баланса, регламентированной Приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" <8>.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Переход России к рыночной экономике положил начало существенному реформированию бухгалтерского учета на основе его сближения с МСФО, которое коснулось и подходов к формированию бухгалтерской отчетности, в том числе и бухгалтерского баланса. Однако близость с регламентациями МСФО была достигнута не сразу. В табл. 2 приведены показатели формы бухгалтерского баланса, регламентированной Приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" <8>.
Статья: Проблемные вопросы практического применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)18. Котова К.Ю., Мережинский С.О. Реформирование бухгалтерского учета в России: отражение операций аренды у лизингодателя в соответствии с ФСБУ 25/2018 // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. N 2-1. С. 174 - 182. URL: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-2-174-182.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)18. Котова К.Ю., Мережинский С.О. Реформирование бухгалтерского учета в России: отражение операций аренды у лизингодателя в соответствии с ФСБУ 25/2018 // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. N 2-1. С. 174 - 182. URL: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-2-174-182.
Статья: Формирование отчета о финансовых результатах: прошлое, настоящее, будущее
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Результаты. На основе исследования динамики развития регламентаций по формированию отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках) организаций выявлены особенности подходов к формированию отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках) в российском бухгалтерском учете периода социализма, начала рыночных реформ, современного этапа и ближайшего будущего. Представлены результаты сопоставления правил составления отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках), прописанных в различных нормативных документах. Обоснованы перспективы развития регламентаций по формированию отчета о финансовых результатах в процессе дальнейшего реформирования бухгалтерского учета.
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Результаты. На основе исследования динамики развития регламентаций по формированию отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках) организаций выявлены особенности подходов к формированию отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках) в российском бухгалтерском учете периода социализма, начала рыночных реформ, современного этапа и ближайшего будущего. Представлены результаты сопоставления правил составления отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках), прописанных в различных нормативных документах. Обоснованы перспективы развития регламентаций по формированию отчета о финансовых результатах в процессе дальнейшего реформирования бухгалтерского учета.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В настоящее время в условиях реформирования бухгалтерского учета и планомерного применения международных стандартов финансовой отчетности <2> наличие достоверной информации об использовании бюджетных инвестиций является достаточно актуальным. Бюджетные инвестиции в уставный капитал юридического лица представляют собой инвестируемые средства, прозрачность использования которых обеспечивает понимание хода всего инвестиционного проекта и его действительных результатов. Заинтересованными пользователями информации об использовании бюджетных инвестиций могут являться органы управления коммерческой организации, органы контроля и аудита, иные лица, чьи права и интересы затрагиваются изменением финансового состояния организации.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В настоящее время в условиях реформирования бухгалтерского учета и планомерного применения международных стандартов финансовой отчетности <2> наличие достоверной информации об использовании бюджетных инвестиций является достаточно актуальным. Бюджетные инвестиции в уставный капитал юридического лица представляют собой инвестируемые средства, прозрачность использования которых обеспечивает понимание хода всего инвестиционного проекта и его действительных результатов. Заинтересованными пользователями информации об использовании бюджетных инвестиций могут являться органы управления коммерческой организации, органы контроля и аудита, иные лица, чьи права и интересы затрагиваются изменением финансового состояния организации.
Статья: Дебиторская задолженность в бухгалтерской отчетности: от истории к современным реалиям
(Куликова Л.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Таким образом, в начале реформирования бухгалтерского учета в России информация о дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе представлялась более детализировано исходя из срока погашения, с расшифровкой по ее видам, отдельным представлением выданных авансов. В настоящее время законодатель предусматривает представление информации о дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе в укрупненном виде, без расшифровки и делает акцент на детальное раскрытие данных в пояснениях к балансу.
(Куликова Л.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Таким образом, в начале реформирования бухгалтерского учета в России информация о дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе представлялась более детализировано исходя из срока погашения, с расшифровкой по ее видам, отдельным представлением выданных авансов. В настоящее время законодатель предусматривает представление информации о дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе в укрупненном виде, без расшифровки и делает акцент на детальное раскрытие данных в пояснениях к балансу.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.