Реформа здравоохранения
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа здравоохранения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы реализации государственной поддержки технологичной (восстановительной) медицины как вектор социализации здравоохранения в контексте конституционной реформы 2020 года
(Моссберг Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
(Моссберг Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<19> Тихомиров А.В. Социально ориентированная рыночная реформа здравоохранения. М.: ЮрИнфоЗдрав, 2007. 234 с.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<19> Тихомиров А.В. Социально ориентированная рыночная реформа здравоохранения. М.: ЮрИнфоЗдрав, 2007. 234 с.
Статья: О необходимости разработки модели поведения граждан в выполнении своих обязанностей в сфере охраны здоровья
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Современный подход к обязанностям граждан по сохранению своего здоровья в научных исследованиях рассматривается в связи с имеющимися недостатками реформы здравоохранения, которая, по справедливому мнению О.Г. Румянцева, была нацелена на "оптимизацию расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. На деле произошли деформация системы, несоразмерный отток врачей в частную сферу, кадровый голод при ежегодном уменьшении объема медпомощи, оказываемой бесплатно" <8>.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Современный подход к обязанностям граждан по сохранению своего здоровья в научных исследованиях рассматривается в связи с имеющимися недостатками реформы здравоохранения, которая, по справедливому мнению О.Г. Румянцева, была нацелена на "оптимизацию расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. На деле произошли деформация системы, несоразмерный отток врачей в частную сферу, кадровый голод при ежегодном уменьшении объема медпомощи, оказываемой бесплатно" <8>.
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Право на охрану здоровья является одним из наиболее значимых, фундаментальных прав человека и гражданина, обеспечение реализации которого требует взаимодействия всех субъектов соответствующих правоотношений. Особое место среди них занимают органы местного самоуправления. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как основу конституционного строя России, ему было передано значительное число полномочий, в том числе в области здравоохранения. Так, в ст. 41 предусматривается обязанность государства принимать меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Таким образом, можно говорить о создании трехуровневой системы здравоохранения. Согласно ст. 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <1> 1993 г. к муниципальной системе здравоохранения были отнесены муниципальные органы власти, уполномоченные осуществлять управление в сфере здравоохранения и "находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации". Учитывая, что муниципальные органы власти максимально приближены к населению и способны более мобильно реагировать на изменения потребностей населения конкретного муниципального образования, децентрализованная система со значительной ролью местного самоуправления должна была обеспечить более высокий уровень доступности медицинской помощи. Однако к началу 2000-х годов стало очевидно, что такой подход сталкивается с рядом существенных проблем, в частности "хроническим" недофинансированием, низким уровнем контроля за деятельностью медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения при сохранении проблемы кадрового обеспечения <2>. Вследствие чего была инициирована реформа здравоохранения, направленная на усиление государственного контроля, прежде всего, через повышение ответственности органов государственной власти субъектов РФ. Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) понятие "система муниципального здравоохранения" сохранил <3>, однако объем полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения был сведен к минимуму. В компетенции муниципальных органов власти остались полномочия по финансированию мероприятий профилактического характера, а также возможность создания комфортных и благоприятных условий для медицинских работников (проживание, обучение и т.д.) <4>. Принятие данного акта также положило начало процессу перехода права собственности на объекты здравоохранения от муниципальных образований к государству (субъектам). Так, если в 2000 г. численность работников муниципального здравоохранения составляла почти 55% от общего числа работников данной сферы, то в 2012 г. - 26,8%, а сегодня не более 2,5% (табл. 1).
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Право на охрану здоровья является одним из наиболее значимых, фундаментальных прав человека и гражданина, обеспечение реализации которого требует взаимодействия всех субъектов соответствующих правоотношений. Особое место среди них занимают органы местного самоуправления. Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как основу конституционного строя России, ему было передано значительное число полномочий, в том числе в области здравоохранения. Так, в ст. 41 предусматривается обязанность государства принимать меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Таким образом, можно говорить о создании трехуровневой системы здравоохранения. Согласно ст. 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <1> 1993 г. к муниципальной системе здравоохранения были отнесены муниципальные органы власти, уполномоченные осуществлять управление в сфере здравоохранения и "находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации". Учитывая, что муниципальные органы власти максимально приближены к населению и способны более мобильно реагировать на изменения потребностей населения конкретного муниципального образования, децентрализованная система со значительной ролью местного самоуправления должна была обеспечить более высокий уровень доступности медицинской помощи. Однако к началу 2000-х годов стало очевидно, что такой подход сталкивается с рядом существенных проблем, в частности "хроническим" недофинансированием, низким уровнем контроля за деятельностью медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения при сохранении проблемы кадрового обеспечения <2>. Вследствие чего была инициирована реформа здравоохранения, направленная на усиление государственного контроля, прежде всего, через повышение ответственности органов государственной власти субъектов РФ. Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323) понятие "система муниципального здравоохранения" сохранил <3>, однако объем полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения был сведен к минимуму. В компетенции муниципальных органов власти остались полномочия по финансированию мероприятий профилактического характера, а также возможность создания комфортных и благоприятных условий для медицинских работников (проживание, обучение и т.д.) <4>. Принятие данного акта также положило начало процессу перехода права собственности на объекты здравоохранения от муниципальных образований к государству (субъектам). Так, если в 2000 г. численность работников муниципального здравоохранения составляла почти 55% от общего числа работников данной сферы, то в 2012 г. - 26,8%, а сегодня не более 2,5% (табл. 1).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> С проблемой недоступности квалифицированной медицинской помощи для значительной части населения (около 30%) в свое время столкнулись США. Одним из достижений президента США Барака Обамы считается инициированная им реформа здравоохранения и принятый по ее итогам Закон о защите пациентов и обеспечении им доступной медицинской помощи 2010 г. (Patient Protection and Affordable Care Act). Вместе с тем в американской литературе все еще обсуждаются плюсы и минусы новой системы оплаты медицинской помощи. См., например: King D.W. US Health Care Reform: Comprehensive Insurance or Affordable Care? // Journal of Law, Economics and Policy. 2011. Vol. 7. Iss. 3. P. 439 - 483.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> С проблемой недоступности квалифицированной медицинской помощи для значительной части населения (около 30%) в свое время столкнулись США. Одним из достижений президента США Барака Обамы считается инициированная им реформа здравоохранения и принятый по ее итогам Закон о защите пациентов и обеспечении им доступной медицинской помощи 2010 г. (Patient Protection and Affordable Care Act). Вместе с тем в американской литературе все еще обсуждаются плюсы и минусы новой системы оплаты медицинской помощи. См., например: King D.W. US Health Care Reform: Comprehensive Insurance or Affordable Care? // Journal of Law, Economics and Policy. 2011. Vol. 7. Iss. 3. P. 439 - 483.