Реформа ККТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа ККТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Новым вызовом выступает и цифровая трансформация налогового законодательства, которая формирует новую экосистему правоотношений: появление личных кабинетов налогоплательщика, реестр ЗАГС, реформа контрольно-кассовой техники, открытый информационный ресурс бухгалтерской отчетности, единый налоговый счет, а также электронный документооборот, появление нового субъекта налоговых правоотношений "самозанятый", внедряется автоматизированная упрощенная система налогообложения. Кроме того, Россия участвует в формировании нового механизма международного налогообложения - Two-Pillar Solution, формируя новую налогооблагаемую базу с перераспределения сверхприбылей крупнейших международных групп компаний в страны - источники доходов, а также введение глобальной минимальной ставки налогообложения прибыли групп международных компаний. Таким образом, вышеперечисленное предопределяет приоритетность прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Новым вызовом выступает и цифровая трансформация налогового законодательства, которая формирует новую экосистему правоотношений: появление личных кабинетов налогоплательщика, реестр ЗАГС, реформа контрольно-кассовой техники, открытый информационный ресурс бухгалтерской отчетности, единый налоговый счет, а также электронный документооборот, появление нового субъекта налоговых правоотношений "самозанятый", внедряется автоматизированная упрощенная система налогообложения. Кроме того, Россия участвует в формировании нового механизма международного налогообложения - Two-Pillar Solution, формируя новую налогооблагаемую базу с перераспределения сверхприбылей крупнейших международных групп компаний в страны - источники доходов, а также введение глобальной минимальной ставки налогообложения прибыли групп международных компаний. Таким образом, вышеперечисленное предопределяет приоритетность прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Достигнутые результаты и технологии, разработанные в ходе реформы ККТ и проекта по самозанятым, позволяют нам двигаться дальше в русле наших ценностей по минимизации административной нагрузки и издержек налогоплательщика и предложить новый онлайн - налоговый режим - автоматизированную систему налогообложения АУСН-онлайн. Госдума приняла соответствующий Закон в третьем чтении.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Достигнутые результаты и технологии, разработанные в ходе реформы ККТ и проекта по самозанятым, позволяют нам двигаться дальше в русле наших ценностей по минимизации административной нагрузки и издержек налогоплательщика и предложить новый онлайн - налоговый режим - автоматизированную систему налогообложения АУСН-онлайн. Госдума приняла соответствующий Закон в третьем чтении.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 30.10.1998 N ГКПИ98-547
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин...">Как установлено судом, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин...">Как установлено судом, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
Решение Верховного Суда РФ от 20.07.1998 N ГКПИ98-224
<Об отказе в удовлетворении жалобы на Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли">Утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, был согласован с Верховным Советом РФ.
<Об отказе в удовлетворении жалобы на Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли">Утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, был согласован с Верховным Советом РФ.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Говоря об оперативном контроле, представляется необходимым ответить на ключевые вопросы обоснованности включения полноценного и самостоятельного регулирования применения ККТ, комплексно реформированного в 2016 - 2021 гг. в ходе российской кассовой реформы, в сферу действия Закона N 248-ФЗ, а также оценить эффективность оперативного контроля с точки зрения новых правовых реалий.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Говоря об оперативном контроле, представляется необходимым ответить на ключевые вопросы обоснованности включения полноценного и самостоятельного регулирования применения ККТ, комплексно реформированного в 2016 - 2021 гг. в ходе российской кассовой реформы, в сферу действия Закона N 248-ФЗ, а также оценить эффективность оперативного контроля с точки зрения новых правовых реалий.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 14)Сначала чек, потом деньги: новые инициативы по ККТ
("Главная книга", 2024, N 14)Сначала чек, потом деньги: новые инициативы по ККТ
Вопрос: Какие функции у Единого расчетно-кассового центра (Единого информационно-расчетного центра), вправе ли он выставлять потребителям счета за коммунальные услуги и как организовать прием платежей за коммунальные услуги через ЕРКЦ (ЕИРЦ)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Единый расчетно-кассовый центр (Единый информационно-расчетный центр) осуществляет расчет стоимости услуг ЖКХ в соответствии с порядком их оплаты, доведение результатов расчетов до населения и сбор денежных средств, все виды расчетов, в том числе перерасчет стоимости жилья и оплаты услуг, связанный с предоставлением льгот и субсидий определенной категории граждан, а также начисление пеней за несвоевременную уплату этих видов платежей. ЕИРЦ вправе выставлять потребителям счета за коммунальные услуги. Для приема платежей за коммунальные услуги ЕИРЦ как оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком услуг договор, по условиям которого ЕИРЦ вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков. Прием платежей производится с использованием контрольно-кассовой техники и специального банковского счета для осуществления расчетов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Единый расчетно-кассовый центр (Единый информационно-расчетный центр) осуществляет расчет стоимости услуг ЖКХ в соответствии с порядком их оплаты, доведение результатов расчетов до населения и сбор денежных средств, все виды расчетов, в том числе перерасчет стоимости жилья и оплаты услуг, связанный с предоставлением льгот и субсидий определенной категории граждан, а также начисление пеней за несвоевременную уплату этих видов платежей. ЕИРЦ вправе выставлять потребителям счета за коммунальные услуги. Для приема платежей за коммунальные услуги ЕИРЦ как оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком услуг договор, по условиям которого ЕИРЦ вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков. Прием платежей производится с использованием контрольно-кассовой техники и специального банковского счета для осуществления расчетов.
Статья: Исследование реформ налогового управления в российской практике
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Таким образом, риск предпринимательской деятельности возрастает, хотя этот факт никогда не соответствует объему реформ. Более того, сумма финансовых затрат, понесенных налогоплательщиками на установку контрольно-кассовой техники, значительно превышает сумму налоговых деклараций по НДФЛ.
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Таким образом, риск предпринимательской деятельности возрастает, хотя этот факт никогда не соответствует объему реформ. Более того, сумма финансовых затрат, понесенных налогоплательщиками на установку контрольно-кассовой техники, значительно превышает сумму налоговых деклараций по НДФЛ.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности, использующая механизм "регуляторной гильотины" как комплексный инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду, не предусматривает в качестве самостоятельного вида государственного контроля (надзора) контроль в сфере публичных финансов, применительно к которому необходимо проводить тотальный пересмотр обязательных требований его осуществления <1>. Тем не менее отдельные направления (виды) контроля в сфере публичных финансов нашли отражение в рамках масштабной государственной реформы, в частности налоговый, валютный контроль и федеральный государственный контроль за применением контрольно-кассовой техники, осуществляемый ФНС России, а также таможенный контроль (в том числе за уплатой таможенных налогов, сборов, пошлин), осуществляемый ФТС России.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности, использующая механизм "регуляторной гильотины" как комплексный инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду, не предусматривает в качестве самостоятельного вида государственного контроля (надзора) контроль в сфере публичных финансов, применительно к которому необходимо проводить тотальный пересмотр обязательных требований его осуществления <1>. Тем не менее отдельные направления (виды) контроля в сфере публичных финансов нашли отражение в рамках масштабной государственной реформы, в частности налоговый, валютный контроль и федеральный государственный контроль за применением контрольно-кассовой техники, осуществляемый ФНС России, а также таможенный контроль (в том числе за уплатой таможенных налогов, сборов, пошлин), осуществляемый ФТС России.
Последние изменения: Регистрация и снятие с учета ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая служба в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и ИП в рамках второго этапа реформы по ККТ направила Инструкцию для работников налоговых органов по новому порядку применения контрольно-кассовой техники (ККТ). В Приложении 5 документа она пошагово разъяснила, как выбрать и установить онлайн-кассу. Также разъяснено, в чем выгода онлайн-кассы, кому она нужна, а кому нет, кто может получить налоговый вычет за кассу, фискальный накопитель, программное обеспечение и настройку. Кроме того, ФНС отметила, что бизнесменов, нарушивших требования закона об онлайн-кассах, ждет штраф.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговая служба в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и ИП в рамках второго этапа реформы по ККТ направила Инструкцию для работников налоговых органов по новому порядку применения контрольно-кассовой техники (ККТ). В Приложении 5 документа она пошагово разъяснила, как выбрать и установить онлайн-кассу. Также разъяснено, в чем выгода онлайн-кассы, кому она нужна, а кому нет, кто может получить налоговый вычет за кассу, фискальный накопитель, программное обеспечение и настройку. Кроме того, ФНС отметила, что бизнесменов, нарушивших требования закона об онлайн-кассах, ждет штраф.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348 <О размере шрифта в кассовом чеке, способах минимизации расходов на кассовую ленту и предложениях по регулированию качества печати обязательных реквизитов на кассовом чеке>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)По данным Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ), в начале кассовой реформы с 2016 года производители кассовой техники разработали настройки ККТ, которые позволяли формировать кассовый чек удобочитаемым шрифтом размером не менее 2 мм с целью соблюдения прав потребителей.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)По данным Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ), в начале кассовой реформы с 2016 года производители кассовой техники разработали настройки ККТ, которые позволяли формировать кассовый чек удобочитаемым шрифтом размером не менее 2 мм с целью соблюдения прав потребителей.
Статья: К вопросу о подготовке новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации в современных условиях
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<60> Например, в работе А.А. Батарина указано на предпосылки к интеграции правового регулирования сферы применения ККТ в налоговое законодательство. См.: Батарин А.А. Налоговое законодательство государства и правила применения контрольно-кассовой техники: вопросы интеграции // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 1. С. 64.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<60> Например, в работе А.А. Батарина указано на предпосылки к интеграции правового регулирования сферы применения ККТ в налоговое законодательство. См.: Батарин А.А. Налоговое законодательство государства и правила применения контрольно-кассовой техники: вопросы интеграции // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 1. С. 64.
Вопрос: О размере шрифта в кассовом чеке, способах минимизации расходов на кассовую ленту и предложениях по регулированию качества печати обязательных реквизитов на кассовом чеке.
(Письмо ФНС России от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348)В этих целях при проведении кассовой реформы по внедрению ККТ, осуществляющей передачу фискальных данных в налоговые органы через операторов фискальных данных, ФНС России были учтены пожелания пользователей ККТ по минимизации расхода кассовой ленты:
(Письмо ФНС России от 30.06.2023 N АБ-4-20/8348)В этих целях при проведении кассовой реформы по внедрению ККТ, осуществляющей передачу фискальных данных в налоговые органы через операторов фискальных данных, ФНС России были учтены пожелания пользователей ККТ по минимизации расхода кассовой ленты: