Реформа 1 октября 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа 1 октября 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Последние изменения: Апелляционное обжалование решения суда по административному делу
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
Последние изменения: Обжалование решения о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по АПК с 1 октября 2019 года
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по АПК с 1 октября 2019 года
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности передачи дел из арбитражного суда в суд общей юрисдикции
(Антропов Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Корни проблемы передачи дел из арбитражных судов в суды общей юрисдикции или разграничения компетенции (подсудности) арбитражных судов и судов общей юрисдикции берут свое начало с "кассационной" реформы 1 октября 2019 г. По факту проблемы так называемой "пограничной" подведомственности просто трансформировались в проблемы "пограничной" подсудности.
(Антропов Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Корни проблемы передачи дел из арбитражных судов в суды общей юрисдикции или разграничения компетенции (подсудности) арбитражных судов и судов общей юрисдикции берут свое начало с "кассационной" реформы 1 октября 2019 г. По факту проблемы так называемой "пограничной" подведомственности просто трансформировались в проблемы "пограничной" подсудности.
Статья: О необходимости Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ как кассационной инстанции
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т., Власенко В.А.)
("Современное право", 2025, N 8)1 октября 2019 г. была проведена очередная судебная реформа: в ГПК РФ были внесены изменения, создана новая система судов апелляционной и кассационной инстанции. После апелляционной инстанции на данный момент предусмотрено две кассационные инстанции (сохранение предыдущей судебной реформы), первая - в кассационном суде общей юрисдикции, а вторая - в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (далее - Коллегия ВС РФ). Новые функции Коллегии внесены ст. 390.4 ГПК РФ [7, с. 41].
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т., Власенко В.А.)
("Современное право", 2025, N 8)1 октября 2019 г. была проведена очередная судебная реформа: в ГПК РФ были внесены изменения, создана новая система судов апелляционной и кассационной инстанции. После апелляционной инстанции на данный момент предусмотрено две кассационные инстанции (сохранение предыдущей судебной реформы), первая - в кассационном суде общей юрисдикции, а вторая - в Судебной коллегии Верховного Суда РФ (далее - Коллегия ВС РФ). Новые функции Коллегии внесены ст. 390.4 ГПК РФ [7, с. 41].
Статья: Электронное производство в судах проверочных инстанций как одна из цифровых модификаций правосудия по гражданским делам
(Луконина Ю.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)С 1 октября 2019 года обязанность направления копии апелляционной (кассационной) жалобы с прилагающимися к ней документами другим участникам процесса возложена на инициатора апелляционного (кассационного) производства, а не на суд, как это было до октябрьской реформы <7>. Данные меры, разумеется, облегчили процессуально-правовую жизнь представителей судебной власти, но при этом они же создали определенную коллизию в вопросах цифровизации правосудия по гражданским делам, поскольку механизм освобождения от обязанности направления документов другим участникам процесса при подаче в суд документов через ГАС "Правосудие" предусмотрен не был.
(Луконина Ю.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)С 1 октября 2019 года обязанность направления копии апелляционной (кассационной) жалобы с прилагающимися к ней документами другим участникам процесса возложена на инициатора апелляционного (кассационного) производства, а не на суд, как это было до октябрьской реформы <7>. Данные меры, разумеется, облегчили процессуально-правовую жизнь представителей судебной власти, но при этом они же создали определенную коллизию в вопросах цифровизации правосудия по гражданским делам, поскольку механизм освобождения от обязанности направления документов другим участникам процесса при подаче в суд документов через ГАС "Правосудие" предусмотрен не был.
Статья: Судебная реформа в России конца XX - начала XXI века
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Все эти изменения начали действовать с 1 октября 2019 г.
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Все эти изменения начали действовать с 1 октября 2019 г.
Статья: Основные направления и тенденции развития цивилистического процесса
(Магизов Р.Р., Низамова Ч.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)В то же время законом были привнесены некоторые нормы из ГПК РФ в АПК РФ. К примеру, с 1 октября 2019 г., согласно новой редакции ст. 25 АПК РФ, вопрос об отводе рассматривающего дело единолично судьи арбитражного суда будет решаться этим же судьей, как и в гражданском процессе. До этого заявления отвода разрешались председателем арбитражного суда либо судебного состава, а также заместителем председателя арбитражного суда <11>.
(Магизов Р.Р., Низамова Ч.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)В то же время законом были привнесены некоторые нормы из ГПК РФ в АПК РФ. К примеру, с 1 октября 2019 г., согласно новой редакции ст. 25 АПК РФ, вопрос об отводе рассматривающего дело единолично судьи арбитражного суда будет решаться этим же судьей, как и в гражданском процессе. До этого заявления отвода разрешались председателем арбитражного суда либо судебного состава, а также заместителем председателя арбитражного суда <11>.
Статья: Новеллы Судебной реформы 1864 года и их значение для развития судебной системы современной России
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Итоги деятельности новых судов на протяжении первых пяти лет их существования позволяют говорить о том, что инициатива Верховного Суда РФ в полной мере оправдала себя. Реформой были обеспечены дополнительные гарантии независимого и справедливого правосудия, созданы условия для повышения качества судебных актов. Об этом наглядно свидетельствует статистика работы кассационных судов, которая демонстрирует внушительный рост доли удовлетворенных кассационных жалоб и представлений по сравнению с президиумами судов областного звена, которые рассматривали их до начала функционирования новых судов 1 октября 2019 года (см. табл.). Деятельность кассационных судов является важной основой для формирования единообразной практики в каждом из кассационных округов. В свою очередь, Верховный Суд РФ должен отслеживать противоречия в практике различных кассационных судов и формировать единую практику на федеральном уровне.
(Момотов В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Итоги деятельности новых судов на протяжении первых пяти лет их существования позволяют говорить о том, что инициатива Верховного Суда РФ в полной мере оправдала себя. Реформой были обеспечены дополнительные гарантии независимого и справедливого правосудия, созданы условия для повышения качества судебных актов. Об этом наглядно свидетельствует статистика работы кассационных судов, которая демонстрирует внушительный рост доли удовлетворенных кассационных жалоб и представлений по сравнению с президиумами судов областного звена, которые рассматривали их до начала функционирования новых судов 1 октября 2019 года (см. табл.). Деятельность кассационных судов является важной основой для формирования единообразной практики в каждом из кассационных округов. В свою очередь, Верховный Суд РФ должен отслеживать противоречия в практике различных кассационных судов и формировать единую практику на федеральном уровне.
Статья: Судебная реформа 2018 года: итоги и направления дальнейшего развития
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Введение. Одной из наиболее знаковых реформ последних десятилетий, которая существенным образом изменила судоустройство в нашей стране, стало создание в ходе судебной реформы 2018 г. девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции (далее - кассационные суды и апелляционные суды), которые начали работу с 1 октября 2019 г. Параллельно были внесены существенные изменения и в процессуальное законодательство, наиболее важным из которых стало введение "сплошной кассации". В этом году исполнилось пять лет с момента начала работы кассационных и апелляционных судов, поэтому пришло время обобщить первые итоги реформы, дать им оценку и наметить пути дальнейшего совершенствования законодательства.
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Введение. Одной из наиболее знаковых реформ последних десятилетий, которая существенным образом изменила судоустройство в нашей стране, стало создание в ходе судебной реформы 2018 г. девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции (далее - кассационные суды и апелляционные суды), которые начали работу с 1 октября 2019 г. Параллельно были внесены существенные изменения и в процессуальное законодательство, наиболее важным из которых стало введение "сплошной кассации". В этом году исполнилось пять лет с момента начала работы кассационных и апелляционных судов, поэтому пришло время обобщить первые итоги реформы, дать им оценку и наметить пути дальнейшего совершенствования законодательства.
"Упрощенное производство в гражданском и арбитражном процессе: Монография"
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)Одни из важных шагов по сближению систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов и унификации правил и процедур были осуществлены в 2016 г. посредством дополнения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) упрощенным, а Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) - приказным производством. С 1 октября 2019 г. вступили в силу изменения, которые стали результатом поистине широкомасштабной реформы в сфере гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации (далее также - ВС РФ), выступивший с инициативой проведения преобразований, получивших громкое название "процессуальная революция", указал в Пояснительной записке к законопроекту, что потребность нововведений обусловлена объективной необходимостью совершенствования некоторых процессуальных институтов в целях повышения эффективности защиты прав граждан и организаций, улучшения качества правосудия, оптимизации судебной нагрузки <1>. Не обошли стороной изменения и упрощенное производство.
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)Одни из важных шагов по сближению систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов и унификации правил и процедур были осуществлены в 2016 г. посредством дополнения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) упрощенным, а Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) - приказным производством. С 1 октября 2019 г. вступили в силу изменения, которые стали результатом поистине широкомасштабной реформы в сфере гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации (далее также - ВС РФ), выступивший с инициативой проведения преобразований, получивших громкое название "процессуальная революция", указал в Пояснительной записке к законопроекту, что потребность нововведений обусловлена объективной необходимостью совершенствования некоторых процессуальных институтов в целях повышения эффективности защиты прав граждан и организаций, улучшения качества правосудия, оптимизации судебной нагрузки <1>. Не обошли стороной изменения и упрощенное производство.
Статья: Идентификация концепции развития законодательства об исполнительном производстве на современном этапе
(Гуреев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Представляется, что окончательно на современном этапе государственная политика в этом вопросе все же оформилась с принятием Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14>, которым, по сути, была закреплена государственная система исполнения актов юрисдикционных органов в России.
(Гуреев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Представляется, что окончательно на современном этапе государственная политика в этом вопросе все же оформилась с принятием Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14>, которым, по сути, была закреплена государственная система исполнения актов юрисдикционных органов в России.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Важное значение в представленном учебнике имеют новеллы реформы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве 2018 - 2021 гг. В середине 10-х гг. XXI в. стала очевидна необходимость создания отдельных надрегиональных кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", которым реформируется система судов общей юрисдикции путем выделения апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, не связанные рамками административно-территориального деления Российской Федерации. Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия. Положительным примером таких изменений стала система арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Важное значение в представленном учебнике имеют новеллы реформы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве 2018 - 2021 гг. В середине 10-х гг. XXI в. стала очевидна необходимость создания отдельных надрегиональных кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции. С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", которым реформируется система судов общей юрисдикции путем выделения апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, не связанные рамками административно-территориального деления Российской Федерации. Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия. Положительным примером таких изменений стала система арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.
Вопрос: Что такое система электронного правосудия в РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К системам электронного правосудия относятся модуль электронного правосудия программного изделия "Интернет-портал" ГАС "Правосудие", автоматизированная информационная система, "Картотека арбитражных дел" (п. 3.2 Инструкции по судебному делопроизводству в кассационных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 224, п. 9 Приложения 3 к "Стандарту комплексной профилактики нарушений обязательных требований", утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К системам электронного правосудия относятся модуль электронного правосудия программного изделия "Интернет-портал" ГАС "Правосудие", автоматизированная информационная система, "Картотека арбитражных дел" (п. 3.2 Инструкции по судебному делопроизводству в кассационных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 224, п. 9 Приложения 3 к "Стандарту комплексной профилактики нарушений обязательных требований", утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11)).