Реестр расходных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр расходных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке составления и представления сведений, необходимых для разработки среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка ведения реестра расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования);
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение порядка ведения реестра расходных обязательств РФ (субъекта РФ, муниципального образования);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.07.2014 N 621
(ред. от 24.03.2023)
"О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 24.03.2023)
"О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации")ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 87. Реестры расходных обязательств
(ред. от 31.07.2025)Статья 87. Реестры расходных обязательств
Статья: Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в социальной сфере в структуре бюджета
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Для финансового обеспечения функций государства необходимо легальное выделение средств из бюджета, которые являются расходными обязательствами конкретного публично-правового образования. Структурирование всех расходных обязательств, включая и в сфере социальной политики, происходит благодаря соответствующему реестру. Делается вывод о том, что реестр расходных обязательств регионального бюджета включают в себя определенную информацию об обязательствах, связанных с финансированием социальной политики: а) сведения о полномочиях региона в сфере социальной политики; б) сведения о нормативных правовых актах, договорах, устанавливающих расходные обязательства региона в сфере социальной политики, подлежащие исполнению за счет региональных средств, и пр. Определено, что реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации формируется по тем же правилам, что и реестр расходных обязательств федерального уровня, но с учетом специфики субъекта РФ. Значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет с научной точки зрения осмыслить проблемы регулирования расходных обязательств субъекта РФ в социальной сфере.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Для финансового обеспечения функций государства необходимо легальное выделение средств из бюджета, которые являются расходными обязательствами конкретного публично-правового образования. Структурирование всех расходных обязательств, включая и в сфере социальной политики, происходит благодаря соответствующему реестру. Делается вывод о том, что реестр расходных обязательств регионального бюджета включают в себя определенную информацию об обязательствах, связанных с финансированием социальной политики: а) сведения о полномочиях региона в сфере социальной политики; б) сведения о нормативных правовых актах, договорах, устанавливающих расходные обязательства региона в сфере социальной политики, подлежащие исполнению за счет региональных средств, и пр. Определено, что реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации формируется по тем же правилам, что и реестр расходных обязательств федерального уровня, но с учетом специфики субъекта РФ. Значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет с научной точки зрения осмыслить проблемы регулирования расходных обязательств субъекта РФ в социальной сфере.
Статья: Проблемы финансового обеспечения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче для осуществления части полномочий: правовые аспекты
(Хаитов Г.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Чтобы осуществить финансовое обеспечение переданных полномочий, соответствующие расходные обязательства должны быть включены в реестры расходных обязательств, а бюджетные ассигнования на их выполнение должны быть предусмотрены законами о бюджете на очередной финансовый год и плановый период как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
(Хаитов Г.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Чтобы осуществить финансовое обеспечение переданных полномочий, соответствующие расходные обязательства должны быть включены в реестры расходных обязательств, а бюджетные ассигнования на их выполнение должны быть предусмотрены законами о бюджете на очередной финансовый год и плановый период как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Оценивая риски, которые могут повлечь конституционные новеллы для финансового законодательства в частности и всей сферы публичных финансов в целом, следует обратить внимание на проблему достаточности средств бюджетной системы для их реализации, учитывая, что комплексный подход к оценке финансовых последствий Закона о поправке при его составлении и утверждении не проводился <39>. Согласимся с высказанным в литературе мнением, что, "в отличие от масштабного публичного обсуждения текста дополнений и изменений в Конституцию РФ, дальнейшая работа по реализации в отраслевом законодательстве конституционных поправок проводится без какого-либо значительного профессионального обсуждения и привлечения экспертного сообщества" и что "это, несомненно, сказывается на качестве принимаемых федеральных законов и их последующей реализации правоприменительными органами" <40>. В связи с этим представляется, что в целях полного охвата конституционных новелл финансовым обеспечением с соответствующим закреплением в финансовом законодательстве следует, во-первых, сформировать "глубоко продуманный фундаментально развернутый план законопроектных работ по реализации поправок Конституции Российской Федерации" <41>, частью которого должен стать план по внесению изменений в финансовое законодательство; во-вторых, на основе этого плана создать реестр расходных обязательств публично-правовых образований, обусловленных внесением поправок в Конституцию РФ, и, в-третьих, осуществлять мониторинг выполнения указанного плана, в том числе в части финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований. Только таким образом все конституционные новеллы могут быть учтены и в полном объеме реализованы в финансовом законодательстве, что, в свою очередь, будет способствовать делу обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, являющихся высшей ценностью.
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Оценивая риски, которые могут повлечь конституционные новеллы для финансового законодательства в частности и всей сферы публичных финансов в целом, следует обратить внимание на проблему достаточности средств бюджетной системы для их реализации, учитывая, что комплексный подход к оценке финансовых последствий Закона о поправке при его составлении и утверждении не проводился <39>. Согласимся с высказанным в литературе мнением, что, "в отличие от масштабного публичного обсуждения текста дополнений и изменений в Конституцию РФ, дальнейшая работа по реализации в отраслевом законодательстве конституционных поправок проводится без какого-либо значительного профессионального обсуждения и привлечения экспертного сообщества" и что "это, несомненно, сказывается на качестве принимаемых федеральных законов и их последующей реализации правоприменительными органами" <40>. В связи с этим представляется, что в целях полного охвата конституционных новелл финансовым обеспечением с соответствующим закреплением в финансовом законодательстве следует, во-первых, сформировать "глубоко продуманный фундаментально развернутый план законопроектных работ по реализации поправок Конституции Российской Федерации" <41>, частью которого должен стать план по внесению изменений в финансовое законодательство; во-вторых, на основе этого плана создать реестр расходных обязательств публично-правовых образований, обусловленных внесением поправок в Конституцию РФ, и, в-третьих, осуществлять мониторинг выполнения указанного плана, в том числе в части финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований. Только таким образом все конституционные новеллы могут быть учтены и в полном объеме реализованы в финансовом законодательстве, что, в свою очередь, будет способствовать делу обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, являющихся высшей ценностью.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- уметь использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности; проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений; применять бюджетную классификацию Российской Федерации в профессиональной деятельности; составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений с использованием базовых и ведомственных перечней государственных (муниципального) услуг и работ и определять размеры субсидий; формировать реестры расходных обязательств муниципального образования; проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям; проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определять дефицит бюджета и источники его финансирования; составлять сводную бюджетную роспись; оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат; руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; рассчитывать основные показатели деятельности бюджетных и автономных учреждений; исчислять расходы на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений; использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных и автономных учреждений; составлять бюджетные сметы казенных учреждений; составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; производить расчеты потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; обобщать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок; описывать объект закупки и обосновывать начальную (максимальную) цену закупки; осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- уметь использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности; проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений; применять бюджетную классификацию Российской Федерации в профессиональной деятельности; составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений с использованием базовых и ведомственных перечней государственных (муниципального) услуг и работ и определять размеры субсидий; формировать реестры расходных обязательств муниципального образования; проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям; проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определять дефицит бюджета и источники его финансирования; составлять сводную бюджетную роспись; оформлять платежные документы (электронные заявки на кассовые расходы и платежные поручения) для проведения кассовых выплат; проводить проверку платежных документов получателя бюджетных средств, представленных для проведения кассовых выплат; руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; рассчитывать основные показатели деятельности бюджетных и автономных учреждений; исчислять расходы на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений; использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных и автономных учреждений; составлять бюджетные сметы казенных учреждений; составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; производить расчеты потребностей для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд; обобщать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги в сфере закупок; описывать объект закупки и обосновывать начальную (максимальную) цену закупки; осуществлять мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Статья: Роль системы "Электронный бюджет" в повышении оперативности и прозрачности сбора информации для эффективного управления общественными финансами
(Глущенко А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На основании этих нормативно-правовых актов была определена общая архитектура системы "Электронный бюджет"; приняты правовые акты, устанавливающие правовые основы и определяющие методологические принципы создания формуляров, реквизитов; дан перечень и формы реестров и классификаторов, используемых в системе "Электронный бюджет", а именно: реестр организаций сектора государственного управления, реестр расходных обязательств публично-правовых образований, бюджетная классификация, реестр типовых государственных (муниципальных) контрактов, классификаторы продукции и услуг, реестр должностей государственной службы и др. Установлены показатели поступлений и выплат для бюджетного планирования, учета и контроля в государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами. Сформированы сервисные подсистемы в ИИС "Электронный бюджет": подсистема управления бюджетными доходами, расходами, государственным (муниципальным) долгом; подсистема учета и отчетности (результативности управленческого учета, бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета); подсистема финансового контроля; подсистема информационно-аналитического обеспечения (аналитические признаки, степень открытости данных); создан Единый портал бюджетной системы Российской Федерации; совершенствуется система электронного межведомственного взаимодействия; созданы новые и развиваются существующие технологии защиты бюджетных данных и многое другое.
(Глущенко А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На основании этих нормативно-правовых актов была определена общая архитектура системы "Электронный бюджет"; приняты правовые акты, устанавливающие правовые основы и определяющие методологические принципы создания формуляров, реквизитов; дан перечень и формы реестров и классификаторов, используемых в системе "Электронный бюджет", а именно: реестр организаций сектора государственного управления, реестр расходных обязательств публично-правовых образований, бюджетная классификация, реестр типовых государственных (муниципальных) контрактов, классификаторы продукции и услуг, реестр должностей государственной службы и др. Установлены показатели поступлений и выплат для бюджетного планирования, учета и контроля в государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами. Сформированы сервисные подсистемы в ИИС "Электронный бюджет": подсистема управления бюджетными доходами, расходами, государственным (муниципальным) долгом; подсистема учета и отчетности (результативности управленческого учета, бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета); подсистема финансового контроля; подсистема информационно-аналитического обеспечения (аналитические признаки, степень открытости данных); создан Единый портал бюджетной системы Российской Федерации; совершенствуется система электронного межведомственного взаимодействия; созданы новые и развиваются существующие технологии защиты бюджетных данных и многое другое.
Статья: Договоры и соглашения как основания возникновения расходных обязательств: правовой аспект
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2015 - 2016 гг. в ряде субъектов Российской Федерации в реестры расходных обязательств включались в качестве правового основания возникновения расходных обязательств государственные контракты, а также служебные контракты и трудовые договоры <19>. Однако анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации на 2022 г. и плановый период 2023 - 2024 гг. и сводного реестра расходных обязательств субъектов Российской Федерации <20> показал, что в настоящее время такая проблема отсутствует и каждое расходное обязательство в реестре обусловлено законом или иным нормативным правовым актом либо публично-правовым договором.
(Хаитов Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2015 - 2016 гг. в ряде субъектов Российской Федерации в реестры расходных обязательств включались в качестве правового основания возникновения расходных обязательств государственные контракты, а также служебные контракты и трудовые договоры <19>. Однако анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации на 2022 г. и плановый период 2023 - 2024 гг. и сводного реестра расходных обязательств субъектов Российской Федерации <20> показал, что в настоящее время такая проблема отсутствует и каждое расходное обязательство в реестре обусловлено законом или иным нормативным правовым актом либо публично-правовым договором.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Согласно ст. ст. 65, 83, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до принятия закона о бюджете соответствующие правовые основания возникновения расходного обязательства должны быть включены в реестр расходных обязательств.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Согласно ст. ст. 65, 83, 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до принятия закона о бюджете соответствующие правовые основания возникновения расходного обязательства должны быть включены в реестр расходных обязательств.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Источники возникновения расходных обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования приведены в ст. 84, 85, 86 БК РФ соответственно. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Источники возникновения расходных обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования приведены в ст. 84, 85, 86 БК РФ соответственно. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)По вопросу владения, пользования и распоряжения животными ОМС должны принять соответствующий муниципальный правовой акт, на основании которого возникает расходное обязательство по владению, пользованию и распоряжению вышеуказанными животными. Далее данное расходное обязательство должно быть включено в реестр расходных обязательств МО и учтено при составлении проекта местного бюджета с определением размера бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение данного вида расходного обязательства. При этом волеизъявление ОМС на осуществление вышеперечисленных действий не требуется, так как это - его обязанность, закрепленная в федеральных законах - ГК РФ, БК РФ, Федеральном законе N 131-ФЗ. Таким образом, законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность МО по осуществлению расходов на их содержание за счет местных бюджетов, не имеется, и, как следствие, правовая неопределенность отсутствует.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)По вопросу владения, пользования и распоряжения животными ОМС должны принять соответствующий муниципальный правовой акт, на основании которого возникает расходное обязательство по владению, пользованию и распоряжению вышеуказанными животными. Далее данное расходное обязательство должно быть включено в реестр расходных обязательств МО и учтено при составлении проекта местного бюджета с определением размера бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение данного вида расходного обязательства. При этом волеизъявление ОМС на осуществление вышеперечисленных действий не требуется, так как это - его обязанность, закрепленная в федеральных законах - ГК РФ, БК РФ, Федеральном законе N 131-ФЗ. Таким образом, законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность МО по осуществлению расходов на их содержание за счет местных бюджетов, не имеется, и, как следствие, правовая неопределенность отсутствует.