Реестр обязательных требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр обязательных требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> "Регуляторная гильотина" - масштабная инвентаризация в 2019 - 2021 гг. всех действующих обязательных для бизнеса и иной экономической деятельности требований с целью определения соответствия современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы. Все не соответствующие реалиям времени обязательные требования были отменены, изменены, или были приняты новые. Из нормативных правовых актов исключены все противоречащие и дублирующие обязательные требования. Введен реестр обязательных требований. Контролирующие госорганы публикуют на своих сайтах действующий перечень актуальных нормативных правовых актов с обязательными требованиями для исполнения (см. подробно: Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: Монография / Ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. М.: ИЗиСП; Инфотропик Медиа, 2022).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<2> "Регуляторная гильотина" - масштабная инвентаризация в 2019 - 2021 гг. всех действующих обязательных для бизнеса и иной экономической деятельности требований с целью определения соответствия современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы. Все не соответствующие реалиям времени обязательные требования были отменены, изменены, или были приняты новые. Из нормативных правовых актов исключены все противоречащие и дублирующие обязательные требования. Введен реестр обязательных требований. Контролирующие госорганы публикуют на своих сайтах действующий перечень актуальных нормативных правовых актов с обязательными требованиями для исполнения (см. подробно: Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации: Монография / Ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. М.: ИЗиСП; Инфотропик Медиа, 2022).
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"5.5. Сведения вносятся в единый реестр контрольных (надзорных мероприятий) контрольными (надзорными) органами исключительно посредством использования справочников и классификаторов, которые формируются в автоматическом режиме на основе сведений, включенных в единый реестр видов контроля и Федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований". До 1 февраля 2022 года проведение профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и включение соответствующей информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий допускается без сведений в едином реестре видов контроля.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"5.5. Сведения вносятся в единый реестр контрольных (надзорных мероприятий) контрольными (надзорными) органами исключительно посредством использования справочников и классификаторов, которые формируются в автоматическом режиме на основе сведений, включенных в единый реестр видов контроля и Федеральную государственную информационную систему "Реестр обязательных требований". До 1 февраля 2022 года проведение профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и включение соответствующей информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий допускается без сведений в едином реестре видов контроля.
Статья: Культура правотворчества в цифровую эпоху
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)В Нидерландах в 2016 г. в рамках кодификации экологического законодательства был принят Закон об окружающей среде. Его вступление в силу было поставлено в зависимость от внедрения цифровой системы этого Закона (DSO), что произошло в 2024 г. Указанная система выполняет две основные функции: предоставляет доступ к информации о физической среде обитания, где содержатся требования об охране окружающей среды применительно к конкретным местностям; создает электронное бюро выдачи разрешений, которое в будущем может включать приложение для подачи возражений против решений о выдаче разрешений. Особенность DSO заключается в том, что любой человек посредством системы может получить информацию о том, какие виды деятельности разрешено осуществлять в конкретных местах, требуется ли получение лицензии на ведение этой деятельности и какие требования необходимо соблюдать. Если при работе с абстрактными нормами закона необходимо понять, применимо ли общее правило к конкретным обстоятельствам с учетом всех исключений, подзаконных актов и правоприменительной практики, то DSO в значительной степени автоматизирует этот процесс, сразу предоставляя информацию, возможно ли осуществление конкретных видов деятельности в конкретном месте в соответствии с Законом об окружающей среде <34>. Схожую задачу призван выполнить отечественный Реестр обязательных требований, на сайте которого можно узнать, какие требования необходимо соблюдать применительно к конкретным видам экономической деятельности <35>.
(Степанов П.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)В Нидерландах в 2016 г. в рамках кодификации экологического законодательства был принят Закон об окружающей среде. Его вступление в силу было поставлено в зависимость от внедрения цифровой системы этого Закона (DSO), что произошло в 2024 г. Указанная система выполняет две основные функции: предоставляет доступ к информации о физической среде обитания, где содержатся требования об охране окружающей среды применительно к конкретным местностям; создает электронное бюро выдачи разрешений, которое в будущем может включать приложение для подачи возражений против решений о выдаче разрешений. Особенность DSO заключается в том, что любой человек посредством системы может получить информацию о том, какие виды деятельности разрешено осуществлять в конкретных местах, требуется ли получение лицензии на ведение этой деятельности и какие требования необходимо соблюдать. Если при работе с абстрактными нормами закона необходимо понять, применимо ли общее правило к конкретным обстоятельствам с учетом всех исключений, подзаконных актов и правоприменительной практики, то DSO в значительной степени автоматизирует этот процесс, сразу предоставляя информацию, возможно ли осуществление конкретных видов деятельности в конкретном месте в соответствии с Законом об окружающей среде <34>. Схожую задачу призван выполнить отечественный Реестр обязательных требований, на сайте которого можно узнать, какие требования необходимо соблюдать применительно к конкретным видам экономической деятельности <35>.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Требования об обязательном представлении информации о внебиржевых сделках на биржу включены в Реестр обязательных требований <21>, который согласно ч. 2 ст. 10 Закона об обязательных требованиях создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц и содержит перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Требования об обязательном представлении информации о внебиржевых сделках на биржу включены в Реестр обязательных требований <21>, который согласно ч. 2 ст. 10 Закона об обязательных требованиях создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц и содержит перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон требует создания информационных систем контрольных органов каждого муниципального образования. Помимо этого, Законом предусмотрен и в настоящее время создан ряд федеральных государственных информационных систем (ФГИС) в сфере контрольно-надзорной деятельности: Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (Единый реестр видов контроля); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Реестр обязательных требований; Подсистема судебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (реестр заключений о соответствии). Информационные системы контрольных органов муниципальных образований должны обеспечивать передачу необходимых сведений в Единый реестр видов контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон требует создания информационных систем контрольных органов каждого муниципального образования. Помимо этого, Законом предусмотрен и в настоящее время создан ряд федеральных государственных информационных систем (ФГИС) в сфере контрольно-надзорной деятельности: Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (Единый реестр видов контроля); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Реестр обязательных требований; Подсистема судебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (реестр заключений о соответствии). Информационные системы контрольных органов муниципальных образований должны обеспечивать передачу необходимых сведений в Единый реестр видов контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)При определении юридической сферы ведения орган контроля (надзора) должен определить, проверка соблюдения каких обязательных требований относится к его ведению. Необходимая для этого информация содержится в законодательных и иных нормативных правовых актах, в положениях об органах и видах контроля (надзора). Аналитическая работа должна быть завершена систематизацией обязательных требований в двух основных формах - в форме реестра обязательных требований и в форме проверочного листа (чек-листа).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)При определении юридической сферы ведения орган контроля (надзора) должен определить, проверка соблюдения каких обязательных требований относится к его ведению. Необходимая для этого информация содержится в законодательных и иных нормативных правовых актах, в положениях об органах и видах контроля (надзора). Аналитическая работа должна быть завершена систематизацией обязательных требований в двух основных формах - в форме реестра обязательных требований и в форме проверочного листа (чек-листа).
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)При этом непосредственно контрольная деятельность по-прежнему основана на традиционных подходах к исследованию правовой информации. Изучение текста правового акта или его проекта, проверка согласованности нормативных предписаний с системой правового регулирования, оценка законности обеспечиваются интеллектуальной деятельностью человека. В этой связи можно отметить некоторое отставание юридической мысли от научно-технического прогресса. Вместе с тем существуют рутинные задачи, решение которых по силам имеющимся цифровым технологиям. Например, такие компьютерные программы, как текстовые редакторы, выявляют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, способные, помимо прочего, исказить суть правотворческой идеи. Однако очевидно, что для контроля законности нормативных правовых актов необходимы цифровые инструменты иного порядка, способные кардинально изменить жизнь юридического сообщества, обеспечить качественный рывок в решении имеющихся и перспективных задач. Программно-технические продукты позволят выделить из текста правового акта содержание нормативного предписания и выполнить его сверку с формулировками, содержащимися в актах, обладающих большей юридической силой, на предмет выявления несоответствий, а также коррупциогенных факторов. Запуск подобных программных решений в промышленную эксплуатацию является вопросом времени, поскольку данное направление цифровизации активно развивается. Например, публичный портал "Реестр обязательных требований" обеспечивает выделение обязательных для экономической деятельности требований из нормативных правовых актов, доступ к названным требованиям и постоянное обновление информации о них <7>.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)При этом непосредственно контрольная деятельность по-прежнему основана на традиционных подходах к исследованию правовой информации. Изучение текста правового акта или его проекта, проверка согласованности нормативных предписаний с системой правового регулирования, оценка законности обеспечиваются интеллектуальной деятельностью человека. В этой связи можно отметить некоторое отставание юридической мысли от научно-технического прогресса. Вместе с тем существуют рутинные задачи, решение которых по силам имеющимся цифровым технологиям. Например, такие компьютерные программы, как текстовые редакторы, выявляют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки, способные, помимо прочего, исказить суть правотворческой идеи. Однако очевидно, что для контроля законности нормативных правовых актов необходимы цифровые инструменты иного порядка, способные кардинально изменить жизнь юридического сообщества, обеспечить качественный рывок в решении имеющихся и перспективных задач. Программно-технические продукты позволят выделить из текста правового акта содержание нормативного предписания и выполнить его сверку с формулировками, содержащимися в актах, обладающих большей юридической силой, на предмет выявления несоответствий, а также коррупциогенных факторов. Запуск подобных программных решений в промышленную эксплуатацию является вопросом времени, поскольку данное направление цифровизации активно развивается. Например, публичный портал "Реестр обязательных требований" обеспечивает выделение обязательных для экономической деятельности требований из нормативных правовых актов, доступ к названным требованиям и постоянное обновление информации о них <7>.