Рецептурные лекарственные средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Рецептурные лекарственные средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие установлены правила продажи и отпуска лекарственных препаратов, в том числе выписываемых гражданам, имеющим право на бесплатное или льготное получение лекарств?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По рецептам отпускаются лекарственные препараты, указанные в п. п. 3 - 7 Правил отпуска, а именно:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По рецептам отпускаются лекарственные препараты, указанные в п. п. 3 - 7 Правил отпуска, а именно:
Ситуация: Каковы условия получения социального налогового вычета на лечение (в том числе ребенка, родителей), включая расходы на ДМС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы покупали лекарства, то для получения вычета понадобятся (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ; п. 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н; Письма Минфина России от 10.01.2025 N 03-04-05/404, ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если вы покупали лекарства, то для получения вычета понадобятся (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ; п. 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, утв. Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н; Письма Минфина России от 10.01.2025 N 03-04-05/404, ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@):
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н
"Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66124)8. При назначении наркотических и психотропных лекарственных препаратов списка II Перечня, за исключением лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем и лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, рецепты на бумажном носителе оформляются на рецептурном бланке формы N 107/у-НП.
"Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66124)8. При назначении наркотических и психотропных лекарственных препаратов списка II Перечня, за исключением лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем и лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, рецепты на бумажном носителе оформляются на рецептурном бланке формы N 107/у-НП.
Приказ Минздрава России от 07.03.2025 N 100н
"Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, Порядка отпуска гражданам аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2025 N 81789)3. По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, указанные в пункте 9 Порядка назначения лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 1094н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66124, действует до 1 марта 2028 г.) (далее - Порядок назначения).
"Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, Порядка отпуска гражданам аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2025 N 81789)3. По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, указанные в пункте 9 Порядка назначения лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 1094н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66124, действует до 1 марта 2028 г.) (далее - Порядок назначения).
Ситуация: В каком порядке инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды при амбулаторном лечении имеют право на отпуск им рецептурных лекарств бесплатно или с 50%-ной скидкой (в зависимости от категории инвалида). Для этого им необходимо обратиться за рецептом к лечащему врачу и получить лекарство в соответствующей аптеке.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды при амбулаторном лечении имеют право на отпуск им рецептурных лекарств бесплатно или с 50%-ной скидкой (в зависимости от категории инвалида). Для этого им необходимо обратиться за рецептом к лечащему врачу и получить лекарство в соответствующей аптеке.
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, предусмотрено право на бесплатное обеспечение рецептурными лекарствами для сотрудников ОВД, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, предусмотрено право на бесплатное обеспечение рецептурными лекарствами для сотрудников ОВД, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ; п. 2 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ; ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)получение рецептурных лекарственных средств бесплатно, а также бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)получение рецептурных лекарственных средств бесплатно, а также бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов);
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В 2001 г. интернет-аптеки начали извлекать выгоду из разницы в цене, продавая канадские лекарства через веб-сайты жителям США. В 2003 г. продажи лекарств канадскими интернет-аптеками оценивались в сумму от 600 млн до 1 млрд долларов США. Во многих случаях эти лекарственные препараты производятся в США, отправляются в Канаду для продажи, а затем экспортируются обратно в США через интернет-аптеки. Несмотря на то что официальные лица Управления США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) заняли позицию, согласно которой эти продажи в США являются незаконными, экспорт интернет-аптек продолжал расти долгие годы, поскольку различные штаты, города и другие крупные покупатели рецептурных лекарств США осуществляли свои покупки в канадских интернет-аптеках. Федеральное и местные правительства Канады не предпринимали активных шагов для предотвращения торговли канадскими интернет-аптеками.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В 2001 г. интернет-аптеки начали извлекать выгоду из разницы в цене, продавая канадские лекарства через веб-сайты жителям США. В 2003 г. продажи лекарств канадскими интернет-аптеками оценивались в сумму от 600 млн до 1 млрд долларов США. Во многих случаях эти лекарственные препараты производятся в США, отправляются в Канаду для продажи, а затем экспортируются обратно в США через интернет-аптеки. Несмотря на то что официальные лица Управления США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) заняли позицию, согласно которой эти продажи в США являются незаконными, экспорт интернет-аптек продолжал расти долгие годы, поскольку различные штаты, города и другие крупные покупатели рецептурных лекарств США осуществляли свои покупки в канадских интернет-аптеках. Федеральное и местные правительства Канады не предпринимали активных шагов для предотвращения торговли канадскими интернет-аптеками.
Статья: Правовые проблемы использования вендинг-автоматов для диагностики, лечения и продажи лекарственных препаратов
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Что касается рецептурных лекарств, то "московские предприниматели обращались в Минздрав России с просьбой разрешить продажу рецептурных лекарств через вендинговые аппараты с помощью системы электронных рецептов на основе QR-кода" <5>. Какого-либо ответа на этот запрос не поступило. Очевидно, что первоначально должен быть апробирован вариант вендинговой продажи безрецептурных лекарств, а контроль за приобретением рецептурных препаратов пока не обеспечен.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Что касается рецептурных лекарств, то "московские предприниматели обращались в Минздрав России с просьбой разрешить продажу рецептурных лекарств через вендинговые аппараты с помощью системы электронных рецептов на основе QR-кода" <5>. Какого-либо ответа на этот запрос не поступило. Очевидно, что первоначально должен быть апробирован вариант вендинговой продажи безрецептурных лекарств, а контроль за приобретением рецептурных препаратов пока не обеспечен.
Статья: Особенности метода правового регулирования геномных исследований в информационном обществе
(Кубышкин А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Новгородская область Российской Федерации стала пилотным регионом, в котором впервые в России "Внешэкономбанк" (ВЭБ) запустил программу мониторинга оборота лекарств в больнице с помощью системы блокчейна. Такой способ учета поможет бороться с фальсификатом и утечкой дорогих рецептурных лекарств, купленных на бюджетные деньги <25>.
(Кубышкин А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Новгородская область Российской Федерации стала пилотным регионом, в котором впервые в России "Внешэкономбанк" (ВЭБ) запустил программу мониторинга оборота лекарств в больнице с помощью системы блокчейна. Такой способ учета поможет бороться с фальсификатом и утечкой дорогих рецептурных лекарств, купленных на бюджетные деньги <25>.
Статья: Цифровые технологии: система распределенного реестра
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)- сократить оборот контрафактных лекарств и улучшить здоровье населения за счет сокращения незаконного оборота рецептурных лекарств и рецептов. Прогнозируемое сокращение случаев заболеваний в результате приема контрафактных лекарств - 30% к 2024 году <11>.
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)- сократить оборот контрафактных лекарств и улучшить здоровье населения за счет сокращения незаконного оборота рецептурных лекарств и рецептов. Прогнозируемое сокращение случаев заболеваний в результате приема контрафактных лекарств - 30% к 2024 году <11>.
Статья: Возможности экспорта лекарственных средств при принудительном лицензировании
(Латынцев А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для современной России интерес может представлять зарубежный опыт правового регулирования рассматриваемых правоотношений, в частности, проанализированный профессором Амстердамского университета Эллен Хоэн опыт Канады <1>. Законодательство данной страны предусматривало возможность принудительного лицензирования с 1923 года. Однако за период с 1923 по 1969 год было выдано всего 22 принудительных лицензии, что объяснялось непривлекательностью небольшого канадского рынка для инвесторов-фармпроизводителей при невозможности экспорта произведенных лекарств. В условиях очередного повышения цен на лекарственные препараты в канадское законодательство были внесены изменения, допускавшие экспорт лекарственных средств, произведенных по принудительной лицензии (Lexchin 1997:70), после чего за период с 1969 по 1992 год было выдано 613 принудительных лицензий, имевших отношение к производству фармацевтической продукции. По результатам данных мероприятий цены на лекарства в Канаде оказались в числе самых низких среди индустриальных стран (Reichman & Hasenzahl, 2003). Данные изменения в законодательстве способствовали бурному развитию канадской фармпромышленности, что позволило правительству осуществить многочисленные программы льготного лекарственного обеспечения жителей страны, в первую очередь, пожилых и социально уязвимых, а также добиться существенной экономии бюджетных средств при закупке лекарств. Например, в 1983 году, по приблизительным подсчетам, данная экономия достигла около $211 млн в год при общем объеме рынка $1,6 млрд в год (Lexchin 1993:150). Однако под давлением транснациональных фармкомпаний в 1987 году в канадское законодательство были внесены изменения о том, что принудительное лицензирование допускалось только через 7 - 10 лет с даты выдачи патента (Bill C-22), а с 1993 года фактически были запрещены все виды принудительного лицензирования (Bill C-91) (Pharmaceutical Policy in Canada 1997 г.). Данные изменения канадского законодательства повлекли за собой стремительный рост цен на лекарства в стране. Так, с 1987 по 1993 годы средняя стоимость на один рецепт практически удвоилась - с $12,48 до $24,09 (Lexchin 1997:74). С 1996 по 2004 год общие расходы на рецептурные лекарства в Канаде также увеличились более чем в два раза - с 7,6 млрд до 18 млрд канадских долларов (Morgan 2005).
(Латынцев А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для современной России интерес может представлять зарубежный опыт правового регулирования рассматриваемых правоотношений, в частности, проанализированный профессором Амстердамского университета Эллен Хоэн опыт Канады <1>. Законодательство данной страны предусматривало возможность принудительного лицензирования с 1923 года. Однако за период с 1923 по 1969 год было выдано всего 22 принудительных лицензии, что объяснялось непривлекательностью небольшого канадского рынка для инвесторов-фармпроизводителей при невозможности экспорта произведенных лекарств. В условиях очередного повышения цен на лекарственные препараты в канадское законодательство были внесены изменения, допускавшие экспорт лекарственных средств, произведенных по принудительной лицензии (Lexchin 1997:70), после чего за период с 1969 по 1992 год было выдано 613 принудительных лицензий, имевших отношение к производству фармацевтической продукции. По результатам данных мероприятий цены на лекарства в Канаде оказались в числе самых низких среди индустриальных стран (Reichman & Hasenzahl, 2003). Данные изменения в законодательстве способствовали бурному развитию канадской фармпромышленности, что позволило правительству осуществить многочисленные программы льготного лекарственного обеспечения жителей страны, в первую очередь, пожилых и социально уязвимых, а также добиться существенной экономии бюджетных средств при закупке лекарств. Например, в 1983 году, по приблизительным подсчетам, данная экономия достигла около $211 млн в год при общем объеме рынка $1,6 млрд в год (Lexchin 1993:150). Однако под давлением транснациональных фармкомпаний в 1987 году в канадское законодательство были внесены изменения о том, что принудительное лицензирование допускалось только через 7 - 10 лет с даты выдачи патента (Bill C-22), а с 1993 года фактически были запрещены все виды принудительного лицензирования (Bill C-91) (Pharmaceutical Policy in Canada 1997 г.). Данные изменения канадского законодательства повлекли за собой стремительный рост цен на лекарства в стране. Так, с 1987 по 1993 годы средняя стоимость на один рецепт практически удвоилась - с $12,48 до $24,09 (Lexchin 1997:74). С 1996 по 2004 год общие расходы на рецептурные лекарства в Канаде также увеличились более чем в два раза - с 7,6 млрд до 18 млрд канадских долларов (Morgan 2005).