Реализацию мер по противодействию коррупции обеспечивает
Подборка наиболее важных документов по запросу Реализацию мер по противодействию коррупции обеспечивает (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конфликт интересов среди работников уголовно-исполнительной системы: анализ правоприменительной практики и передовой опыт подразделений ФСИН России
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Институт конфликта интересов всегда будет актуальным, поскольку частный интерес любого человека, в том числе государственного служащего, всегда будет иметь место. Урегулирование и предотвращение конфликта интересов в УИС осуществляются, как правило, в контексте общей борьбы с коррупцией, а основу борьбы с коррупционными проявлениями составляют правовые механизмы, воздействующие на коррупциогенные факторы. Но поиск новых способов успешного решения задач, направленных на борьбу с коррупцией, следует вести не только в законодательстве, но и в правоприменительной практике. В статье затрагиваются вопросы организации и функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов во ФСИН России, рассматриваются проблемные аспекты нормативного правового регулирования изучаемой тематики. Автором рассмотрены и проанализированы статистические данные, содержащиеся в отчетных формах УИС о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 2021 - 2023 гг. в целях обеспечения единообразной правоприменительной практики противодействия коррупции. Анализ статистических данных позволил автору прийти к определенным выводам и сформулировать некоторые предложения по рассматриваемой теме. Обобщающий взгляд на этот институт в рамках функционирования ФСИН России и анализ статистических данных УИС в статье могут оказаться полезными в контексте оптимизации текущей антикоррупционной политики и повышения ее результативности не только для учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, но и для других правоохранительных органов.
(Мусалева А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Институт конфликта интересов всегда будет актуальным, поскольку частный интерес любого человека, в том числе государственного служащего, всегда будет иметь место. Урегулирование и предотвращение конфликта интересов в УИС осуществляются, как правило, в контексте общей борьбы с коррупцией, а основу борьбы с коррупционными проявлениями составляют правовые механизмы, воздействующие на коррупциогенные факторы. Но поиск новых способов успешного решения задач, направленных на борьбу с коррупцией, следует вести не только в законодательстве, но и в правоприменительной практике. В статье затрагиваются вопросы организации и функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов во ФСИН России, рассматриваются проблемные аспекты нормативного правового регулирования изучаемой тематики. Автором рассмотрены и проанализированы статистические данные, содержащиеся в отчетных формах УИС о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 2021 - 2023 гг. в целях обеспечения единообразной правоприменительной практики противодействия коррупции. Анализ статистических данных позволил автору прийти к определенным выводам и сформулировать некоторые предложения по рассматриваемой теме. Обобщающий взгляд на этот институт в рамках функционирования ФСИН России и анализ статистических данных УИС в статье могут оказаться полезными в контексте оптимизации текущей антикоррупционной политики и повышения ее результативности не только для учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, но и для других правоохранительных органов.
Статья: Меры по предупреждению коррупции
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. Компания может принять один или несколько документов (например, Кодекс поведения работников или Антикоррупционную политику), отразив в них круг лиц, кому они адресованы, назначив ответственных работников и отделы, которые обязаны будут следить за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ и выполнением указанного внутреннего документа компании.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 7)- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. Компания может принять один или несколько документов (например, Кодекс поведения работников или Антикоррупционную политику), отразив в них круг лиц, кому они адресованы, назначив ответственных работников и отделы, которые обязаны будут следить за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ и выполнением указанного внутреннего документа компании.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364
(ред. от 26.06.2023)
"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"
(вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений")г) обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
(ред. от 26.06.2023)
"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"
(вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений")г) обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
Федеральный закон от 28.12.2024 N 533-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Технические условия информационного взаимодействия Центрального каталога кредитных историй с государственной информационной системой в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон"), в том числе сроки реализации организационно-технических и иных мер по обеспечению указанного взаимодействия, определяются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) по согласованию с координатором ГИС "Посейдон" и оператором ГИС "Посейдон", определенными Президентом Российской Федерации.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Технические условия информационного взаимодействия Центрального каталога кредитных историй с государственной информационной системой в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон"), в том числе сроки реализации организационно-технических и иных мер по обеспечению указанного взаимодействия, определяются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) по согласованию с координатором ГИС "Посейдон" и оператором ГИС "Посейдон", определенными Президентом Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<16> См.: Указы Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2019 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан"; от 16 июня 2021 г. "О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля"; от 6 июля 2021 г. "О мерах по созданию среды нетерпимости к коррупции, кардинальному снижению факторов коррупции в сфере государственного и общественного управления и расширению участия в ней общественности"; Постановления от 6 июля 2021 г. "О дополнительных мерах по эффективной организации по противодействию коррупции", от 12 января 2022 г. "О мерах по внедрению рейтинговой системы оценки эффективности антикоррупционной работы" и др.
(Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)<16> См.: Указы Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2019 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан"; от 16 июня 2021 г. "О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля"; от 6 июля 2021 г. "О мерах по созданию среды нетерпимости к коррупции, кардинальному снижению факторов коррупции в сфере государственного и общественного управления и расширению участия в ней общественности"; Постановления от 6 июля 2021 г. "О дополнительных мерах по эффективной организации по противодействию коррупции", от 12 января 2022 г. "О мерах по внедрению рейтинговой системы оценки эффективности антикоррупционной работы" и др.
Статья: Организация антикоррупционной деятельности в муниципальных образованиях Красноярского края
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Еще одна актуальная мера, призванная обеспечить создание и реализацию действенных антикоррупционных механизмов на уровне муниципального управления и закрепленная в Законе Красноярского края от 7 июля 2009 г. N 8-3610 "О противодействии коррупции в Красноярском крае" в качестве одной из основных, - антикоррупционное образование <15> - в значительной степени представлена в форме непрерывного повышения уровня антикоррупционной компетентности муниципальных служащих Красноярского края.
(Шорохов В.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Еще одна актуальная мера, призванная обеспечить создание и реализацию действенных антикоррупционных механизмов на уровне муниципального управления и закрепленная в Законе Красноярского края от 7 июля 2009 г. N 8-3610 "О противодействии коррупции в Красноярском крае" в качестве одной из основных, - антикоррупционное образование <15> - в значительной степени представлена в форме непрерывного повышения уровня антикоррупционной компетентности муниципальных служащих Красноярского края.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Введение: значительная часть бюджетных средств в Российской Федерации расходуется на обеспечение публичного интереса путем осуществления закупок товаров, работ и услуг. Распоряжение бюджетными средствами во всех странах мира отнесено к коррупционно опасным рискам. В исследовании рассмотрены проблемы правового обеспечения финансирования публичных закупок в Российской Федерации с учетом мер по противодействию коррупции. Проанализирована практика антикоррупционных мер, реализуемых в процессе осуществления публичных закупок в зарубежных странах. Цель: в ходе исследования установить признаки коррупционных проявлений в публичных закупках с позиции риск-ориентированного подхода для подготовки предложений по оптимизации правового регулирования и повышения эффективности финансового обеспечения национальных публичных закупок. Методы: в исследовании использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: анализ правоприменительной практики в сфере публичных закупок в России и в зарубежных странах позволил выявить ряд коррупционных рисков с целью их последующей классификации. Представлена авторская классификация, способная стать основой для подготовки комплекса скоординированных правовых, финансовых и кадровых мер, направленных на профилактику и предупреждение коррупции в сфере закупок. Выводы: для акцентирования внимания органов законодательной и исполнительной власти в части минимизации негативных последствий коррупции в публичных закупках представлена авторская классификация коррупционных рисков. Отмечено обязательное наличие системы мониторинга полученных в процессе закупок результатов. Предложено вывести коррупционные правонарушения в сфере закупок из области уголовного преследования и определить их в сферу действия финансовой ответственности, обеспечивающего кратную персональную финансовую ответственность должностного лица, действия (бездействия) которого нанесли ущерб бюджету.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в Индии и странах Ближнего Востока
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)В России также назрела необходимость глубокой стратегической проработки превентивных мер противодействия коррупции с явным акцентом на возможностях антикоррупционного обучения <20>. Вместе с тем эффективная национальная модель государственной антикоррупционной политики предполагает строгое законодательное сопровождение реализуемых мер, как и обеспечение эффективного правоприменения, актуализацию отдельных правовых норм в этой области и приведение их к международным антикоррупционным стандартам <21>. Мировой опыт показывает, что состоятельность той или иной модели государственной антикоррупционной политики зависит от многих факторов, но в первую очередь это активное использование антикоррупционных мер образовательного и общекультурного характера.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 2)В России также назрела необходимость глубокой стратегической проработки превентивных мер противодействия коррупции с явным акцентом на возможностях антикоррупционного обучения <20>. Вместе с тем эффективная национальная модель государственной антикоррупционной политики предполагает строгое законодательное сопровождение реализуемых мер, как и обеспечение эффективного правоприменения, актуализацию отдельных правовых норм в этой области и приведение их к международным антикоррупционным стандартам <21>. Мировой опыт показывает, что состоятельность той или иной модели государственной антикоррупционной политики зависит от многих факторов, но в первую очередь это активное использование антикоррупционных мер образовательного и общекультурного характера.
Статья: Антикоррупционное планирование в Республике Татарстан: понятие, правовые основы и повышение качества организации
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Антикоррупционное планирование в РТ - это закрепленное в правовом документе требование, которое направлено на обеспечение проведения комплекса мероприятий по реализации республиканского, ведомственных, муниципальных и иных документов, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, управленческих, координационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Татарстан.
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Антикоррупционное планирование в РТ - это закрепленное в правовом документе требование, которое направлено на обеспечение проведения комплекса мероприятий по реализации республиканского, ведомственных, муниципальных и иных документов, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, управленческих, координационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Татарстан.
Статья: Актуальные проблемы соотношения уголовно-правовых мер противодействия коррупции в частной и публичной сферах в Российской Федерации
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Полагаем, что, несмотря на отмеченные законодательные изменения, дальнейшее развитие уголовно-правовых мер противодействия коррупции в частной и публичной сферах следует выстраивать с учетом необходимости обеспечения системного единства таких мер, прежде всего связанных с установлением и реализацией ответственности за преступления, предусмотренные статьями гл. 23 и гл. 30 УК РФ.
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Полагаем, что, несмотря на отмеченные законодательные изменения, дальнейшее развитие уголовно-правовых мер противодействия коррупции в частной и публичной сферах следует выстраивать с учетом необходимости обеспечения системного единства таких мер, прежде всего связанных с установлением и реализацией ответственности за преступления, предусмотренные статьями гл. 23 и гл. 30 УК РФ.
Вопрос: Как организовать обучение работников по противодействию коррупции?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Если в организации небольшое количество работников, обучение в группах можно заменить индивидуальным консультированием работников либо проводить обучение совместно с другими организациями или использовать размещенные в открытом доступе антикоррупционные курсы (разд. "Информирование, консультирование и обучение работников" Мер по предупреждению коррупции в организациях).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Если в организации небольшое количество работников, обучение в группах можно заменить индивидуальным консультированием работников либо проводить обучение совместно с другими организациями или использовать размещенные в открытом доступе антикоррупционные курсы (разд. "Информирование, консультирование и обучение работников" Мер по предупреждению коррупции в организациях).
Статья: Особенности правового положения лиц, содействующих бюджетному администрированию
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Замыкает круг органов, содействующих бюджетному администрированию, группа правоохранительных органов, обеспечивающих реализацию мер государственного принуждения в бюджетной сфере. Такими органами являются территориальные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Следственного комитета. Их основная задача - защита уголовно-правовыми средствами установленного порядка осуществления правоотношений в бюджетной сфере, противодействие коррупции, ведущими принципами которого законодателем определены: приоритетное применение мер предупреждения, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер <29>. Обеспечительная функция правоохранительных органов в процессе бюджетного администрирования заключается в поддержании легитимных и создании благоприятных условий для реализации имеющихся бюджетно-правовых задач.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Замыкает круг органов, содействующих бюджетному администрированию, группа правоохранительных органов, обеспечивающих реализацию мер государственного принуждения в бюджетной сфере. Такими органами являются территориальные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Следственного комитета. Их основная задача - защита уголовно-правовыми средствами установленного порядка осуществления правоотношений в бюджетной сфере, противодействие коррупции, ведущими принципами которого законодателем определены: приоритетное применение мер предупреждения, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер <29>. Обеспечительная функция правоохранительных органов в процессе бюджетного администрирования заключается в поддержании легитимных и создании благоприятных условий для реализации имеющихся бюджетно-правовых задач.
Статья: Правовые основания и особенности идентификации цифрового следа личности, связанные с противодействием коррупции
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 8)Таким образом, результаты анализа пассивного цифрового следа, отражающего (характеризующего) действия человека, представляют как практический, так и научный интерес с точки зрения разработки и реализации мер по противодействию коррупции с учетом необходимости формирования в Российской Федерации системы взаимоотношений "государство - личность", направленной на обеспечение защищенности прав и свобод человека и обязательности увязки критериев правоприменения с технологическими параметрами ИИ [3, с. 69].
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 8)Таким образом, результаты анализа пассивного цифрового следа, отражающего (характеризующего) действия человека, представляют как практический, так и научный интерес с точки зрения разработки и реализации мер по противодействию коррупции с учетом необходимости формирования в Российской Федерации системы взаимоотношений "государство - личность", направленной на обеспечение защищенности прав и свобод человека и обязательности увязки критериев правоприменения с технологическими параметрами ИИ [3, с. 69].
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)- обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)- обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;