Реализация без НДС распределение НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Реализация без НДС распределение НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по товарам, реализуемым в рамках облагаемой и не облагаемой НДС деятельности (оптовой и розничной торговли) в отсутствие ведения раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по товарам, реализуемым в рамках облагаемой и не облагаемой НДС деятельности (оптовой и розничной торговли) в отсутствие ведения раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При продаже имущества предприятия-банкрота организатор торгов удержал и перечислил в бюджет сумму НДС. Поскольку общество находилось на УСН, оно посчитало удержанную сумму НДС неосновательным обогащением организатора торгов (Росимущества) и налогового органа солидарно. В своем письме в адрес Росимущества общество потребовало вернуть ему сумму удержанного при продаже имущества налога. Росимущество сообщило обществу, что в заявке судебного пристава-исполнителя на торги и постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги стоимость подлежащего реализации имущества была указана без НДС, а предоставленный службой судебных приставов для организации торгов пакет документов не содержал сведений, подтверждающих применение должником УСН. Суд отказал в удовлетворении требования общества, указав, что выставление суммы НДС при реализации на торгах имущества не нарушает права общества, поскольку исчисление данного налога произведено сверх рыночной стоимости имущества, в связи с чем увеличение начальной цены продажи принадлежащего обществу имущества на сумму НДС не причинило последнему убытки. Общество вправе было рассчитывать лишь на ту часть цены реализуемого имущества, которую составляла собственно стоимость имущества без учета НДС, увеличенная в процессе торгов, как если бы имущество изначально было выставлено на реализацию по цене, определенной без НДС. Общество не обосновало, каким образом увеличение организатором торгов цены реализации имущества на сумму НДС и уплата налога фактически за счет покупателя имущества нарушили права и законные интересы общества, с учетом того что сумма НДС не подлежала распределению и не могла быть перечислена обществу.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При продаже имущества предприятия-банкрота организатор торгов удержал и перечислил в бюджет сумму НДС. Поскольку общество находилось на УСН, оно посчитало удержанную сумму НДС неосновательным обогащением организатора торгов (Росимущества) и налогового органа солидарно. В своем письме в адрес Росимущества общество потребовало вернуть ему сумму удержанного при продаже имущества налога. Росимущество сообщило обществу, что в заявке судебного пристава-исполнителя на торги и постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги стоимость подлежащего реализации имущества была указана без НДС, а предоставленный службой судебных приставов для организации торгов пакет документов не содержал сведений, подтверждающих применение должником УСН. Суд отказал в удовлетворении требования общества, указав, что выставление суммы НДС при реализации на торгах имущества не нарушает права общества, поскольку исчисление данного налога произведено сверх рыночной стоимости имущества, в связи с чем увеличение начальной цены продажи принадлежащего обществу имущества на сумму НДС не причинило последнему убытки. Общество вправе было рассчитывать лишь на ту часть цены реализуемого имущества, которую составляла собственно стоимость имущества без учета НДС, увеличенная в процессе торгов, как если бы имущество изначально было выставлено на реализацию по цене, определенной без НДС. Общество не обосновало, каким образом увеличение организатором торгов цены реализации имущества на сумму НДС и уплата налога фактически за счет покупателя имущества нарушили права и законные интересы общества, с учетом того что сумма НДС не подлежала распределению и не могла быть перечислена обществу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нюансы "ювелирного" перехода на ОСН
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 3)До 2023 г. компания вела торговлю ювелирными изделиями на "доходно-расходной" упрощенке. У нас в товарных остатках на складе значительная часть ювелирных украшений, приобретенных без НДС. Вправе ли мы продавать их также без НДС при условии раздельного учета их реализации?
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2023, N 3)До 2023 г. компания вела торговлю ювелирными изделиями на "доходно-расходной" упрощенке. У нас в товарных остатках на складе значительная часть ювелирных украшений, приобретенных без НДС. Вправе ли мы продавать их также без НДС при условии раздельного учета их реализации?
Вопрос: Необходимо ли в разд. 7 декларации по НДС отражать операции, освобождаемые от НДС, и на основании каких учетных регистров заполнить?
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, при совершении операций, не облагаемых НДС согласно ст. 149 НК РФ, налогоплательщик для заполнения декларации может использовать данные регистров бухгалтерского учета, в которых отражены данные о реализованных без НДС товарах (работах, услугах). При этом налогоплательщик, совершающий облагаемые и не облагаемые НДС операции, обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). То есть в регистрах бухгалтерского учета данные о реализованных без НДС товарах (работах, услугах) должны быть приведены отдельно.
(Консультация эксперта, 2024)Следовательно, при совершении операций, не облагаемых НДС согласно ст. 149 НК РФ, налогоплательщик для заполнения декларации может использовать данные регистров бухгалтерского учета, в которых отражены данные о реализованных без НДС товарах (работах, услугах). При этом налогоплательщик, совершающий облагаемые и не облагаемые НДС операции, обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). То есть в регистрах бухгалтерского учета данные о реализованных без НДС товарах (работах, услугах) должны быть приведены отдельно.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11
"Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом"Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
"Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом"Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 2561-О
"По запросу Арбитражного суда Алтайского края о проверке конституционности пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"С этим выводом не расходятся и правовые позиции, выраженные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 11, из которого следует, в частности, что требование об уплате налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предметов залога) должника, признанного банкротом, относится, согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", к четвертой очереди текущих требований; цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; сумма этого платежа распределяется по правилам статей 134 и 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; названный налог исчисляется, исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 данного Кодекса.
"По запросу Арбитражного суда Алтайского края о проверке конституционности пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"С этим выводом не расходятся и правовые позиции, выраженные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 11, из которого следует, в частности, что требование об уплате налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предметов залога) должника, признанного банкротом, относится, согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", к четвертой очереди текущих требований; цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; сумма этого платежа распределяется по правилам статей 134 и 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; названный налог исчисляется, исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 данного Кодекса.
Готовое решение: Как распределить НДС по косвенным расходам
(КонсультантПлюс, 2025)Пример распределения "входного" НДС по общехозяйственным расходам
(КонсультантПлюс, 2025)Пример распределения "входного" НДС по общехозяйственным расходам
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации операции по распределению "входного" НДС по общехозяйственным расходам (аренда офисного здания), если она выполняет работы, облагаемые НДС на территории РФ, а также работы, местом реализации которых территория РФ не признается, в том числе предусмотренные ст. 149 НК РФ? Работы, местом реализации которых территория РФ не признается, оплачиваются в евро на условиях 100%-ной предоплаты...
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для выполнения работ, облагаемых и не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, определяемой исходя из стоимости выполненных работ, облагаемых НДС, и стоимости работ, не подлежащих налогообложению, в общей стоимости выполненных работ за налоговый период в порядке, установленном принятой учетной политикой для целей налогообложения, с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ. Выполненные работы (за исключением предусмотренных в ст. 149 НК РФ), местом реализации которых не признается территория РФ, приравниваются к облагаемым НДС операциям (п. п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ) <**>. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом работ, так и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика такого раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)В общем случае суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для выполнения работ, облагаемых и не облагаемых НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, определяемой исходя из стоимости выполненных работ, облагаемых НДС, и стоимости работ, не подлежащих налогообложению, в общей стоимости выполненных работ за налоговый период в порядке, установленном принятой учетной политикой для целей налогообложения, с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ. Выполненные работы (за исключением предусмотренных в ст. 149 НК РФ), местом реализации которых не признается территория РФ, приравниваются к облагаемым НДС операциям (п. п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ) <**>. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом работ, так и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика такого раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Статья: Место реализации для целей налогообложения НДС трансграничных операций внутри ЕАЭС
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Зависимость права конкретного государства на взимание НДС от нахождения места реализации товаров (работ, услуг) в его территориальных границах позволяет разрешить вопрос распределения сумм налога между государствами и предотвратить чрезмерное налогообложение (отсутствие налогообложения). Технико-юридическое конструирование порядка определения места реализации в рамках нормативного правового поля ЕАЭС и его последующее закрепление в национальном законодательстве стран-участниц играет важную роль в налогообложении НДС внутрисоюзных операций. Отмечается, что в наднациональном правопорядке ЕАЭС в отношении внутрисоюзной трансграничной реализации товаров предусмотрен принцип страны назначения и используется последовательный подход к определению места реализации для целей определения государства, имеющего право на взимание НДС. Для установления места реализации в целях взимания НДС при трансграничном выполнении работ, оказании услуг применяется категориальный подход. Вместе с тем союзным законодательством не установлен порядок налогообложения услуг при их экспорте и импорте в рамках ЕАЭС, что стало причиной существования разных подходов к их налогообложению во внутреннем налоговом законодательстве стран. Формирование на интеграционном уровне общей концепции налогообложения НДС, выстраиваемой на основе принципа нейтральности, и совместные усилия государств по созданию унифицированного налогового механизма позволят реализовать согласованный подход к налогообложению НДС на уровне стран-участниц.
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Зависимость права конкретного государства на взимание НДС от нахождения места реализации товаров (работ, услуг) в его территориальных границах позволяет разрешить вопрос распределения сумм налога между государствами и предотвратить чрезмерное налогообложение (отсутствие налогообложения). Технико-юридическое конструирование порядка определения места реализации в рамках нормативного правового поля ЕАЭС и его последующее закрепление в национальном законодательстве стран-участниц играет важную роль в налогообложении НДС внутрисоюзных операций. Отмечается, что в наднациональном правопорядке ЕАЭС в отношении внутрисоюзной трансграничной реализации товаров предусмотрен принцип страны назначения и используется последовательный подход к определению места реализации для целей определения государства, имеющего право на взимание НДС. Для установления места реализации в целях взимания НДС при трансграничном выполнении работ, оказании услуг применяется категориальный подход. Вместе с тем союзным законодательством не установлен порядок налогообложения услуг при их экспорте и импорте в рамках ЕАЭС, что стало причиной существования разных подходов к их налогообложению во внутреннем налоговом законодательстве стран. Формирование на интеграционном уровне общей концепции налогообложения НДС, выстраиваемой на основе принципа нейтральности, и совместные усилия государств по созданию унифицированного налогового механизма позволят реализовать согласованный подход к налогообложению НДС на уровне стран-участниц.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Стоимость компьютера - 144 000 руб. (в том числе НДС - 24 000 руб.). "Входной" НДС по компьютеру подлежит распределению между облагаемыми и не облагаемыми НДС операциями в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Стоимость компьютера - 144 000 руб. (в том числе НДС - 24 000 руб.). "Входной" НДС по компьютеру подлежит распределению между облагаемыми и не облагаемыми НДС операциями в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ.
Вопрос: О цене госконтракта, а также об НДС при реализации плательщиком УСН товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19624)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19624)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
Вопрос: Каковы особенности обложения НДС экспорта товара в Азербайджан?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Обязанность ведения раздельного учета сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются в экспортных операциях, законодательством прямо не установлена. Однако, поскольку порядок принятия к вычету сумм "входного" НДС по данным операциям различается в зависимости от того, какой товар экспортируется, в некоторых случаях возникает необходимость раздельного учета.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Обязанность ведения раздельного учета сумм "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются в экспортных операциях, законодательством прямо не установлена. Однако, поскольку порядок принятия к вычету сумм "входного" НДС по данным операциям различается в зависимости от того, какой товар экспортируется, в некоторых случаях возникает необходимость раздельного учета.
Вопрос: Об НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества арендодателем, применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-07-11/63545)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
(Письмо Минфина России от 30.06.2025 N 03-07-11/63545)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Готовое решение: Как учитывать сделки РЕПО при расчете НДС
(КонсультантПлюс, 2025)В течение квартала были приобретены канцтовары, которые использовались как в облагаемой НДС деятельности (то есть при реализации товаров), так и в необлагаемой (то есть при совершении сделок РЕПО). Сумму "входного" НДС (8 000 руб.) по счету-фактуре на эти канцтовары нужно распределить.
(КонсультантПлюс, 2025)В течение квартала были приобретены канцтовары, которые использовались как в облагаемой НДС деятельности (то есть при реализации товаров), так и в необлагаемой (то есть при совершении сделок РЕПО). Сумму "входного" НДС (8 000 руб.) по счету-фактуре на эти канцтовары нужно распределить.