Реабилитация клиента
Подборка наиболее важных документов по запросу Реабилитация клиента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)"Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)"Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- хранят полученную информацию, обеспечивают ее конфиденциальность (абз. 3 п. 2, п. 4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Банка России от 12.09.2018 N ИН-014-12/61 "По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- хранят полученную информацию, обеспечивают ее конфиденциальность (абз. 3 п. 2, п. 4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Банка России от 12.09.2018 N ИН-014-12/61 "По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов");
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится Стандарт оказания услуг по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов (12.07.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится Стандарт оказания услуг по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов (12.07.2025)
"Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании"
(утв. Банком России 22.02.2019 N 5-МР)I. Анализ информации, получаемой из поступающих в Банк России обращений, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций, несмотря на требования Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при совместном упоминании - отказ), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на обжалование принятых указанными организациями решений об отказе в порядке, предусмотренном пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - механизм реабилитации клиентов).
(утв. Банком России 22.02.2019 N 5-МР)I. Анализ информации, получаемой из поступающих в Банк России обращений, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций, несмотря на требования Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при совместном упоминании - отказ), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на обжалование принятых указанными организациями решений об отказе в порядке, предусмотренном пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - механизм реабилитации клиентов).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- социально-медицинская услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- социально-медицинская услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности;
Статья: Генезис комплаенс-контроля в финансовой сфере
(Баракина Е.Ю.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Однако существует и обратная практика, когда банки при проведении протоколов комплаенс-контроля в целях пресечения неправомерных практик выдвигают не установленные законодательством требования и на основании невыполнения их клиентом - экономическим субъектом заносят его в черный список банков, что препятствует дальнейшей коммерческой деятельности такого клиента. Например <11>, банк на основании "технологической схемы осуществления пост-комплаенс-контроля сомнительных операций", т.е. внутреннего локального документа, потребовал от клиента документы, подтверждающие сделку в электронном виде. Клиент предоставил их в бумажном виде в установленный срок, но банк, посчитав, что организация не выполнила его требования, отказал в проведении операции. В дальнейшем клиент был ограничен в осуществлении транзакций, что привело к фактическим убыткам, а также необходимости в прохождении довольно продолжительной процедуры реабилитации. Приведенный пример далеко не единственный. Частично данная проблема была признана Банком России. В этой связи регулятор выпустил специальную памятку <12> для предпринимателей, но эти меры не спасают от "ошибок" и некорректной работы комплаенс-контроля.
(Баракина Е.Ю.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Однако существует и обратная практика, когда банки при проведении протоколов комплаенс-контроля в целях пресечения неправомерных практик выдвигают не установленные законодательством требования и на основании невыполнения их клиентом - экономическим субъектом заносят его в черный список банков, что препятствует дальнейшей коммерческой деятельности такого клиента. Например <11>, банк на основании "технологической схемы осуществления пост-комплаенс-контроля сомнительных операций", т.е. внутреннего локального документа, потребовал от клиента документы, подтверждающие сделку в электронном виде. Клиент предоставил их в бумажном виде в установленный срок, но банк, посчитав, что организация не выполнила его требования, отказал в проведении операции. В дальнейшем клиент был ограничен в осуществлении транзакций, что привело к фактическим убыткам, а также необходимости в прохождении довольно продолжительной процедуры реабилитации. Приведенный пример далеко не единственный. Частично данная проблема была признана Банком России. В этой связи регулятор выпустил специальную памятку <12> для предпринимателей, но эти меры не спасают от "ошибок" и некорректной работы комплаенс-контроля.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка расходования средств на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 2021 - 2022 годах"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)- организовать проведение территориальными органами Фонда в 2024 году анонимного анкетирования пострадавших, отказывающихся от СКЛ в центрах, в целях выявления проблем в деятельности центров, препятствующих их выбору в качестве организации, предоставляющей реабилитационные услуги;
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 12)- организовать проведение территориальными органами Фонда в 2024 году анонимного анкетирования пострадавших, отказывающихся от СКЛ в центрах, в целях выявления проблем в деятельности центров, препятствующих их выбору в качестве организации, предоставляющей реабилитационные услуги;
Вопрос: Каковы особенности правового регулирования деятельности фитнес-центров?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потребителем фитнес-услуг является физическое лицо, имеющее намерение заняться и/или занимающееся фитнесом для поддержания и укрепления здоровья, физической реабилитации, а также для проведения физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов (п. 3.3 ГОСТ Р 56644-2015).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потребителем фитнес-услуг является физическое лицо, имеющее намерение заняться и/или занимающееся фитнесом для поддержания и укрепления здоровья, физической реабилитации, а также для проведения физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов (п. 3.3 ГОСТ Р 56644-2015).
Статья: Оспариваем отказ банка в заключении договора или проведении операции
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон <1> предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Если клиент получил отказ в заключении договора или выполнении распоряжения о проведении расчетной операции от кредитной организации, в которой он состоит на банковском обслуживании, закон <1> предусматривает специальный правовой механизм его реабилитации. Клиент может обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при ЦБ РФ и оспорить решение банка (см. образец заявления в конце статьи). Комиссия формируется из представителей ЦБ РФ и Росфинмониторинга. Однако такое обращение возможно только после получения от кредитной организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и сведений, которые клиент до этого ей представил.
Статья: Банкротство как мера социальной реабилитации гражданина
(Жолшиева Ж.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)При наличии сомнений в платежеспособности клиента банк не лишен был права запросить официальную информацию о размере заработной платы и иные документы, или отказать в предоставлении кредита, или предусмотреть гарантированные способы обеспечения по возврату выданных денежных средств. Основная цель потребительского банкротства - социальная реабилитация добросовестного гражданина, предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым, непосильным для него обязательствам, чем всегда ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им в полном объеме (определение ВС РФ от 03.09.2020 N 310-ЭС20-6956).
(Жолшиева Ж.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 2)При наличии сомнений в платежеспособности клиента банк не лишен был права запросить официальную информацию о размере заработной платы и иные документы, или отказать в предоставлении кредита, или предусмотреть гарантированные способы обеспечения по возврату выданных денежных средств. Основная цель потребительского банкротства - социальная реабилитация добросовестного гражданина, предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым, непосильным для него обязательствам, чем всегда ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им в полном объеме (определение ВС РФ от 03.09.2020 N 310-ЭС20-6956).
Вопрос: О вопросах и предложениях, связанных с функционированием и применением кредитными организациями сервиса "Платформа ЗСК".
(Письмо Банка России от 19.06.2023 N 12-4-2/4588)Наличие процедуры реабилитации клиента, отнесенного к средней или высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, на основании инициированного им обращения в Банк России позволит обеспечить восстановление деловой репутации такого клиента и возможность его полноценного обслуживания кредитными организациями при наличии соответствующих оснований.
(Письмо Банка России от 19.06.2023 N 12-4-2/4588)Наличие процедуры реабилитации клиента, отнесенного к средней или высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций, на основании инициированного им обращения в Банк России позволит обеспечить восстановление деловой репутации такого клиента и возможность его полноценного обслуживания кредитными организациями при наличии соответствующих оснований.
Статья: Порядок и пределы возмещения сумм, затраченных на обращение за квалифицированной юридической помощью в уголовном процессе
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Таким образом, на сегодняшний день императивный законодательный запрет на уменьшение подлежащей взысканию в пользу реабилитированного суммы расходов на помощь адвоката не является абсолютным. При этом применяемый в России подход свободного определения в соглашении размера вознаграждения адвоката является распространенным в зарубежной практике. Государства - члены Европейского союза придерживаются положений Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества от 28 октября 1988 г. <16>. Согласно пункту 3.4 указанного документа "адвокат должен информировать своего клиента в полном объеме относительно вида назначаемых гонораров, и размер их должен быть справедлив и разумен в соответствии с законом и этическими правилами, которым подчиняется адвокат". Так, во Франции размер вознаграждения (гонорара) свободно определяется в соглашении об оплате. Если условия оплаты не оговорены соглашением, заключенным между адвокатом и его клиентом, то суммы вознаграждения определяются исходя из обычных правил, с учетом финансового положения клиента, сложности дела, расходов, представленных адвокатом к возмещению, а также в зависимости от его репутации и усердия. При первом же обращении клиента, а затем регулярно адвокат информирует его о правилах расчета вознаграждения и о предполагаемой динамике роста его размера <17>.
(Килина И.В., Кипнис Н.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Таким образом, на сегодняшний день императивный законодательный запрет на уменьшение подлежащей взысканию в пользу реабилитированного суммы расходов на помощь адвоката не является абсолютным. При этом применяемый в России подход свободного определения в соглашении размера вознаграждения адвоката является распространенным в зарубежной практике. Государства - члены Европейского союза придерживаются положений Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества от 28 октября 1988 г. <16>. Согласно пункту 3.4 указанного документа "адвокат должен информировать своего клиента в полном объеме относительно вида назначаемых гонораров, и размер их должен быть справедлив и разумен в соответствии с законом и этическими правилами, которым подчиняется адвокат". Так, во Франции размер вознаграждения (гонорара) свободно определяется в соглашении об оплате. Если условия оплаты не оговорены соглашением, заключенным между адвокатом и его клиентом, то суммы вознаграждения определяются исходя из обычных правил, с учетом финансового положения клиента, сложности дела, расходов, представленных адвокатом к возмещению, а также в зависимости от его репутации и усердия. При первом же обращении клиента, а затем регулярно адвокат информирует его о правилах расчета вознаграждения и о предполагаемой динамике роста его размера <17>.