Разъяснения по страховым взносам
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъяснения по страховым взносам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В третью очередь реестра требований кредиторов было включено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование. Налоговый орган не согласился с такой очередностью и указал, что данное требование должно быть включено во вторую очередь реестра, учитывая, что КС РФ в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П разъяснил, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны быть включены во вторую очередь удовлетворения требований кредиторов. По мнению налогового органа, указанная правовая позиция КС РФ распространяет свое действие на действующий с 2023 года единый тариф страховых взносов. Суд указал, что установление единого тарифа страховых взносов на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов. Законодательство о банкротстве не допускает включение задолженности по уплате взносов на обязательное медицинское и социальное страхование во вторую очередь, а разъяснения Конституционного Суда РФ не применимы ввиду различной правовой природы платежей. Требование по уплате задолженности по взносам на обязательное социальное и медицинское страхование должно быть включено в третью очередь реестра требований кредиторов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В третью очередь реестра требований кредиторов было включено требование об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование. Налоговый орган не согласился с такой очередностью и указал, что данное требование должно быть включено во вторую очередь реестра, учитывая, что КС РФ в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П и от 10.07.2007 N 9-П разъяснил, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны быть включены во вторую очередь удовлетворения требований кредиторов. По мнению налогового органа, указанная правовая позиция КС РФ распространяет свое действие на действующий с 2023 года единый тариф страховых взносов. Суд указал, что установление единого тарифа страховых взносов на обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов. Законодательство о банкротстве не допускает включение задолженности по уплате взносов на обязательное медицинское и социальное страхование во вторую очередь, а разъяснения Конституционного Суда РФ не применимы ввиду различной правовой природы платежей. Требование по уплате задолженности по взносам на обязательное социальное и медицинское страхование должно быть включено в третью очередь реестра требований кредиторов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 134 "Очередность удовлетворения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган полагает, что задолженность общества по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование подлежит удовлетворению во вторую очередь реестра требований кредиторов. По мнению налогового органа, с 01.01.2023 все страховые взносы объединены в единый тариф страховых взносов, входящий в единый налоговый платеж, в связи с чем на все виды страховых взносов необходимо распространить аналогичное правовое регулирование и включить их во вторую очередь. Суд не поддержал позицию налогового органа и отметил, что установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований в процедуре банкротства, так как целью введения соответствующего правового регулирования является оптимизация внесения всех социальных взносов единым платежом. Таким образом, поскольку ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не допускает возможность отнесения ко второй очереди реестра требований кредиторов задолженности по уплате взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, сохраняют актуальность разъяснения, данные в п. 14 Обзора от 20.12.2016 и в ответе на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора от 12.07.2017 N 3, в соответствии с которыми спорные платежи подлежат удовлетворению в третью очередь.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган полагает, что задолженность общества по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование подлежит удовлетворению во вторую очередь реестра требований кредиторов. По мнению налогового органа, с 01.01.2023 все страховые взносы объединены в единый тариф страховых взносов, входящий в единый налоговый платеж, в связи с чем на все виды страховых взносов необходимо распространить аналогичное правовое регулирование и включить их во вторую очередь. Суд не поддержал позицию налогового органа и отметил, что установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований в процедуре банкротства, так как целью введения соответствующего правового регулирования является оптимизация внесения всех социальных взносов единым платежом. Таким образом, поскольку ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не допускает возможность отнесения ко второй очереди реестра требований кредиторов задолженности по уплате взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, сохраняют актуальность разъяснения, данные в п. 14 Обзора от 20.12.2016 и в ответе на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора от 12.07.2017 N 3, в соответствии с которыми спорные платежи подлежат удовлетворению в третью очередь.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2025 по делу N А60-44337/2024 <Подарки к праздникам не облагаются страховыми взносами на травматизм: суд разъясняет>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5)"Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5)"Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 5
Вопрос: О предоставлении Минфином России письменных разъяснений по уплате страховых взносов; об НДФЛ при получении доходов от источников за пределами РФ.
(Письмо Минфина России от 29.05.2023 N 03-04-05/49212)Вопрос: О предоставлении Минфином России письменных разъяснений по уплате страховых взносов; об НДФЛ при получении доходов от источников за пределами РФ.
(Письмо Минфина России от 29.05.2023 N 03-04-05/49212)Вопрос: О предоставлении Минфином России письменных разъяснений по уплате страховых взносов; об НДФЛ при получении доходов от источников за пределами РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Разъяснения о коде тарифа страховых взносов см. письмо ФНС России от 25.04.2018 N БС-4-11/7965@.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Разъяснения о коде тарифа страховых взносов см. письмо ФНС России от 25.04.2018 N БС-4-11/7965@.
<Письмо> ФФОМС от 27.12.1996 N 5300/23-и
"О направлении разъяснений по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов на обязательное медицинское страхование"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
"О направлении разъяснений по вопросам организации работы по сбору и учету страховых взносов на обязательное медицинское страхование"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Готовое решение: Облагаются ли страховыми взносами подарки сотрудникам и их детям
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям Минфина России не облагаются страховыми взносами, например, передача брендированной сувенирной продукции новому работнику по договору дарения, приз по результатам спортивной спартакиады, подарок к профессиональному празднику, юбилейной дате (см. п. 2 Письма от 28.12.2024 N 03-04-06/133008, Письма от 15.02.2021 N 03-15-06/10032, от 04.12.2017 N 03-15-06/80448). Стоимость ценных подарков, которые не связаны с вознаграждением за труд и его стимулированием и передаются по договору дарения, не является объектом обложения страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минтруда России от 24.10.2023 N 17-4/ООГ-818).
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям Минфина России не облагаются страховыми взносами, например, передача брендированной сувенирной продукции новому работнику по договору дарения, приз по результатам спортивной спартакиады, подарок к профессиональному празднику, юбилейной дате (см. п. 2 Письма от 28.12.2024 N 03-04-06/133008, Письма от 15.02.2021 N 03-15-06/10032, от 04.12.2017 N 03-15-06/80448). Стоимость ценных подарков, которые не связаны с вознаграждением за труд и его стимулированием и передаются по договору дарения, не является объектом обложения страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минтруда России от 24.10.2023 N 17-4/ООГ-818).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в ФОСВ. В части 3 ст. 37 комментируемого Закона предусмотрено, что Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты. Согласно ч. 6 указанной статьи взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке. Контроль Агентства за поступлением страховых взносов в ФОСВ осуществляется путем: получения отчетности банков и иной информации, определенной в соответствии с ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона Банком России по согласованию с Агентством; получения на основании ч. 2 указанной статьи Агентством разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов; участия служащих Агентства в проверках банков по вопросам, касающимся уплаты страховых взносов (см. комментарий к ст. 32 Закона);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в ФОСВ. В части 3 ст. 37 комментируемого Закона предусмотрено, что Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты. Согласно ч. 6 указанной статьи взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке. Контроль Агентства за поступлением страховых взносов в ФОСВ осуществляется путем: получения отчетности банков и иной информации, определенной в соответствии с ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона Банком России по согласованию с Агентством; получения на основании ч. 2 указанной статьи Агентством разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов; участия служащих Агентства в проверках банков по вопросам, касающимся уплаты страховых взносов (см. комментарий к ст. 32 Закона);
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 29.07.2025 N 03-15-05/73259 <Страховые взносы на оплату организацией пребывания работника в медучреждении>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Минфин России в Письме от 29.07.2025 N 03-15-05/73259 разъяснил, начислять ли страховые взносы по единому тарифу на оплату организацией лечения и пребывания работника в медицинском учреждении.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Минфин России в Письме от 29.07.2025 N 03-15-05/73259 разъяснил, начислять ли страховые взносы по единому тарифу на оплату организацией лечения и пребывания работника в медицинском учреждении.
Готовое решение: Как применять УСН с объектом "доходы" и ставкой 6%
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (авансовый платеж) по УСН вы можете уменьшить на следующие расходы (п. п. 3.1, 3.2, 8 ст. 346.21 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Налог (авансовый платеж) по УСН вы можете уменьшить на следующие расходы (п. п. 3.1, 3.2, 8 ст. 346.21 НК РФ):
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Выплаты гражданам Белоруссии за работы (услуги), выполненные (оказанные) ими в РФ на основании гражданских договоров, по общему правилу облагаются взносами на ОПС, ОМС и по ВНиМ независимо от наличия (отсутствия) статуса высококвалифицированного специалиста, поскольку гражданин Белоруссии является специалистом из ЕАЭС, а также от статуса ИП по законодательству Белоруссии (пп. 1.1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-04-05/80095). Считаем, что разъяснения Минфина России о необходимости начисления страховых взносов распространяются и на страховые взносы по ВНиМ.
(КонсультантПлюс, 2025)Выплаты гражданам Белоруссии за работы (услуги), выполненные (оказанные) ими в РФ на основании гражданских договоров, по общему правилу облагаются взносами на ОПС, ОМС и по ВНиМ независимо от наличия (отсутствия) статуса высококвалифицированного специалиста, поскольку гражданин Белоруссии является специалистом из ЕАЭС, а также от статуса ИП по законодательству Белоруссии (пп. 1.1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-04-05/80095). Считаем, что разъяснения Минфина России о необходимости начисления страховых взносов распространяются и на страховые взносы по ВНиМ.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ устанавливает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ устанавливает, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Интервью: Кто застрахует столичную недвижимость?
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" совместно со страховщиками проводил постоянную работу по разъяснению условий программы страхования, порядка уплаты взносов, получения страхового возмещения. На сайте мэра Москвы, сайтах префектур и городских управ, страховых компаний размещались материалы о городской программе. Поэтому информированность жителей была высокой, что подтверждалось числом участников программы: в некоторых районах количество жителей, оплативших страховку, достигало 50%, и большинство страховалось из года в год.
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" совместно со страховщиками проводил постоянную работу по разъяснению условий программы страхования, порядка уплаты взносов, получения страхового возмещения. На сайте мэра Москвы, сайтах префектур и городских управ, страховых компаний размещались материалы о городской программе. Поэтому информированность жителей была высокой, что подтверждалось числом участников программы: в некоторых районах количество жителей, оплативших страховку, достигало 50%, и большинство страховалось из года в год.
Готовое решение: Облагается ли материальная помощь взносами в СФР на страхование от несчастных случаев
(КонсультантПлюс, 2025)Если материальная помощь оказана обоим родителям (опекунам, усыновителям), которые работают у одного работодателя, не нужно начислять взносы на выплату в пределах 50 000 руб. каждому из них. Минфин России дал такие разъяснения в отношении страховых взносов, установленных Налоговым кодексом РФ (Письма от 08.07.2019 N 03-04-06/50324, от 21.03.2018 N 03-04-06/17568). Считаем, что они применимы и к взносам на травматизм.
(КонсультантПлюс, 2025)Если материальная помощь оказана обоим родителям (опекунам, усыновителям), которые работают у одного работодателя, не нужно начислять взносы на выплату в пределах 50 000 руб. каждому из них. Минфин России дал такие разъяснения в отношении страховых взносов, установленных Налоговым кодексом РФ (Письма от 08.07.2019 N 03-04-06/50324, от 21.03.2018 N 03-04-06/17568). Считаем, что они применимы и к взносам на травматизм.
Статья: О недопустимости признания дебиторской задолженности предметом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК
(Мелешко Д.А., Чернявский Д.О.)
("Законность", 2021, N 1)Надо сказать, что ориентир правоохранительных органов на положения рассматриваемого письма является необоснованным. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 НК законодательство о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Согласно ст. 4 НК Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в предусмотренных налоговым законодательством случаях издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов. Пунктом 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2020 г. N 105) нормативный правовой акт характеризуется совокупностью признаков, а именно: изданием в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличием в акте правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При этом согласно п. 7 указанного документа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, а акты, изданные в ином виде, не могут содержать предписания нормативно-правового характера. Соответственно, письмо Минфина не является нормативным правовым актом и не может регулировать правоотношения в сфере налогов и сборов.
(Мелешко Д.А., Чернявский Д.О.)
("Законность", 2021, N 1)Надо сказать, что ориентир правоохранительных органов на положения рассматриваемого письма является необоснованным. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 НК законодательство о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Согласно ст. 4 НК Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в предусмотренных налоговым законодательством случаях издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов. Пунктом 2 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2020 г. N 105) нормативный правовой акт характеризуется совокупностью признаков, а именно: изданием в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличием в акте правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При этом согласно п. 7 указанного документа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, а акты, изданные в ином виде, не могут содержать предписания нормативно-правового характера. Соответственно, письмо Минфина не является нормативным правовым актом и не может регулировать правоотношения в сфере налогов и сборов.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.04.2025 N 03-15-06/34681 <Страховые взносы, если нет деятельности и работников>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)В Письме от 08.04.2025 N 03-15-06/34681 Минфин России разъясняет порядок уплаты страховых взносов и порядок подачи отчетности для организаций, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность и не проводят выплат в пользу физических лиц.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)В Письме от 08.04.2025 N 03-15-06/34681 Минфин России разъясняет порядок уплаты страховых взносов и порядок подачи отчетности для организаций, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность и не проводят выплат в пользу физических лиц.