Разъяснение способа и порядка исполнения
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъяснение способа и порядка исполнения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
Статья: Разъяснение судом порядка исполнения решения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По результатам рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа суд выносит определение. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 869-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дружбина Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"). Разъяснение как способа и порядка исполнения, так и самого исполнительного документа не может изменять содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований (Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2024 N 88А-8844/2024 (УИД 26RS0012-01-2020-002861-91)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По результатам рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа суд выносит определение. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 869-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дружбина Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"). Разъяснение как способа и порядка исполнения, так и самого исполнительного документа не может изменять содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований (Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2024 N 88А-8844/2024 (УИД 26RS0012-01-2020-002861-91)).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 203.1. Порядок рассмотрения вопросов исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм
(ред. от 31.07.2025)Статья 203.1. Порядок рассмотрения вопросов исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм
Статья: Функциональная компетенция судьи в производстве по делам об административных правонарушениях
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)III. Полномочия по организации исполнительного производства и непосредственному участию в нем. По идее, исполнение судебных постановлений о назначении административного наказания не охватывается понятием правосудия и осуществляется органами исполнительной власти. Однако организация их исполнения является одной из важных функций правосудия, которая производна от его основной функции - разрешения дела. К сожалению, полномочия, предоставленные судьям в целях реализации данной функции, в КоАП РФ четко не выделены. Их место в системе юрисдикционных полномочий судьи определяется путем анализа положений гл. 31 КоАП РФ, которая свидетельствует об их исполнительно-обеспечительной природе. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что именно судья обращает вынесенное им постановление, вступившее в законную силу, к исполнению, а затем разрешает различного рода процессуальные вопросы, возникающие в ходе его исполнения, в частности, о разъяснении способа и порядка исполнения постановления, об отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении его исполнения, о досрочном прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Подобные вопросы могут возникать в связи с различными фактическими обстоятельствами, не затрагивающими существа принятого судьей решения ни в части установления обстоятельств дела, ни в части виновности или наказания. Но и при отсутствии таковых судья остается главным и решающим субъектом административно-процессуального права, так как осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением постановления.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)III. Полномочия по организации исполнительного производства и непосредственному участию в нем. По идее, исполнение судебных постановлений о назначении административного наказания не охватывается понятием правосудия и осуществляется органами исполнительной власти. Однако организация их исполнения является одной из важных функций правосудия, которая производна от его основной функции - разрешения дела. К сожалению, полномочия, предоставленные судьям в целях реализации данной функции, в КоАП РФ четко не выделены. Их место в системе юрисдикционных полномочий судьи определяется путем анализа положений гл. 31 КоАП РФ, которая свидетельствует об их исполнительно-обеспечительной природе. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что именно судья обращает вынесенное им постановление, вступившее в законную силу, к исполнению, а затем разрешает различного рода процессуальные вопросы, возникающие в ходе его исполнения, в частности, о разъяснении способа и порядка исполнения постановления, об отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении его исполнения, о досрочном прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Подобные вопросы могут возникать в связи с различными фактическими обстоятельствами, не затрагивающими существа принятого судьей решения ни в части установления обстоятельств дела, ни в части виновности или наказания. Но и при отсутствии таковых судья остается главным и решающим субъектом административно-процессуального права, так как осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением постановления.
Готовое решение: Что делать, если вы получили предписание Роспотребнадзора по результатам контрольного (надзорного) мероприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо органа Роспотребнадзора, которое вынесло предписание, помимо вопросов о разъяснении способа и порядка исполнения предписания, об отсрочке его исполнения также рассматривает вопросы о приостановлении исполнения предписания (возобновлении ранее приостановленного предписания), а также о прекращении такого исполнения (ч. 1 ст. 94 Закона N 248-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо органа Роспотребнадзора, которое вынесло предписание, помимо вопросов о разъяснении способа и порядка исполнения предписания, об отсрочке его исполнения также рассматривает вопросы о приостановлении исполнения предписания (возобновлении ранее приостановленного предписания), а также о прекращении такого исполнения (ч. 1 ст. 94 Закона N 248-ФЗ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)3. Полномочия по организации исполнительного производства и непосредственному участию в нем. По идее исполнение судебных постановлений о назначении административного наказания не охватывается понятием правосудия и осуществляется органами исполнительной власти. Однако организация их исполнения является одной из важных функций правосудия, которая производна от его основной функции - разрешения дела. К сожалению, полномочия, предоставленные судьям в целях реализации данной функции, в КоАП РФ четко не выделены. Их место в системе юрисдикционных полномочий судьи определяется путем анализа положений гл. 31 КоАП РФ, которая свидетельствует об их исполнительно-обеспечительной природе. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что именно судья обращает вынесенное им постановление, вступившее в законную силу, к исполнению, а затем разрешает разного рода процессуальные вопросы, возникающие в ходе его исполнения, в частности о разъяснении способа и порядка исполнения постановления, об отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении его исполнения, о досрочном прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Подобные вопросы могут возникать в связи с различными фактическими обстоятельствами, не затрагивающими существа принятого судьей решения ни в части установления обстоятельств дела, ни в части виновности или наказания. Но и при отсутствии таковых судья остается главным и решающим субъектом административно-процессуального права, так как осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением постановления.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)3. Полномочия по организации исполнительного производства и непосредственному участию в нем. По идее исполнение судебных постановлений о назначении административного наказания не охватывается понятием правосудия и осуществляется органами исполнительной власти. Однако организация их исполнения является одной из важных функций правосудия, которая производна от его основной функции - разрешения дела. К сожалению, полномочия, предоставленные судьям в целях реализации данной функции, в КоАП РФ четко не выделены. Их место в системе юрисдикционных полномочий судьи определяется путем анализа положений гл. 31 КоАП РФ, которая свидетельствует об их исполнительно-обеспечительной природе. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что именно судья обращает вынесенное им постановление, вступившее в законную силу, к исполнению, а затем разрешает разного рода процессуальные вопросы, возникающие в ходе его исполнения, в частности о разъяснении способа и порядка исполнения постановления, об отсрочке, рассрочке, приостановлении и прекращении его исполнения, о досрочном прекращении исполнения постановления об административном приостановлении деятельности. Подобные вопросы могут возникать в связи с различными фактическими обстоятельствами, не затрагивающими существа принятого судьей решения ни в части установления обстоятельств дела, ни в части виновности или наказания. Но и при отсутствии таковых судья остается главным и решающим субъектом административно-процессуального права, так как осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением постановления.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В исполнительном листе указываются выводы суда об удовлетворении либо об отказе в административном иске, а также в некоторых случаях и отдельные вопросы исполнения. Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право оценивать формулировку резолютивной части судебного акта, перенесенной в исполнительный лист. Он может лишь обратиться в суд, выдавший соответствующий документ, с просьбой о разъяснении способов и порядка исполнения этого документа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В исполнительном листе указываются выводы суда об удовлетворении либо об отказе в административном иске, а также в некоторых случаях и отдельные вопросы исполнения. Судебному приставу-исполнителю не предоставлено право оценивать формулировку резолютивной части судебного акта, перенесенной в исполнительный лист. Он может лишь обратиться в суд, выдавший соответствующий документ, с просьбой о разъяснении способов и порядка исполнения этого документа.
Готовое решение: Что делать, если вы получили предписание Роскомнадзора об устранении нарушений в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)о разъяснении способа и порядка исполнения предписания;
(КонсультантПлюс, 2025)о разъяснении способа и порядка исполнения предписания;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К полномочиям должностного лица, вынесшего решение, Закон относит рассмотрение следующих вопросов, связанных с исполнением решения: 1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения; 2) об отсрочке исполнения решения; 3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения; 4) о прекращении исполнения решения. Эти вопросы рассматриваются по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение 10 дней со дня поступления в контрольный орган. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица в установленном порядке.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К полномочиям должностного лица, вынесшего решение, Закон относит рассмотрение следующих вопросов, связанных с исполнением решения: 1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения; 2) об отсрочке исполнения решения; 3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения; 4) о прекращении исполнения решения. Эти вопросы рассматриваются по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение 10 дней со дня поступления в контрольный орган. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица в установленном порядке.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении в случае неясности способа и порядка его исполнения лицо, в отношении которого оно вынесено, в соответствии с ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, которые вынесли постановление. В силу ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ данное заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом лица, заинтересованные в разрешении данных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения, а копия соответствующего определения вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или, во всяком случае, высылается ему в течение 3 дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (ч. 2 и 3 ст. 31.8 КоАП РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 843-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении в случае неясности способа и порядка его исполнения лицо, в отношении которого оно вынесено, в соответствии с ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, которые вынесли постановление. В силу ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ данное заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом лица, заинтересованные в разрешении данных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения, а копия соответствующего определения вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или, во всяком случае, высылается ему в течение 3 дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (ч. 2 и 3 ст. 31.8 КоАП РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 843-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).