Разъяснение бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъяснение бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание содержит описание выявленных нарушений, нарушенные нормы права и требование об их устранении. При этом лицо, которому выдано предписание, вправе самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания, а в случае возникновения затруднений - обратиться с заявлением о его разъяснении.
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание содержит описание выявленных нарушений, нарушенные нормы права и требование об их устранении. При этом лицо, которому выдано предписание, вправе самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания, а в случае возникновения затруднений - обратиться с заявлением о его разъяснении.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 114 "Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела" КАС РФ"Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела, проанализировав представленные доказательства, исходя из положений статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки ФИО9 и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд первой инстанции пришел к выводу о возложении судебных расходов по проведению судебной экспертизы в размере 45 000 рублей на административного истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правила определения такого органа со ссылками на положения гражданского и бюджетного законодательства разъяснены в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Из этого разъяснения следует, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правила определения такого органа со ссылками на положения гражданского и бюджетного законодательства разъяснены в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Из этого разъяснения следует, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)На официальном сайте Федеральной службы финансово-бюджетного надзора размещены разъяснения: валютным законодательством РФ не предусмотрена возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ (http://www.rosfinnadzor.ru/news/4126461/).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)На официальном сайте Федеральной службы финансово-бюджетного надзора размещены разъяснения: валютным законодательством РФ не предусмотрена возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ (http://www.rosfinnadzor.ru/news/4126461/).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В названном постановлении Пленума Верховный Суд разъяснил, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 35); антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии (пункт 36).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В названном постановлении Пленума Верховный Суд разъяснил, что антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 35); антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии (пункт 36).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АПЛ19-392
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.07.2019 N АКПИ19-316, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 Письма ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013>Проанализировав содержание оспариваемых абзацев Письма, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в них не имеется разъяснений относительно положений бюджетного законодательства Российской Федерации, выходящих за рамки их адекватного истолкования (интерпретации).
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.07.2019 N АКПИ19-316, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 Письма ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013>Проанализировав содержание оспариваемых абзацев Письма, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в них не имеется разъяснений относительно положений бюджетного законодательства Российской Федерации, выходящих за рамки их адекватного истолкования (интерпретации).
Вопрос: О контроле Федерального казначейства за использованием полученных средств региональным оператором капремонта общего имущества в МКД.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-09-10/47544)При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-09-10/47544)При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья: Дискуссионные вопросы правовой природы договора счета эскроу
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2021, N 4)Позиция регистрирующего органа поддерживалась письмом Департамента жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 40073-ОК/07, в котором со ссылкой на позицию Министерства финансов Российской Федерации содержатся разъяснения в части Закона N 214-ФЗ Федеральные ведомства полагали, что открытие счетов эскроу участникам долевого строительства, являющимся получателями бюджетных средств, противоречит нормам бюджетного законодательства Российской Федерации.
(Крохина Ю.А.)
("Банковское право", 2021, N 4)Позиция регистрирующего органа поддерживалась письмом Департамента жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 40073-ОК/07, в котором со ссылкой на позицию Министерства финансов Российской Федерации содержатся разъяснения в части Закона N 214-ФЗ Федеральные ведомства полагали, что открытие счетов эскроу участникам долевого строительства, являющимся получателями бюджетных средств, противоречит нормам бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вопрос: Об определении значения коэффициента КТД при расчете НДПИ и условиях применения пониженной ставки по налогу на прибыль резидентом ТОР.
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-06-07-01/9895)В связи с интернет-обращением от 23.01.2025 о представлении разъяснения по вопросу применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого (КТД), при расчете налога на добычу полезных ископаемых АО Департамент налоговой политики сообщает, что Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и иной аналогичной деятельности, в рамках предоставленных полномочий осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
(Письмо Минфина России от 05.02.2025 N 03-06-07-01/9895)В связи с интернет-обращением от 23.01.2025 о представлении разъяснения по вопросу применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого (КТД), при расчете налога на добычу полезных ископаемых АО Департамент налоговой политики сообщает, что Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и иной аналогичной деятельности, в рамках предоставленных полномочий осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
Вопрос: О применении ставки НДПИ 0% при добыче углеводородного сырья из запасов полезного ископаемого, отнесенных к категории "нерентабельных".
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-06-07-01/15283)Департамент налоговой политики, рассмотрев в связи с интернет-обращением от 28.12.2024 письмо ООО (далее - ООО) от 28.12.2024 по вопросу применения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при добыче углеводородного сырья из запасов полезного ископаемого, отнесенных к категории "нерентабельных", сообщает, что Минфин России в рамках возложенных на него полномочий осуществляет разъяснение действующего законодательства Российской Федерации в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и иной аналогичной деятельности и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий в сфере деятельности, не относящейся к сфере деятельности Минфина России, не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и не оказывает консультационных услуг.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-06-07-01/15283)Департамент налоговой политики, рассмотрев в связи с интернет-обращением от 28.12.2024 письмо ООО (далее - ООО) от 28.12.2024 по вопросу применения подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при добыче углеводородного сырья из запасов полезного ископаемого, отнесенных к категории "нерентабельных", сообщает, что Минфин России в рамках возложенных на него полномочий осуществляет разъяснение действующего законодательства Российской Федерации в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и иной аналогичной деятельности и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий в сфере деятельности, не относящейся к сфере деятельности Минфина России, не рассматривает по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и не оказывает консультационных услуг.
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Правоприменительный процесс исполнения существующих разновидностей бюджетных мер принуждения, применяемых уполномоченными лицами органа финансового контроля, не подразумевает определения степени вины лица, в отношении которого могут быть применены характерные меры принуждения. Отсутствие субъективной стороны в составе бюджетного нарушения (виновности субъекта бюджетного нарушения) подразумевает необходимость организации в поднадзорных органах строго регламентированного порядка соблюдения бюджетного законодательства, в том числе в соответствии с нормами локальных нормативных правовых актов и разъяснениями по вопросам установленных правил бюджетного законодательства.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Правоприменительный процесс исполнения существующих разновидностей бюджетных мер принуждения, применяемых уполномоченными лицами органа финансового контроля, не подразумевает определения степени вины лица, в отношении которого могут быть применены характерные меры принуждения. Отсутствие субъективной стороны в составе бюджетного нарушения (виновности субъекта бюджетного нарушения) подразумевает необходимость организации в поднадзорных органах строго регламентированного порядка соблюдения бюджетного законодательства, в том числе в соответствии с нормами локальных нормативных правовых актов и разъяснениями по вопросам установленных правил бюджетного законодательства.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разъяснить сторонам, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 20.07.2023 N 43-П определение суда о назначении экспертизы принимается только после внесения стороной (сторонами) предварительно на счет, открытый соответствующему суду в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, суммы в размере оплаты экспертизы в соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ. В случае невнесения суммы в размере оплаты экспертизы в разумный срок суд оценивает последствия невнесения указанной суммы и при необходимости проведения экспертизы для вынесения по делу законного и обоснованного постановления и при обусловленности невнесения стороной указанной суммы имущественным положением стороны-гражданина может вынести определение о назначении экспертизы по инициативе суда с возмещением расходов за счет средств федерального бюджета;
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- разъяснить сторонам, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 20.07.2023 N 43-П определение суда о назначении экспертизы принимается только после внесения стороной (сторонами) предварительно на счет, открытый соответствующему суду в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, суммы в размере оплаты экспертизы в соответствии с ч. 1 ст. 96 ГПК РФ. В случае невнесения суммы в размере оплаты экспертизы в разумный срок суд оценивает последствия невнесения указанной суммы и при необходимости проведения экспертизы для вынесения по делу законного и обоснованного постановления и при обусловленности невнесения стороной указанной суммы имущественным положением стороны-гражданина может вынести определение о назначении экспертизы по инициативе суда с возмещением расходов за счет средств федерального бюджета;
Вопрос: О применении НПА и разъяснений Минфина России, касающихся применения бюджетной классификации в отношении расходов на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 02-05-06/127425)Исполнение этих обязательств организаций публично-правовых образований, возникающих при выполнении возложенных на них функций, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с отражением расходов по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, которые указанные организации должны применять исходя из требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 02-05-06/127425)Исполнение этих обязательств организаций публично-правовых образований, возникающих при выполнении возложенных на них функций, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с отражением расходов по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, которые указанные организации должны применять исходя из требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вопрос: О ставках сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при расчете размера платы за заключение нового договора пользования рыболовным участком.
(Письмо Минфина России от 28.01.2025 N 03-06-07-03/7199)Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и иной аналогичной деятельности, в рамках предоставленных полномочий осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
(Письмо Минфина России от 28.01.2025 N 03-06-07-03/7199)Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и иной аналогичной деятельности, в рамках предоставленных полномочий осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляет разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, не относящихся к сфере деятельности Минфина России.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как можно заметить, приведенные выше позиции из судебной практики являются более многоаспектными по сравнению с разъяснениями Минфина. В некоторых судебных актах указанные разъяснения могут содержаться в совокупности. Однако нам представляется, что определение нецелевого использования бюджетных средств, изложенное в ст. 306.4 БК РФ, не позволяет учитывать все особенности процесса получения и распределения бюджетных средств. Ввиду этого в судебной практике мы наблюдаем более расширительное толкование описываемого нарушения бюджетного законодательства.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как можно заметить, приведенные выше позиции из судебной практики являются более многоаспектными по сравнению с разъяснениями Минфина. В некоторых судебных актах указанные разъяснения могут содержаться в совокупности. Однако нам представляется, что определение нецелевого использования бюджетных средств, изложенное в ст. 306.4 БК РФ, не позволяет учитывать все особенности процесса получения и распределения бюджетных средств. Ввиду этого в судебной практике мы наблюдаем более расширительное толкование описываемого нарушения бюджетного законодательства.
Статья: К вопросу о правовом регулировании права налогоплательщика на информирование в условиях развития информационных технологий
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<12> Приказ Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области от 23 мая 2023 г. N 74н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области по предоставлению государственной услуги "Дача письменных разъяснений налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Курской области о налогах и сборах". URL: https://kursk.ru/upload/iblock/663/jk1yojxoffja4sele5ngwbd7qpsu7b2o/Prikaz_AR.docx (дата обращения: 22.05.2025).
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<12> Приказ Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области от 23 мая 2023 г. N 74н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области по предоставлению государственной услуги "Дача письменных разъяснений налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Курской области о налогах и сборах". URL: https://kursk.ru/upload/iblock/663/jk1yojxoffja4sele5ngwbd7qpsu7b2o/Prikaz_AR.docx (дата обращения: 22.05.2025).